Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Все новое - хорошо…

Все течет, все, как говорится, меняется. Меняется жизнь. Еще совсем недавно в УК была валютная статья, а рубль был Рублем. Затем пришло время, и приняли Закон о валютном регулировании. Без валютного контроля, конечно, не обошлось. Затем и вовсе запретили расчеты в валюте (иностранной) на всей территории России, а сам рубль стал Валютой. И еще, и еще… Все течет… Вот уже и третье тысячелетие. Настало время в очередной раз менять. И Государственной Думой 18 апреля 2001 г. принят, а Советом Федерации 16 мая 2001 г. одобрен Федеральный закон № 72-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», датируемый 31 мая 2001 г.

В чем же изменения? Да вот они. В п. 2 ст. 1 из текста «ушли» аккредитивы, появились «другие платежные документы». Фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях, стали «эмиссионными ценными бумагами». Добавились просто «ценные бумаги», «производные от эмиссионных ценных бумаг», «опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства». Вот, пожалуй, и все по этому пункту. Впрочем, все вышеназванное должно быть выражено в валюте Российской Федерации, а не в рублях, как это было в старой редакции.

Практически те же изменения внесены и в пп. «б» п. 4. В новой редакции он звучит так: «Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте».

Только валюта Российской Федерации заменена на иностранную валюту.

С этим все просто. Настало время, и поменяли термины. Сложнее с пп. «г» п. 9. Умышленно приведем его новую и старые редакции полностью.

Редакция Закона от 31 мая 2001 г. такова: «Переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включающие:

Теперь текст пп. «г» п. 9 ст. 1 Закона в редакции от 9 октября 1992 г.: «Переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции».

Список конкретизирован. Если раньше что сумел доказать, то и относи к «другим аналогичным операциям», то теперь за рамки списка ни-ни. Это как «шаг в сторону — попытка к бегству».

Вот еще интересные изменения. Статья 1 дополнена п. 12 и 13 следующего содержания: «Свободно конвертируемая валюта» — иностранная валюта, указанная в п. 3 настоящей статьи, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций» (п. 12).

Наконец определено понятие свободно конвертируемой валюты. Однако неясно — стали ли свободно конвертируемыми «зайчики», гривны, литы, латы, сомы и т. д. (список этот можно продолжить)? С точки зрения законодательства стали. А на деле? Да простят меня белорусы, украинцы, литовцы и латыши…

Пункт 13 ст. 1 гласит: «Для целей настоящего Закона отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации». Очень важное дополнение! Что считать датой фактического пересечения границы? Практика показывает, что зачастую документы оформляются сегодня, а товар уходит только завтра. Вот и получается разбег в день, а то и в два, и три, если попадешь под праздник.

Очень важно отметить, что и п. 4 ст. 14 Закона о валютном регулировании, определяющей ответственность за нарушение валютного законодательства, Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ изложен в новой редакции. И это по большому счету радует, ибо в новой редакции сказано: «Взыскание предусмотренных настоящей статьей санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению, вынесенному на основании представления агентов валютного контроля, с физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных правонарушениях». (В редакции от 9 октября 1992 г. с юридических лиц предусматривалось взыскание в бесспорном порядке.)

И далее в новой редакции: «Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.

Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства и предписание об устранении нарушения валютного законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена правомочными на то органами в течение 10 дней со дня ее поступления.

Обжалование указанных постановления или предписания в установленный срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к исполнению.

Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления не позднее 15 дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения».

И лишь «в случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание указанных санкций производится без применения судебной процедуры».

Такое нововведение радует! Однако все это было еще в определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-О.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел тогда к следующим выводам: «При наличии валютного правонарушения орган валютного контроля вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица, однако это решение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд; положение о взыскании с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций в бесспорном порядке не может применяться судами, другими органами и должностными лицами, что является общеобязательным и впредь до отмены п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике».

Попутно (для справки) следует отметить, что из содержания п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» во взаимосвязи с другими положениями данного и иных законов следует, что за противоправные сделки с валютой и иные незаконные валютные операции предусматривается гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

В соответствии с решениями Конституционного Суда Российской Федерации юридическим лицам, к которым применены санкции, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», гарантируется судебная защита. Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации еще от 4 марта 1999 г. по жалобе ЗАО «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» указывалось, что решение органа валютного контроля о взыскании штрафа с юридического лица может быть в установленном порядке обжаловано в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В этом случае взыскание штрафа в бесспорном порядке должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе юридического лица. При рассмотрении таких дел суды обязаны разрешить спор в строгом соответствии с установленной законом процедурой, применяя нормы материального права, регулирующие спорные отношения, на основе исследования фактических обстоятельств правонарушения, вины правонарушителей и всех других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, чем обеспечивается конституционное право граждан на судебную защиту.

Вот и получается, что все новое - хорошо забытое старое.

Но лучше поздно, чем никак.

Виктор Кашин


Приобретая в магазине Крепмаркет инструмент, расходные материалы к нему или крепеж.. Продавцы-консультанты прекрасно разбираются в ассортименте магазина, поэтому всегда могут ответить на вопрос, есть ли в наличии нужный вам типоразмер крепежа. Такой тщательный отбор сотрудников необходим потому, что наши магазины нацелены на обслуживание различных категорий граждан: как профессионалов (строителей, монтажников, конструкторов и инженеров), так и домашних мастеров. И даже если вы впервые решили приобрести нержавеющий крепеж, при помощи наших консультантов выбор...

Статьи, интервью, публикации