В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Делая ставку на новый технологический цикл

The Economist. September 4th. 2003.

Трудно поверить, что всего три года назад финансовый мир пытался перевести львиную долю своих операций в виртуальное пространство. Браузер и мобильный телефон казались основными инструментами, с помощью которых клиенты банков и финансовых компаний будут в недалеком будущем переводить средства со счета на счет, торговать акциями, подавать заявления на получение займов и оплачивать страховки.

Сейчас большинство кредитно-финансовых учреждений стран с развитой экономикой акцентирует свою деятельность отнюдь не на разработке новых грандиозных схем онлайнового банкинга. Основные задачи на повестке дня совершенно тривиальны: снижение операционных издержек на основе использования существующих информационных технологий, более эффективная их интеграция, возврат от иллюзий глобальной Сети к операциям в физических отделениях банков и финансовых компаний.

Все это — очень плохие новости для производителей и поставщиков компьютеров, устройств для хранения информации и высокоскоростных сетей передачи данных. Финансовый сектор мировой экономики традиционно являлся основным потребителем информационных технологий и одновременно законодателем мод в этой сфере. До тех пор пока банки и финансовые компании будут экономить на новейших информационных решениях и технологиях, ИТ-индустрия будет находиться в состоянии спада.

Собственно говоря, именно мировой экономический спад и явился главной причиной замедления спроса финансового сектора на информационные технологии. Когда экономика не слишком хороша, многие заказчики сложных и дорогостоящих ИТ-систем начинают выказывать недовольство длительными сроками окупаемости информационных технологий.

Несколько лет назад крупные инвестиционные банки США, Западной Европы и некоторых азиатских стран предпочитали покупать дорогие рабочие станции у IBM, Sun или Hewlett-Packard. Востребованы были и заказные операционные системы Unix. Сейчас эти учреждения стремятся использовать обычные ПК с «Intel inside» и бесплатной ОС Linux. Кроме того, кредитно-финансовые учреждения экономически развитых стран нашли еще один способ экономии на информационных технологиях — аутсорсинг части или даже всех ИТ-операций. За период с сентября 2002 г. по сентябрь 2003 г. в мире было зафиксировано 20 подобных сделок стоимостью 1 млрд долл. или более каждая. Кроме того, банки и финансовые компании начинали все более активно передавать разработку ИТ-проектов в Индию и Китай, что позволяет им снизить затраты на программирование в среднем почти на две трети.

Однако попытки к экономии средств в сфере информационных технологий имеют достаточно узкие границы.

Во-первых, банкам и финансовым компаниям необходимо обеспечить поддержку тех информационных систем, которые ими уже закуплены и установлены. Согласно прогнозу американской компании Tower Group, глобальные расходы компаний, занятых предоставлением финансовых и банковских услуг, в 2003 г. составят порядка 337 млрд долл., что на 2,3% больше, чем в 2002 г. Из этой суммы около 250 млрд долл. будет потрачено на техническое обслуживание и ремонт установленного информационного оборудования, а также апгрейд ПО.

Во-вторых, в некоторых областях финансов и банковского дела остановить гонку информационных технологий в настоящее время представляется делом почти невозможным. Например, брокерские и другие компании, занимающиеся торговлей акциями и прочими ценными бумагами, вынуждены тратить все больше и больше средств на повышение эффективности своих «квантов» (quants, сокр. от quantitative — количественный) — специалистов в области количественного анализа, занимающихся прогнозированием колебаний цен на фондовых биржах и внебиржевых торгах.

В-третьих, продолжающаяся мода на слияния и поглощения в финансовой и банковской сферах, как правило, вызывает необходимость реинжиниринга бизнес-процессов и организационной перестройки в укрупненных бизнес-единицах, что в свою очередь приводит к обязательному обновлению ИТ-системы.

В целом, бурные дискуссии последних лет об эффективности использования новейших информационных технологий в кредитно-финансовых учреждениях различных регионов мира не могут скрыть того факта, что банки и финансовые компании в настоящее время нуждаются в регулярном обновлении этих технологий для обеспечения нормального бизнеса.

Если говорить о региональном распределении затрат на ИТ в кредитно-финансовой сфере, то американский рынок по-прежнему занимает лидирующие позиции. Примерно треть всех мировых расходов на финансовые и банковские ИТ приходится на рынок США. Причем, как считает компания Tower Group, в 2003 г. общие расходы американских кредитно-финансовых учреждений на информационные технологии в 2003 г. увеличатся по сравнению с 2002 г. на 2,8%.

Однако, как оказывается, этого уже недостаточно. Хотя американские банки и финансовые компании извлекли немало выгоды из использования информационных систем, они уже не считаются мировыми лидерами по внедрению инноваций. Так, «беспроводные» финансы остаются лишь мечтой как для американских компаний, так и для их клиентов: мобильная телефония в этой стране находится на средневековой стадии развития.

