В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Группы участников рынка в условиях конкуренции

Сергей Букин

Перемены, произошедшие за последние годы в экономических отношениях, показали, что организационные формы участия капитала практически не претерпели серьезных изменений. В их содержании отразилось разнообразие специфики российского рынка с его отраслевыми и региональными особенностями. Особую популярность приобрели объединения участников рынка в группы. В условиях конкурентной среды это стало отнюдь не маловажным фактом, отражающим:

Формирование

группы — это процесс, основанный, прежде всего, на соответствии интересов ее участников, положение которых на рынке позволяет решать поставленные перед группой задачи и достигать определенных целей. Участие здесь проявляется в финансовой, интеллектуальной или функциональной формах. В итоге состав группы основывается на соответствии профессиональных интересов участников и желаний реализовать свои возможности на новом направлении сегмента экономики. Состав таких групп позволяет судить о потенциале их влияния и воздействия на интересы других групп или иных участников рынка и складывающийся баланс государственных, национальных, региональных, отраслевых и личных интересов. Вхождение участников рынка в состав группы создает для них ряд преимуществ:

Формирование группы на основе интересов ее участников создает предпосылки, исключающие внутренние конкурентные противоречия, что способствует концентрации внимания участников группы на выполнении поставленных задач и позволяет бесконфликтно координировать их бизнес. Отсутствие внутренних противоречий является основополагающим ресурсом, который значительно укрепляет рыночную позицию любой группы в условиях реальной конкуренции. При функционировании на рынке деятельность групп фактически придерживается как известных форм: картель, синдикат или трест, — так и новых конгломератных форм с учетом межрегиональных и транснациональных особенностей российской экономики. При этом деятельность участников группы базируется на общепринятом юридическом оформлении отношений на основе договора или устной договоренности (пулы), равно как и членство в формальных (ассоциации, союзы, лиги, клубы и т. д.) и неформальных (родственных, этнических, религиозных) сообществах.

К новым конгломератным формам участия групп на рынке следует отнести также анклавы, универсальная деятельность которых строится на основе материнских и дочерних, этнических, религиозных и родственных структур и носит замкнутый, персональный, избирательный и ограниченный характер участия в них. Деятельность таких групп четко локализована в условиях рынка и нередко имеет специализацию в ее большей доле. В финансовом аспекте такая деятельность преимущественно направлена на внутреннюю сбалансированную циркуляцию денежного потока участников группы с разделением его на теневой и балансовый капиталы и наличием обязательных оригинальных схем отмывания любых «грязных» денег через свой безналичный оборот.

По сроку действия группы ранжируются на постоянные, временные и неопределенные. Помимо этого принято также различать целевые группы, деятельность которых направлена на выполнение конкретного проекта или решение определенной задачи, что чаще встречается в официальной практике рыночных отношений. По составу группы делятся на:

Наличие устойчивых и сбалансированных интересов является основой гарантии успеха и перспективой развития деятельности группы. Устойчивость интересов определяется:

Сбалансированность интересов основывается на их общности как единой платформе для стимулов. При этом важен весь спектр интересов участников группы, включая возможные расхождения. Разумеется, абсолютного совпадения интересов не бывает, да и если бы оно имело место в группе, то способствовало бы только возможности появления новых противоречий. Поэтому при формировании группы особое внимание должно уделяться тестированию деятельности ее предполагаемых участников, что позволяет выйти на полный перечень исповедуемых ими интересов для дальнейшего определения тех из них, которые составят общую основу. Если затем эта основа совпадет с целями и задачами моделируемой группы, то при ее формировании можно ограничиться именно таким составом кандидатов. Если же этого не произойдет, то следует продолжить поиски недостающих кандидатов на смоделированные интересы.

Доля допустимых расхождений в интересах участников группы должна быть также зафиксирована и использована в дальнейшем как индикатор для контроля изменения баланса ее интересов. Нахождение ее в пределах предусмотренных границ будет соответствовать нормальному развитию партнерских отношений в группе. Если же допустимый порог будет каким-либо образом превышаться, то следует предпринять срочные аналитические усилия с тем, чтобы выяснить причины, оперативно оценить ситуацию и предпринять необходимые действия по нормализации положения.

Мотивация участия членов группы при вхождении в ее состав является основополагающим фактором, который отражает желание реализации своих интересов благодаря активному присутствию в деятельности такой группы. Практику мотивации по данному вопросу можно представить в следующем порядке для:

Вместе с тем объединение участников рынка в группу может быть обусловлено необходимостью:

Признаки группы в сегменте рынка, который является полем ее интересов, определяются на основе информации о:

Методики определения состава группы в конкретных условиях сегмента рынка позволяют учитывать особенности функционирования его участников в отраслевой региональной экономике, на финансовом, фондовом и иных рынках. Коэффициент сложности использования таких методик значительно возрастает, если группа сформирована скрытно, а не официально.

