Сергей Таратынкин
Тему автоматизации крупного многофилиального банка, каким является ГУТА-Банк, располагающий 40 филиалами, можно раскрывать с разных сторон и рассматривать в разных аспектах. В настоящей статье я остановлюсь только на одном, важном, на мой взгляд, вопросе вопросе баланса централизации и децентрализации технологических и информационных ресурсов банка.
Под технологическими ресурсами далее понимаются программные системы, реализующие какие-либо бизнес-процессы. Под информационными ресурсами понимаются базы данных, с которыми взаимодействуют или которые порождают технологические ресурсы. В совокупности технологические и информационные ресурсы составляют программный комплекс банка.
При автоматизации многофилиального банка помимо традиционных задач автоматизации задач технического и программного оснащения, обеспечения телекоммуникаций, выбора и внедрения автоматизированной банковской системы (АБС) с требуемой функциональностью и другими свойствами возникают специфические задачи, которые проистекают из территориальной распределенности банковской структуры. К ним мы относим следующие:
Эти задачи выходят за рамки традиционных задач автоматизации обычного банка и требуют специальных подходов для их решения. Другими словами, после внедрения в ГО и филиалах банка даже очень хорошей АБС технологам и ИТ-персоналу требуется приложить еще много усилий, чтобы достичь вышеперечисленных целей. С одной стороны, требуется обеспечить максимальную интеграцию всех технологических и информационных ресурсов, другими словами, программного комплекса, в ГО банка, с другой «трансплантацию» этих ресурсов практически в полном объеме в филиалы.
Идеологией построения программного комплекса ГУТА-Банка является максимальная централизация всех видов ресурсов в рамках разумной достаточности, которая заключается в том, что данная задача не ставится как абсолютная. Если взять в качестве технологического ресурса автоматизированную банковскую систему (с 1999 г. наш банк работает на ИБС «БИСквит» фирмы «Банковские Информационные Системы»), то можно видеть, что как ГО, так и каждый филиал имеет собственную установку АБС, и в этом смысле обеспечивается их определенная информационная самостоятельность. Мы рассматривали возможность реализации более жестко централизованной системы, в которой транзакции от филиалов обрабатываются центральным компьютером ГО в режиме «онлайн», либо аналогичной системы, построенной по региональному принципу (подобная схема была реализованна в «СБС-Агро»). Однако проведенный расчет показал, что в этом случае резко увеличивается стоимость всего проекта за счет вводимой избыточности по вычислительной мощности в ГО и резервированию каналов связи. Поэтому было принято следующее решение.
Во-первых
, на сегодня в Банке обеспечена информационная централизация по всей филиальной сети. Помимо сбора официальной отчетности, создана технология сбора в ГО от филиалов всей первичной информации: данных по клиентам, счетам, проводкам, документам, договорам. Эта информация собирается в единую базу данных, которая является одним из разделов базы данных ИБС «БИСквит», тем самым создается информационная основа для решения вышеперечисленных задач. Таким образом, в ГО Банка сформировано, действует и постоянно расширяется информационное хранилище первичных учетных данных по всей филиальной сети. Другими словами, создан централизованный информационный ресурс при децентрализованном технологическом ресурсе, в данном случае АБС. Эта технология сбора первичной информации оформлена в виде программного модуля «Хранилище первичной информации филиалов» в составе ИБС «БИСквит». Модуль реализует следующие задачи:Для многофилиального банка:
Для корпоративного клиента, имеющего разветвленную сеть собственных филиалов:
Таким образом, на основе централизации информационных ресурсов реализуются не только внутренние задачи банка, но и создается новый банковский продукт.
Технология работы модуля «Хранилище первичной информации филиалов» следующая.
Информация от филиалов выгружается процедурами экспорта данных автоматически после завершения операционного дня в заранее установленные интервалы времени или, при необходимости, по инициативе оператора.
Первичные аналитические данные принимаются процедурами импорта в централизованное хранилище. При этом автоматически выполняется контроль поступления данных к назначенному сроку, контроль целостности первичных данных и соответствия их синтетическим данным. При обнаружении ошибок и несоответствий формируются почтовые сообщения и отправляются ответственным лицам в филиалах и ГО.
С помощью интерфейсов и специально разработанных отчетных форм можно получить развернутую картину счетов, движений денежных средств, информацию по клиентам, различную агрегированную информацию.
Во-вторых, кроме рассмотренной технологии сбора информации в ближайшее время в рамках ИБС «БИСквит» планируется ввод в эксплуатацию технологии централизованного учета собственных векселей банка. Эта задача рассматривается как одна из приоритетных, так как в значительной степени снижает риски при совершении операций с векселями в филиальной сети. В рамках данной технологии, охватывающей весь спектр вексельного учета, предусмотрено ведение в ГО централизованного реестра векселей и обязательная авторизация в режиме «онлайн» при совершении операций с векселями, выполняемых в филиальной сети.
В-третьих, в течение полугода планируется ввод в эксплуатацию модуля депозитарного учета, создаваемого в рамках ИБС «БИСквит». Данная технология будет также централизованной и поддерживаться системами удаленного доступа «Банк—Клиент» компании БСС и «БанкКлиент Онлайн» компании «СтепАп», которые уже сейчас позволяют клиентам банка в удаленном режиме выполнять депозитарные операции.
В-четвертых, помимо рассмотренных централизованных технологий в рамках ИБС «БИСквит» в Банке введены в эксплуатацию и функционируют другие централизованные технологические и информационные ресурсы:
Подводя итог, хотелось бы сделать следующее обобщение.
Идеология централизации ресурсов является общей тенденцией при организации информационной и технологической поддержки банковского бизнеса. Она позволяет снижать риски, связанные с мошенническими операциями, повышать оперативность управления финансовыми потоками, точно и оперативно оценивать достигаемый финансовый результат, предоставлять клиентам инвариантный относительно их места нахождения банковский сервис на современном уровне, снижать расходы на техническую поддержку, в том числе и на содержание технического персонала. Собственный опыт, а также анализ различных источников показывает, что данная тенденция отражает стратегическое направление развития информационных технологий в банковском бизнесе и будет превалировать в обозримом будущем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Лучше банка может быть только… брокер!
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека: монополия или конкуренция
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.