В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

О практичных венчурах

Работа с венчурами требует, чтобы каждый был на своем месте. Инвестор -одно, команда проекта - другое. В результате все оказываются одной командой, и отношения приходится строить со всеми.

До недавнего времени в России было принято жаловаться на нехватку средств для венчурных инвестиций. В последние годы возникла другая проблема: многие игроки рынка жалуются, что деньги-то уже есть, но качество проектов из рук вон плохое.

Иллюзий не питаем. Нам тоже казалось, что качественных проектов в России мало. Чтобы убедиться в обратном, потребовалось три года. Для существующего реального предложения венчурных денег мы имеем неплохой выбор. Возвращаются проекты, вывезенные из России в 1990-х, есть даже уходящие корнями в СССР. В свое время их авторы уезжали реализовывать идеи в США, Германию или Великобританию, получали гранты, создавали опытные образцы. Одни возвращаются потому, что не нашли понимания и денег, другие - потому, что здесь все свои, третьи просто соскучились по российской динамике. Наблюдая за этим, понимаешь качество людей, которых в свое время мы потеряли, - очень высокое качество. Приятно таких возвращать.

Мы стараемся инвестировать в проекты, которые можно потрогать руками. «Доткомы» без реальных перспектив в расчете на модные тренды - не наша тема. Все же Россия - страна реальных возможностей во всех смыслах слова. Кто-то, ориентируясь только на ассоциативный ряд, скажет, что модернизация действующего завода - это не венчур. Тем не менее, это именно практический и практичный российский венчурный капитализм. Не теоретический. Сомнительные проекты, содранные «оттуда» без учета российских реалий, - не для нас. Мы не носимся с модными идеями создания очередного Facebook, хотя многие ринулись в эту нишу.

Нам нравятся компании, у которых есть уникальный продукт и понятный рынок сбыта, но нет сил на этот рынок выйти. И этот прорыв должен быть завтра, а не послезавтра. Иллюзий не питаем и в конкурентные ниши не лезем. Например, нано-технологии стараемся обходить - на этом поле и так есть, кому играть. Мы понимаем важность, политическую и социальную значимость этих направлений для страны и для всех нас. Но дело нашей компании - приносить прибыль, и только через прибыль и рост денежной стоимости венчурных компании мы можем реализовать свою социальную роль.

Быть умнее. Другое отличие - в подходе к выбору венчурных команд. Сейчас в моде понятие smart money - «умные деньги», когда инвестор приносит в проект не только финансы, но и какую-то дополнительную компетенцию, экспертизу. Для нас же «умные деньги» - это когда каждый человек на своем месте лучше нас знает, чем он занимается. Идеальная ситуация - когда команде вообще не нужна наша экспертиза, только деньги.

Понятно, что в такой рисковой области, как венчур, всегда тянет заняться ручным управлением. Но важно искать и находить вместе с проектом и людей. Венчур - эмоциональная вещь, и его команда должна иметь нематериальные стимулы, помимо денег, которые она получит от нас, а уж тем более зарплат, назначаемых менеджерам. В каком-то смысле команде должно быть некуда деваться, кроме как сделать этот проект.

Много отношений. У такого подхода есть и свои сложности: получается, что в нашей структуре задействованы по два десятка гендиректоров, фин-директоров, коммерческих и технических директоров и т.д. Причем стадия, когда мы только входили и инвестировали - такой «конфетно-букетный период», -давно прошла, а сейчас своего рода «бытовуха», и ее надо терпеть. И со многими приходится вести себя жестко. А рискованность бизнеса накладывает отпечаток на стиль работы, иногда даже просто неотвечен-ный звонок может поставить под угрозу отношения, а они, в свою очередь, весь проект. Если учесть, что в наших проектах обычно мы не единственный инвестор, важность отношений тем более возрастает.

Бывает, что при входе мы неправильно оценили перспективы как проекта, так и команды. Это нормальный риск. Но постоянная работа с множеством проектов и сохраняющийся при этом взгляд «со стороны» учат нас слушать и слышать. Сейчас мы доводим те проекты, что уже проинвестировали. Какие-то из них, вероятно, придется закрыть. Но оставшиеся принесут большой доход - гораздо больше естественных потерь. И уже в этом году мы покажем реальный результат, и начнется новый цикл.


Заказ артистов на корпоративное мероприятие - Москва и вся Россия Клиентам компании предоставляется возможность выбрать певца, сатирика, артиста оригинального жанра, фольклорный коллектив или танцевальный ансамбль и пригласить на торжество. Букинг артистов.

Статьи, интервью, публикации