Международное рейтинговое агентство Fitch ratings 22 сентября 2017 года изменило со "Стабильного" на "Позитивный" прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента ("РДЭ") России в иностранной и национальной валюте, и подтвердило РДЭ на уровне "BBB-", сообщила пресс-служба агентства.
Изменение прогноза на "Позитивный" отражает следующие ключевые рейтинговые факторы и их относительный вес:
Россия продолжает продвигаться вперёд с укреплением проводимой политики на фоне повышения гибкости обменного курса, чёткой нацеленности на инфляционное таргетирование и взвешенной налогово-бюджетной стратегии, что нашло отражение в недавно одобренном бюджетном правиле. Такие меры обеспечат улучшение макроэкономической стабильности и, наряду с хорошими уровнями внешнего и фискального балансов, повышают устойчивость экономики к шокам.
После сокращения до уровня ниже целевого показателя центрального банка равного 4% в июле (и достижения исторически низкого уровня в 3,3% в августе), инфляция в среднем составит 4,1% в 2017 г., понизившись по сравнению с 7,1% в 2016 г. Fitch ожидает, что центральный банк по-прежнему будет фокусироваться на достижении устойчиво низкого уровня инфляции посредством взвешенных послаблений, укрепления передаточных механизмов и доверия к институтам, а также устойчивой привязки ожиданий. Инфляционные риски обусловлены волатильностью обменного курса, восстановлением внутреннего спроса (что отражает рынок труда с высоким спросом на рабочую силу) и шоками по ценам на продукты питания. В то же время инфляция в среднем составит 4,5% в 2018-2019 гг., что является беспрецедентно низким уровнем инфляции для России, хотя по-прежнему выше медианы для рейтинговой категории "BBB" в 2,1%.
В соответствии с бюджетным правилом, одобренным в июле, расходы планируются на основе консервативного ориентира по цене на нефть в 40 долларов (в реальном выражении). Кроме того, государство продолжит аккумулировать нефтяные доходы сверх заложенных в бюджет, используя валютные интервенции, чтобы предотвратить повышение реального эффективного обменного курса, сократить зависимость бюджета от нефти и восстановить фискальные буферы. Нефтяные доходы, вероятно, останутся на уровне около 36% от всех доходов, что существенно ниже среднего показателя в 50% в 2011-2014 гг. Правительство придерживается правила в условиях позитивной динамики доходов, что подкрепляет ресурс доверия. Власти пересмотрели целевой дефицит бюджета на 2017 г. в сторону понижения с 3,2% до 2,1% от ВВП, при этом дополнительные расходы будут финансироваться за счёт ненефтяных доходов сверх заложенных в бюджет уровней в соответствии с бюджетным правилом. Целевой уровень дефицита составляет 1,4% от ВВП на 2018 г.
Fitch ожидает, что дефицит федерального бюджета снизится до 2% от ВВП по сравнению с 3,4% в 2016 г. и достигнет целевого уровня исходного дефицита в 0% в 2019 г. Ненефтяной дефицит федерального бюджета может снизиться с 9,1% от ВВП в 2016 г. до 6,2% в 2019 г. при сокращении федеральных расходов на 3 п.п. за тот же период. Более высокий рост ненефтяных доходов может обеспечить некоторую возможность ослабления сокращения реальных расходов в случае необходимости.
Резервы достигли 424 млрд. долларов в начале сентября 2017 г., и сохраняющиеся профициты счета текущих операций, умеренный отток капитала и более высокие, чем заложено в бюджет, цены на нефть будут способствовать росту резервов до свыше 500 млрд. долларов в 2019 г., возвращая их к уровням конца 2013 года. Россия уже имеет самый высокий показатель внешней ликвидности в рейтинговой категории "BBB", и её позиция внешнего нетто-кредитора укрепилась с 2014 г., как относительно ВВП, так и относительно текущих поступлений в иностранной валюте, за счёт снижения левериджа у банков и компаний и более высокой гибкости обменного курса. Чистые суверенные иностранные активы являются существенными на уровне 28% ВВП.
РДЭ России "BBB-" также отражают следующие ключевые рейтинговые факторы:
Государственный долг остаётся среди самых низких в рейтинговой категории "BBB", и в 2017 г. прогнозируется увеличение долга федерального правительства до 13,4% от ВВП и до 16,3% на общегосударственном уровне (с учётом долга субнациональных образований и гарантий). Новое бюджетное правило включает консолидацию двух существующих бюджетных фондов сбережений, которые вместе будут составлять 4% от ВВП к концу 2017 г. Фискальные буферы остаются низкими в сравнении с другими нефтедобывающими странами с аналогичными рейтингами, но умеренно увеличатся в 2018 и 2019 гг.
Центральный банк продолжает расчистку банковского сектора, а также укрепление надзора и системы работы с проблемными банками. Переход под управление ЦБ РФ банка Открытие, одного из 10 банков, на тот момент отнесённых к системно значимым, предотвратил распространение проблем и нестабильность на финансовых рынках. Данное вмешательство является важной проверкой способности властей продолжать расчистку банковской системы и укреплять систему работы с проблемными банками, при этом сохраняя доверие к финансовому сектору. По мнению агентства, риски со стороны банковской системы для суверенного баланса в настоящее время представляются ограниченными.
