Вероятностям угроз для деятельности банка следует противопоставить четкую систему оперативного и стратегического управления безопасностью банка, характеристику направлений которого можно представить в представленном ниже порядке.
Менеджмент банка отвечает за организацию процесса управления и принятие управленческих решений в банке с учетом его безопасной деятельности на рынке, что выражается:
Разведка уделяет первостепенное внимание обстановке вокруг банка на рынке в направлении конкурентов, клиентов, партнеров, государственных организаций и различных групп граждан. Она пристально изучает их бизнес, заявленные и скрытые интересы, поведение, деловую репутацию и имидж, положение на рынке, портрет персонала, данные о владельцах и руководителях. Разведка банка должна работать на опережение в целях оперативного обеспечения принимаемых администрацией банка управленческих решений. При этом особый упор должен делаться не столько на присутствие технического фактора как метода проведения такой работы, сколько на предварительную оперативно-аналитическую проработку сценария осуществления надлежащих мероприятий, способных подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения, варианты и прогнозы. Успешные результаты разведки позволяют оперативно — и иногда существенно — корректировать принимаемые управленческие решения, что позволяет избегать рисков, а следовательно — не допускать убытков и укреплять положение банка на рынке в конкурентной борьбе.
Информационная безопасность представляет собой процедуру мероприятий сводного порядка, гарантирующих возможность предотвращения:
Контрразведка осуществляет работу по предотвращению появления в банке агентуры конкурентов или криминальных структур. Контрразведка занимается выявлением слабых мест безопасности в деятельности своего банка. Эта работа прежде всего проводится с персоналом банка — со специалистами и менеджментом банка, что относится также и к проведению банковских операций, к охране здания банка и его различных помещений. Вместе с тем именно контрразведка должна заниматься вопросами защиты банковской тайны и конфиденциальной информации банка, акцентируя внимание на работе по защите данных о:
Охрана здания и помещения банка как одно из направлений обеспечения безопасности банка выражается в оснащении банковского помещения техническими средствами наблюдения, сигнализации и защиты (видео- и аудиоаппаратурой), специальной аппаратурой (инфракрасное излучение, комбинированные теплодатчики, рентген), биологической защитой (пауки, скорпионы и змеи), различными механизмами и замками в сочетании с компьютерными решениями и средствами связи. Наличие аппаратуры для идентификации персонала банка и специалистов, ответственных за выполнение конфиденциальных операций банка, подтверждает серьезность намерений банка в этом направлении. Отсутствие этого отражает игнорирование банком реальной гарантии сохранности денежных и материальных средств его клиентов. Следует подчеркнуть, что если банк не беспокоится о своей безопасности и не наращивает в этом направлении свои возможности, то, вероятнее всего, его фактическая деятельность тесно переплетается с коррупцией и криминалом.
Особое внимание в ходе реального противостояния угрозам банка уделяется отношению к клиентам банка, которые находятся в клиентское время в помещении банка, куда обеспечен открытый допуск. В такой ситуации значительная нагрузка падает на охрану помещения банка, банковского персонала и обслуживаемых клиентов банка. Поэтому для предотвращения возможных угроз в ходе клиентского обслуживания служба безопасности банка по охране банковского помещения должна уметь:
При этом следует всегда руководствоваться правилом трех точек: «В ходе визуального наблюдения охранник банка должен одновременно видеть своего коллегу по охране, клиента в банке и работающего с ним специалиста банка. И специалист банка по работе с клиентами банка должен также одновременно видеть клиента, с которым он осуществляет работу, и двух охранников банка». Данное правило фактически означает постоянную оценку профессиональной ситуации персоналом банка в ходе осуществления контроля за исполнением конкретных банковских операций с учетом непредвиденных обстоятельств.
Инженерная защита банка представляет собой комплекс мероприятий по контролю за качеством эксплуатации банковских помещений, где особое внимание отводится как важным составным элементам (перекрытия, окна, решетки, стены, крыши, двери, тепло- и энергокоммуникации) здания банка, так и качеству используемого для таких целей строительного материала (герметичность, прочность, тепло- и водостойкость, изоляция).
Организационная защита направлена на противодействие угрозам банка посредством установления определенных административных правил, порядка и норм, отражающих индивидуальный характер бизнеса данного банка. Такой подход содействует более плотной защите банковских операций и персонала банка и отражается в следующих позициях:
В этой связи особое место отводится различным средствам достижения безопасности банковской деятельности, среди которых следует выделить технические — для противодействия техническим угрозам банка и специальные — для пожаротушения, контроля доступа в банк, обнаружения радиационно-химического заражения и биоочистки. Средства наблюдения предназначены для визуального контроля за посетителями банка и выявления тех, кто не в ладах с законом, а также для оценки поведения персонала банка при исполнении им должностных обязанностей.
Средства прослушивания предназначены для звукового контроля:
Важное место в работе по обеспечению безопасности банковской деятельности отводится приемам и методам ее осуществления на практике, которые используются пока еще не в полном объеме. Вместе с тем сюда следует отнести следующие приемы и методы, использование которых серьезно снижает уровень угроз для банка или любого другого участника рынка.
Сотрудничество выражается в проведении совместных мероприятий службы безопасности банка:
Источники информации (информаторы) внедряются во внешнюю и внутреннюю среду банка. Подготовка информаторов, работа с ними и их размещение у партнеров, клиентов и конкурентов, в криминальной среде и среди персонала своего банка — это новый и пока еще, по высокому уровню профессионального исполнения, редко встречающийся вид деятельности. Это не только проверка и перепроверка получаемой информации, но и использование источников информации в системе постановки такой работы в дополнение к техническим и иным средствам, что позволяет выявлять и использовать необходимую информацию, гарантировать ее достоверность, оперативность, полноту и детальное представление. Такое направление работы дает возможность аргументированно, с привлечением фактов описывать администрации банка реально сложившуюся ситуацию, не терять бдительности, не пренебрегать правилами, внимательно относиться к мелочам и стечению обстоятельств и не допускать самоуспокоенности.
Сравнение как метод экономического анализа позволяет не только сопоставлять различную информацию из разных ее источников, но и повышать качество составления прогноза и уточнять реальное положение дел.
Использование контрольных точек как аналитического приема предполагает применение определенных показателей в качестве индикаторов, изменение которых подсказывает и отражает динамику происходящих событий для тех, кто принимает решения в банке, что способствует осуществлению постоянного контроля и при необходимости — выполнению адекватных ответных действий.
Системность как метод познания обеспечивает взаимосвязанное представление происходящих событий во внешней и внутренней среде банка, их взаимодействия и взаимовлияния, а также согласованную реакцию на них. Именно системность отражает понимание того, что управление банком зависит от управления его персоналом, что управление персоналом должно адекватно реагировать на все изменения в управлении банком.
Адресное поведение как прием обусловливает целесообразность детализации угроз, направляемых в адрес банка, и подразделения этих угроз на такие, когда против банка действует конкретный соперник или несколько соперников; на такие, что исходят от третьего лица, а заказчик остается в тени и наблюдает за происходящим, координируя действия своих исполнителей; и на такие, когда угрозы для банка исходят из самого банка и формируются в его внутренней социальной среде среди специалистов и менеджмента банка (неформальные группы, конфликты и стрессы, психологическая совместимость персонала, его портрет, характер взаимоотношений «менеджер — специалист», стиль управления).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Лучше банка может быть только… брокер!
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека: монополия или конкуренция
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.