Скрытность означает, что группа образована согласно устной договоренности или конфиденциально подписанному договору между ее участниками, которые стараются избегать публичной огласки деятельности группы и не допустить разглашения какой-либо части такой договоренности или содержания такого документа. Такой подход традиционно используется при:

Официальный подход означает, что юридический статус группы оформляется публично на основе действующего законодательства, где указан не только состав ее участников, но и решаемые задачи и цели, механизм прав и обязанностей участников группы, ее финансовые ресурсы, социальная и рыночная значимость. Такой подход чаще всего присущ участникам рынка, связанным с государственными заказами и проектами, среди которых есть государственные представители, имеющие базовое значение для национальной экономики.

Структура ролевого исполнения своих обязанностей в группах обычно сводится к следующим основным действиям.

1. Организатор группы — инициатор такого объединения и достаточно сильный участник рынка, располагающий финансовыми и организационными ресурсами для создания группы и ориентации ее на конкретный результат, и основной контролер за результатами ее деятельности. Организатор группы, как правило, обладает серьезной профессиональной квалификацией, позволяющей не только правильно подбирать участников будущей группы и балансировать их интересы, но и возможностью разложить риск от такого участия пропорционально ролевым обязанностям и ответственности каждого из ее участников. Определение доли участия членов группы, ее численного состава и требуемых для этого материальных и финансовых ресурсов, проведение маркетинговых исследований по уточнению потенциальных соперников на сегменте рынка и постановка первоочередных задач по приданию процессу формирования группы публичного и социально значимого характера — это лишь незначительная часть работы организатора группы.

2. Участник группы — участник рынка, который де-факто и де-юре участвует в ее работе. Как было отмечено, интересы участия в таких группах могут иметь различия, но должны быть сбалансированы по своей сути и корректироваться в целях их устойчивости по мере осуществления деятельности группы.

3. Контролер — участник группы, призванный осуществлять контроль за исполнением задач, поставленных перед группой и перед каждым ее участником. Такую функцию может выполнять и структурное подразделение управления группой. Все зависит от организационной структуры группы и особенностей решаемых ею задач.

4. Казначей — участник группы, отвечающий за:

5. Исполнительный директор — участник группы, на которого возложены вопросы менеджмента группы и который в силу данных ему полномочий выступает от имени группы и проводит в жизнь управленческие решения. Обычно в таком качестве пребывает организатор группы после того, как она состоялась (хотя такое совмещение чаще свойственно официально зарегистрированным группам).

6. Консультант — участник группы, который обязан:

На практике структура группы нередко бывает представлена более разветвленным или, наоборот, упрощенным ролевым вариантом организационной деятельности ее участников, где один из участников совмещает несколько вышеуказанных ролей, или на базе одного из таких участников группы образуется ее управляющая структура, или в таком режиме действует целая структура управления организатора такой группы. Во многом конкретный порядок структуры группы на рынке зависит от:

Позиция группы на рынке чаще всего представлена наиболее распространенным вариантом — нахождением группы в одной отрасли или одном регионе. В таком положении участники группы традиционно проводят свою деятельность в тех же границах — отрасль и регион. Однако в последнее время в создании групп наблюдаются интеграционные процессы, когда в состав ее участников активно включаются те, кто осуществляют свою деятельность в смежных или других отраслях экономики или другом регионе.

Разнообразие моделей групп постепенно берет верх на российском рынке. В этой связи нельзя не отметить деятельность групп, построенных по принципу анклава. Этот вариант предусматривает, что позиция такой группы на рынке выстраивается максимально самостоятельно и автономно, на полном своем жизнеобеспечении при четко определенной зависимости от организатора группы, который и определяет жесткость ее конструкции и основные организационные правила управления. Недостающий бизнес здесь часто привлекается к сотрудничеству на договорной основе с учетом местных особенностей данного сегмента рынка. При этом различаются варианты, когда кто-то из участников работал в этом сегменте или же весь состав группы впервые должен его осваивать. Плотность такого освоения сегмента рынка другими участниками группы, по сути дела, определяет ее конкурентные преимущества, а значит, перспективу использования потенциала сегмента рынка. Десантирование группы в новые условия опирается на детально проработанный бизнес-план или сценарий, в котором определена последовательность действий каждого участника группы и всей группы в целом. Практика внедрения таких групп на новый сегмент рынка в форме анклава несет существенные риски, хотя нередко используется в качестве стартовых условий его развития.

