Олег Смородинов
До августовского кризиса 1998 г. очень немногие российские банки делали акцент на работу с частными клиентами. Работа с физическими лицами рассматривалась как вотчина Сбербанка России, традиционно выполняющего функции сборщика средств населения. Для частных же банков основным источником дохода являлось обслуживание юридических лиц и потребностей государства. Существовавшая в тот период макроэкономическая среда позволяла коммерческим банкам размещать привлеченные средства предприятий и организаций на высокодоходных рынках государственных ценных бумаг, краткосрочных межбанковских кредитов и валютных операций.
В послекризисный период фактическая ликвидация или провал ряда высокодоходных рынков и финансовых инструментов (ГКО, межбанковские кредиты) в сочетании с погашением инфляционных процессов привели российские кредитно-финансовые институты к существенному ограничению возможностей в получении сверхприбыли. Параллельно с этим происходило ужесточение конкурентной борьбы за наиболее крупные и стабильные источники привлеченных средств, что приводило к предоставлению юридическим лицам более льготных условий обслуживания. Определенная стабилизация экономической и финансовой ситуации в 19992001 гг. позволила банкам обеспечить достаточно устойчивый рост денежных поступлений от юридических лиц. Однако вследствие резкого падения маржи на финансовых рынках и снижения уровней тарифов на услуги российские банки столкнулись с тенденцией снижения прибыльности бизнеса.
Очевидно, что, помимо средств предприятий и государства, наиболее крупным источником привлеченных средств могут быть накопления частных лиц. Столь же очевидно, что российские банковские учреждения к настоящему времени не смогли решить проблему привлечения средств населения и их эффективного использования. Во многом решение этой проблемы упирается в факторы, находящиеся вне контроля банков: низкие доходы населения, недоверие частных клиентов к коммерческим банкам, неадекватность правовых механизмов, издержки в политике Центрального банка РФ, дороговизна и ненадежность телекоммуникаций, отсутствие института кредитных историй и др. Вместе с тем даже в условиях сложной внешней среды российские кредитно-финансовые учреждения имеют возможности для эффективной работы с частными клиентами при условии выработки адекватной стратегии и проведения соответствующего маркетинга.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека: монополия или конкуренция
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.