Олег Смородинов
До августовского кризиса 1998 г. очень немногие российские банки делали акцент на работу с частными клиентами. Работа с физическими лицами рассматривалась как вотчина Сбербанка России, традиционно выполняющего функции сборщика средств населения. Для частных же банков основным источником дохода являлось обслуживание юридических лиц и потребностей государства. Существовавшая в тот период макроэкономическая среда позволяла коммерческим банкам размещать привлеченные средства предприятий и организаций на высокодоходных рынках государственных ценных бумаг, краткосрочных межбанковских кредитов и валютных операций.
В послекризисный период фактическая ликвидация или провал ряда высокодоходных рынков и финансовых инструментов (ГКО, межбанковские кредиты) в сочетании с погашением инфляционных процессов привели российские кредитно-финансовые институты к существенному ограничению возможностей в получении сверхприбыли. Параллельно с этим происходило ужесточение конкурентной борьбы за наиболее крупные и стабильные источники привлеченных средств, что приводило к предоставлению юридическим лицам более льготных условий обслуживания. Определенная стабилизация экономической и финансовой ситуации в 19992001 гг. позволила банкам обеспечить достаточно устойчивый рост денежных поступлений от юридических лиц. Однако вследствие резкого падения маржи на финансовых рынках и снижения уровней тарифов на услуги российские банки столкнулись с тенденцией снижения прибыльности бизнеса.
Очевидно, что, помимо средств предприятий и государства, наиболее крупным источником привлеченных средств могут быть накопления частных лиц. Столь же очевидно, что российские банковские учреждения к настоящему времени не смогли решить проблему привлечения средств населения и их эффективного использования. Во многом решение этой проблемы упирается в факторы, находящиеся вне контроля банков: низкие доходы населения, недоверие частных клиентов к коммерческим банкам, неадекватность правовых механизмов, издержки в политике Центрального банка РФ, дороговизна и ненадежность телекоммуникаций, отсутствие института кредитных историй и др. Вместе с тем даже в условиях сложной внешней среды российские кредитно-финансовые учреждения имеют возможности для эффективной работы с частными клиентами при условии выработки адекватной стратегии и проведения соответствующего маркетинга.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека: монополия или конкуренция
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.