Рост возобновляется, но останется слабым относительно сопоставимых эмитентов. Fitch ожидает роста в России на 2% в 2017 г. и в среднем на 2,1% в 2018-2019 гг. на фоне сокращения неопределённости, ослабления монетарной политики, поддерживающего восстановление кредитования, стабильности рубля и благоприятных перспектив по ценам на нефть. Это сравнимо с медианными темпами роста в 3,1% для рейтинговой категории "BBB". Более широкую программу реформ для достижения более высокой траектории роста при поддержании улучшившейся макроэкономической стабильности предстоит реализовывать после президентских выборов 2018 г.
Помимо геополитической напряжённости, связанной с конфликтом в Восточной Украине, конгресс США в июле 2017 г. расширил и законодательно закрепил существующие секторальные и индивидуальные санкции. Данное законодательство не только усложняет ослабление санкций, но и создаёт существенные риски их дальнейшего ужесточения и может ограничивать гибкость суверенного эмитента по привлечению финансирования в случае нацеленности на государственный долг. Доступность альтернативных источников финансирования и соответствующие расходы, а также влияние на суверенный баланс будут определять краткосрочное влияние на общую кредитоспособность.
Президент Владимир Путин по-прежнему имеет комфортную позицию, чтобы выиграть выборы на новый срок в марте 2018 г., хотя он ещё не выставил свою кандидатуру. Fitch не ожидает политических изменений, которые негативно сказались бы на улучшившейся макроэкономической среде, но составляющие и темпы программы реформ после выборов остаются неопределёнными. Позиции России в рэнкинге Всемирного банка по качеству управления существенно ниже медианы для сопоставимых эмитентов.
По суверенной рейтинговой модели Fitch Россия имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу "BBB" по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте.
Комитет агентства по суверенному рейтингу применил корректировки к результатам модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте с учётом качественных факторов относительно рейтингуемых сопоставимых эмитентов следующим образом: Структурные характеристики -1 уровень, чтобы учесть геополитическую напряжённость и повышенные риски санкций с момента нашего последнего пересмотра, что может в будущем сдерживать гибкость суверенного эмитента в плане привлечения финансирования и может также оказать негативное влияние на макроэкономическую стабильность, деловую среду и перспективы роста.
Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трёхлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учёт агентством качественных факторов предназначен позволить скорректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или не отражены в полном объёме в суверенной рейтинговой модели.
Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к повышению рейтингов:
– Рост уверенности в том, что санкции не повлияют на гибкость суверенного эмитента в плане финансирования.
– Продолжение повышения макроэкономической стабильности за счёт укрепления монетарной и фискальной политики.
– Продолжение укрепления фискальных буферов и буферов внешних накоплений, например, в результате устойчивого восстановления цен на нефть и незапланированных доходов.
– Реализация структурных реформ, которые способствовали бы потенциальному росту.
Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к стабилизации прогноза по рейтингам:
– Повышение геополитической напряжённости или введение дополнительных санкций, которые сказались бы на макроэкономических показателях и гибкости суверенного эмитента в плане привлечения финансирования.
– Ослабление проводимой политики, что сказалось бы на макроэкономических и фискальных показателях.
– Продолжительное сокращение международных резервов.
Fitch исходит из сохранения санкций ЕС и США в течение длительного времени и наличия риска их дальнейшего ужесточения.
Fitch прогнозирует, что цена на нефть Brent будет в среднем составлять 52,5 долларов/баррель в 2017 г. и 55 долларов/баррель в 2018 г.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Абсолют банк" проводит акцию "Позволь себе больше"Розничные продажи и безработица В СШАБезработица в США снизила темпы ростаРоссийский рынок акций выглядел неоднозначно, наблюдались движения в отдельных бумагахПромышленное производство в ЕврозонеЧто будет с евро после июньского заседания ЕЦБСтроительные компании Великобритании ждут выборовВ прошедшем месяце в Европе снизились продажи автомобилейВсе меньше россиян верят в рубль«Отличная карта» от «Росгосстрахбанка»USD | 01.09 | 73.80 | -0.83% | |
EUR | 01.09 | 87.83 | -0.92% |
Золото | 12.10 | 2402.61 | - | -0.21% | |
Серебро | 12.10 | 31.94 | - | -0.06% | |
Платина | 12.10 | 1731.85 | + | 0.50% | |
Палладий | 12.10 | 1743.02 | + | 0.17% |
MICEX | 06:00 | 2175.16 | -0.92% | |
RTS | 06:00 | 1104.51 | -1.31% | |
Dow Jones | 20:01 | 24360.14 | -0.50% | |
Nasdaq | 20:00 | 7106.65 | -0.47% | |
FTSE 100 | 07:47 | 7256.31 | -0.11% | |
Dax | 07:47 | 12454.89 | +0.10% | |
Cac 40 | 07:47 | 5313.09 | -0.04% | |
Nikkei 225 | 06:45 | 21835.53 | +0.26% |
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека: монополия или конкуренция
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Лучше банка может быть только… брокер!
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.