Фазы участия группы в условиях конкуренции на рынке делятся на:

Фаза подготовки включает в себя выполнение мероприятий по приведению в соответствие организации управления группой выполнению поставленных задач. Процесс подготовки состоит из решения блока вопросов: определение слаженности ролевых действий каждого из участников группы до и после внедрения на сегмент рынка, изучение особенностей и положения потенциальных конкурентов в нем.

Соприкосновение есть практическое начало конкуренции, хотя не все соперники об этом догадываются и нередко считают, что это — некая случайность или неопытность со стороны такого участника рынка, не понимая, что именно он выполняет роль авангарда группы, нацелившейся на данный сегмент рынка. В ходе фазы соприкосновения обычно вносятся необходимые коррективы и поправки в предполагаемый план действий.

Фаза внедрения в сегмент рынка, пожалуй, самая трудная и затратная, поскольку требует от всех участников группы максимального участия, взаимопонимания, решения нестандартных ситуаций и действий в строго установленных временн€ых рамках. Именно на этой фазе решается вопрос об определенных перспективах группы в данном сегменте рынка. При неудачной попытке происходит отступление на исходные позиции, поэтому успех в проведении таких действий во многом зависит от правильно выбранной тактики действий и очередности их проведения.

Фаза захвата практически завершает работу участников группы по внедрению их деятельности в намеченный сегмент рынка. Особенность состоит в том, что при становлении нового сегмента рынка группа располагает некоторым запасом времени до появления потенциальных соперников. За это время необходимо тщательно определить свою нишу деятельности, контуры предполагаемых границ такого сегмента и приступить к его освоению.

Конкурентное преимущество группы непосредственно определяется гибким характером управления на основе баланса интересов ее участников. Интеграция индивидуальной деятельности участников группы позволяет обеспечить результаты, которых трудно достичь вне рамок группы. При этом, выполняя предписанную им ролевую деятельность, участники группы обеспечивают ее экспансию на рынке, что позволяет каждому достичь:

Здесь конкурентное преимущество группы обеспечивается за счет проведения деятельности ее участников в конкретных сегментах рынка в отраслевой региональной экономике посредством четкой организации, в том числе через вариант анклава, что позволяет обеспечивать группе монопольное положение на протяжении некоторого времени. Такое монопольное положение может возникнуть из-за больших ресурсных возможностей по сравнению с уже действующими участниками на данном сегменте рынка, что позволяет использовать приемы разного рода, включая демпинговые цены.

Если же сегмент образован группой под новый вид деятельности, то ее участники стараются не допустить туда никаких соперников, устанавливают преимущественно неценовую конкуренцию или же псевдоконкуренцию — с допуском в такой сегмент только тех участников рынка, которые производят выплаты «арендной платы» за работу в нем. Все регулирование сегмента рынка подчинено интересам участников группы, включая использование денежных потоков бюджетных и внебюджетных средств государства. Такой подход позволяет участникам группы концентрировать у себя значительную часть сверхприбыли и обеспечивать перелив капитала между отраслями и регионами. Подобная модель поведения на российском внутреннем рынке часто встречается у сырьевых групп.

Безусловно, гибкость в структуре управления и функциональной деятельности, оперативность в решении задач и ликвидность затраченных средств привлекают значительное число фирм, компаний, банков и иных корпораций к участию в группах. Представляя собой различные составы участников и разные направления совместной деятельности, управление в таких группах строится на:

При этом участник группы нередко свою профессиональную деятельность распространяет и на участие в составе другой группы, если это не противоречит первоначальной договоренности, что порой приводит к слиянию нескольких групп, появлению крупных конгломератов и негласному укреплению монопольного порядка деятельности. Приход группы извне в новый сегмент рынка в значительной степени повышает плотность конкуренции, что ставит многих прежних участников этого сегмента рынка в сложное финансовое положение. Проведение группой политики демпинговых цен приводит к пересмотру и изменению сложившихся здесь экономических отношений, меняет расстановку сил и положение участников сегмента рынка. По цепочкам деловых связей все это передается и влияет на другие секторы отраслевой и региональной экономики.

Таким образом, можно констатировать, что появление и действия группы на рынке вносят серьезный регулирующий фактор в национальную экономику, оказывающий влияние не только на положение всех участников российского рынка, но и на всю динамику конкуренции на рынке в целом.  


Статьи, интервью, публикации