Далее, бумажные чеки. Как свидетельствует американская статистика, в 2001 г. более 60% всех финансовых транзакций в стране осуществлялось с помощью бумажных чеков. Безусловно, этот показатель намного ниже, чем в 1979 г., когда он составлял 85%, но все равно он слишком высок по сравнению с ЕС или Японией, давно сделавшими упор на электронные технологии перевода финансовых средств.

Управляющие крупнейшей в мире торговой площадки акциями — Нью-Йоркской фондовой биржи — по-прежнему отказываются внедрить полностью автоматизированный процесс торговли ценными бумагами, как это сделано на бирже NASDAQ.

Отставание США по многих направлениям использования ИТ в сфере финансовых и банковских услуг отчасти объясняется и особенностями национальной политики в области финансового и банковского регулирования. Рынки финансовых и банковских услуг в США не только остаются чрезвычайно раздробленными (в стране действует более 8 тыс. кредитных и финансовых учреждений), но и во многом изолированными друг от друга. Такая ситуация является результатом реакции американского правительства на крах 1929 г., когда в целях предотвращения опасности очередной Великой депрессии конгресс США принял закон, запрещающий банкам страны заниматься торговлей ценных бумаг и таким образом на долгие годы обрек на раздельное существование рынков банковских услуг и ценных бумаг. Хотя в последние годы регулирующие органы страны предпринимают усилия по дерегулированию обоих рынков и стимулированию укрупнения бизнеса, наличие большого числа небольших банков, инвестиционных, брокерских и страховых компаний мешает эффективному использованию информационных технологий в финансовой и банковской сферах.

Повышению эффективности использования инновационного потенциала в области информационных технологий американским банкам и финансовым компаниям мешают и собственные стратегические и тактические ошибки. Во всем мире стоит проблема укрепления связи с клиентами и повышения их лояльности. Однако ни в одном регионе банки и финансовые компании не затратили столько средств на покупку ПО, известного под названием «управление отношениями с клиентами» (CRM), как в США. Согласно имеющимся оценкам, четыре из пяти проектов внедрения CRM-систем оканчиваются неудачей. И все же эти оценки не мешают американским компаниям, работающим на рынках финансовых и банковских услуг, тратить все большие средства на закупку новых или апгрейд уже имеющихся CRM-систем.

Разумеется, далеко не все американские банки и финансовые компании потратили свои деньги на реализацию CRM-проектов без всякого эффекта. Примерами весьма удачных внедрений таких проектов является банк Wells Fargo и брокерская фирма Charles Schwab. Банк с успехом использует систему управления отношениями со своими ритейловыми клиентами для перекрестных продаж продуктов и услуг. Брокерская фирма Charles Schwab одной из первых в отрасли стала использовать систему CRM для ускорения и упрощения доступа клиентов на рынки ценных бумаг с помощью Интернета. Даже после краха «новой» экономики в 2001 г. компания продолжает оставаться на плаву, адаптировав свою CRM-систему к потребностям клиентов в финансовом консалтинге.

Как это ни странно на первый взгляд, но откат многих финансовых и банковских учреждений от массового использования интернет-технологий и возвращение к использованию физических отделений и филиалов для взаимодействия с потребителями может оказаться фактором, который стимулирует новый скачок спроса на информационные технологии. Эксперты уже подметили, что многие западные банки и финансовые компании по-прежнему используют в своей работе системы, основанные на технологиях 1960—1970-х гг. и использовании мейнфреймов. Такие системы, даже при надлежащей технической поддержке, находятся в состоянии не только морального, но и физического износа. Поэтому в ближайшие годы (при условии сохранения банками и финансовыми компаниями стратегий на использование физических каналов реализации своих продуктов) следует ожидать нового всплеска затрат на покупку дорогостоящих информационных систем крупными игроками рынка финансовых и банковских услуг. В настоящее время специалисты внимательно следят за реализацией двух крупных проектов по замене устаревших ИТ-систем в банках: швейцарский Union Bank и германский Deutsche Postbank планируют потратить более 800 млн долл. каждый на замену своих ИТ-систем. В случае успеха у поставщиков новейших информационных технологий появляется блестящий шанс существенно поднять планку своих продаж.

Наконец, не стоит забывать о такой «бомбе», как «Базель-2». Новый свод международных правил функционирования банковских учреждений, который должен начать действовать в 2006 г., уделяет особое внимание вопросам безопасности финансовых транзакций и обеспечения жесткого контроля за кредитными рисками. Внедрение нового базельского стандарта по времени совпадает с прогнозируемыми отраслевыми аналитиками сроками массовой замены устаревшего оборудования и программного обеспечения в европейских и особенно американских банках и финансовых компаниях. Поэтому поставщики новейших информационных технологий на рынки финансовых и банковских услуг уже сейчас могут делать ставки на начало нового циклического подъема отрасли в 2006 г.


НОВОСТИ

18 октября 202114 октября 202112 октября 202111 октября 2021

Статьи, интервью, публикации