Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Модель кассовых операций

В современных условиях, характеризующихся динамизмом финансового рынка и возрастанием значимости фактора конкуренции, особое значение для банков имеет совершенствование главной составляющей банковской деятельности — расчетно-кассового обслуживания (РКО) клиентов. Развиваются методы управления потоками денежной наличности и расширяется сфера услуг кассового обслуживания, предоставляемых предприятиям и физическим лицам. При этом совершенствование банковской деятельности все шире и интенсивнее опирается на использование математических методов и средств вычислительной техники.

В области автоматизации и оптимизации кассового обслуживания можно отметить следующие вопросы, требующие научного подхода для их решения:

Чтобы повысить отдачу от использования программно-технических средств, необходим переход на качественно новый уровень автоматизации РКО. При создании новых банковских систем основные проблемы связаны с высокой трудоемкостью процессов проектирования в условиях отсутствия четких, формализованных моделей предметной области банковских операций. Поэтому одной из наиболее актуальных и неотложных задач является разработка новых подходов к моделированию операционной обработки кассового обслуживания. Упорядоченная, оптимизированная, структурная модель позволит создавать автоматизированные системы, наиболее полно удовлетворяющие требованиям заказчика и критериям качества.

Рассмотрим общую схему совершения основных кассовых операций (табл. 1), а также инкассации денежных средств и других ценностей для кредитных организаций и их филиалов (рис. 1), построенную на основании главного документа, регламентирующего этот порядок, каковым является Приказ ЦБ РФ от 25 марта 1997 г. № 02-101 «О введении в действие Положения «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

В зависимости от того, кто является источником, а кто — приемником потока движения денежной наличности, все кассовые операции делятся на четыре типа:

Разделение на подтипы происходит на основании направления движения потока — от источника к приемнику или наоборот.

С использованием дополнительного классификатора, указывающего на то, какой поток присутствует в операции (локальная валюта, иностранная валюта или бланки строгой отчетности — БСО), представим общий список основных кассовых операций в виде таблицы. Для удобства далее по тексту мы будем использовать аббревиатуры операций.

Каждый из приведенных выше процессов с точки зрения документооборота и движения потоков денежной наличности представляет собой связанный набор стадий и переходов между ними. Рассмотрим операцию CTRL — «заказ и доставка наличности из операционной кассы юрлицу (рубли)» (рис. 2).

На диаграмме прямоугольными блоками представлены стадии операции. Каждая стадия имеет свой номер, указанный в левом верхнем углу, и название. От стадии к стадии переходит запись (документ), отражающая текущее состояние операции. В данном случае запись заявки 1 участвует во всех стадиях процесса обработки заказа и выдачи наличности клиенту.

Сама операция разделена во времени: t1 — время подачи заявки; t2 — время подготовки для выполнения заявки; t3 — время выполнения заявки.

Промежуток времени t2 — это момент, когда происходит внутрибанковская операция VTL — «подкрепление касс из хранилища (рубли)».

Пройдя по ссылке на внутрибанковскую операцию, мы увидим, из каких стадий она состоит (рис. 3). В данном случае следует учитывать наличие следующих записей:

Операция по времени состоит из следующих временн€ых промежутков: t1 — заказ кассы (ввод заявки 2) — выполняется в операционной кассе; t2 — выполнение заказа кассы (заявка 2) — выполняется в хранилище; t3 — получение денег по заказу кассы (заявка 2) — выполняется в операционной кассе.

По результатам приведенного анализа стадий и этапов документооборота для каждой кассовой операции из общего списка мы выделяем стандартные стадии и фазы. Это дает нам возможность построить модель универсальной кассовой операции (рис. 4). Каждая кассовая операция состоит из нескольких стадий. На схеме представлен общий вид «универсальной кассовой операции» (УКО). Жизненный цикл УКО состоит из четырех фаз, каждая из которых разделяется на стадии. Для реальных бизнес-процессов нужно рассматривать не все этапы, а только те, которые подходят по смыслу: последовательность остается, но отдельные стадии или даже фазы могут отсутствовать.Таким образом, каждая из кассовых операций выглядит в виде набора этапов и фаз «универсальной кассовой операции» (рис. 5).

В конечном итоге разработанные рекомендации по построению универсальной операции позволяют повысить эффективность создания базовых моделей операции при внедрении новых систем и модернизации известных систем автоматизации банковской деятельности, а также повысить качественные результаты разработок. Это обеспечивает существенное сокращение объема работ на этапе бизнес-анализа предметной области банковской деятельности, что дает возможность значительно снизить трудоемкость и затраты денежных средств на отработку проектных решений.

Денис Королев

Статьи, интервью, публикации