Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Централизация технологических и информационных ресурсов — стратегическое направление развития ИТ ГУТА-Банка

Сергей Таратынкин

Тему автоматизации крупного многофилиального банка, каким является ГУТА-Банк, располагающий 40 филиалами, можно раскрывать с разных сторон и рассматривать в разных аспектах. В настоящей статье я остановлюсь только на одном, важном, на мой взгляд, вопросе — вопросе баланса централизации и децентрализации технологических и информационных ресурсов банка.

Под технологическими ресурсами далее понимаются программные системы, реализующие какие-либо бизнес-процессы. Под информационными ресурсами понимаются базы данных, с которыми взаимодействуют или которые порождают технологические ресурсы. В совокупности технологические и информационные ресурсы составляют программный комплекс банка.

При автоматизации многофилиального банка помимо традиционных задач автоматизации — задач технического и программного оснащения, обеспечения телекоммуникаций, выбора и внедрения автоматизированной банковской системы (АБС) с требуемой функциональностью и другими свойствами — возникают специфические задачи, которые проистекают из территориальной распределенности банковской структуры. К ним мы относим следующие:

  1. Обеспечение инвариантности продуктового ряда как для головного офиса (ГО), так и для филиальной сети.
  2. Обеспечение оперативного управления финансовыми потоками - решение задачи казначейства банка.
  3. Решение аналитических задач — оперативная оценка деятельности различных структурных подразделений банка и всего банка в целом.
  4. Решение задачи оценки деятельности клиентов, выработки стратегии работы с клиентами — задача класса CRM (customer relationship management).
  5. Обеспечение технологического, финансового и прочего контроля за деятельностью филиалов банка.
  6. Снижение рисков по ряду банковских продуктов: векселям, кредитам.
  7. Создание новых банковских продуктов для крупных корпоративных клиентов, работающих с филиальной сетью. Мы называем это технологией расчетного центра клиента.
  8. Управление персоналом банка.

Эти задачи выходят за рамки традиционных задач автоматизации обычного банка и требуют специальных подходов для их решения. Другими словами, после внедрения в ГО и филиалах банка даже очень хорошей АБС технологам и ИТ-персоналу требуется приложить еще много усилий, чтобы достичь вышеперечисленных целей. С одной стороны, требуется обеспечить максимальную интеграцию всех технологических и информационных ресурсов, другими словами, программного комплекса, в ГО банка, с другой — «трансплантацию» этих ресурсов практически в полном объеме в филиалы.

Идеологией построения программного комплекса ГУТА-Банка является максимальная централизация всех видов ресурсов в рамках разумной достаточности, которая заключается в том, что данная задача не ставится как абсолютная. Если взять в качестве технологического ресурса автоматизированную банковскую систему (с 1999 г. наш банк работает на ИБС «БИСквит» фирмы «Банковские Информационные Системы»), то можно видеть, что как ГО, так и каждый филиал имеет собственную установку АБС, и в этом смысле обеспечивается их определенная информационная самостоятельность. Мы рассматривали возможность реализации более жестко централизованной системы, в которой транзакции от филиалов обрабатываются центральным компьютером ГО в режиме «онлайн», либо аналогичной системы, построенной по региональному принципу (подобная схема была реализованна в «СБС-Агро»). Однако проведенный расчет показал, что в этом случае резко увеличивается стоимость всего проекта за счет вводимой избыточности по вычислительной мощности в ГО и резервированию каналов связи. Поэтому было принято следующее решение.

Во-первых

, на сегодня в Банке обеспечена информационная централизация по всей филиальной сети. Помимо сбора официальной отчетности, создана технология сбора в ГО от филиалов всей первичной информации: данных по клиентам, счетам, проводкам, документам, договорам. Эта информация собирается в единую базу данных, которая является одним из разделов базы данных ИБС «БИСквит», тем самым создается информационная основа для решения вышеперечисленных задач. Таким образом, в ГО Банка сформировано, действует и постоянно расширяется информационное хранилище первичных учетных данных по всей филиальной сети. Другими словами, создан централизованный информационный ресурс при децентрализованном технологическом ресурсе, в данном случае АБС. Эта технология сбора первичной информации оформлена в виде программного модуля «Хранилище первичной информации филиалов» в составе ИБС «БИСквит». Модуль реализует следующие задачи:

Для многофилиального банка:

Для корпоративного клиента, имеющего разветвленную сеть собственных филиалов:

Таким образом, на основе централизации информационных ресурсов реализуются не только внутренние задачи банка, но и создается новый банковский продукт.

Технология работы модуля «Хранилище первичной информации филиалов» следующая.

Информация от филиалов выгружается процедурами экспорта данных автоматически после завершения операционного дня в заранее установленные интервалы времени или, при необходимости, по инициативе оператора.

Первичные аналитические данные принимаются процедурами импорта в централизованное хранилище. При этом автоматически выполняется контроль поступления данных к назначенному сроку, контроль целостности первичных данных и соответствия их синтетическим данным. При обнаружении ошибок и несоответствий формируются почтовые сообщения и отправляются ответственным лицам в филиалах и ГО.

С помощью интерфейсов и специально разработанных отчетных форм можно получить развернутую картину счетов, движений денежных средств, информацию по клиентам, различную агрегированную информацию.

Во-вторых, кроме рассмотренной технологии сбора информации в ближайшее время в рамках ИБС «БИСквит» планируется ввод в эксплуатацию технологии централизованного учета собственных векселей банка. Эта задача рассматривается как одна из приоритетных, так как в значительной степени снижает риски при совершении операций с векселями в филиальной сети. В рамках данной технологии, охватывающей весь спектр вексельного учета, предусмотрено ведение в ГО централизованного реестра векселей и обязательная авторизация в режиме «онлайн» при совершении операций с векселями, выполняемых в филиальной сети.

В-третьих, в течение полугода планируется ввод в эксплуатацию модуля депозитарного учета, создаваемого в рамках ИБС «БИСквит». Данная технология будет также централизованной и поддерживаться системами удаленного доступа «Банк—Клиент» компании БСС и «Банк—Клиент Онлайн» компании «СтепАп», которые уже сейчас позволяют клиентам банка в удаленном режиме выполнять депозитарные операции.

В-четвертых, помимо рассмотренных централизованных технологий в рамках ИБС «БИСквит» в Банке введены в эксплуатацию и функционируют другие централизованные технологические и информационные ресурсы:

Подводя итог, хотелось бы сделать следующее обобщение.

Идеология централизации ресурсов является общей тенденцией при организации информационной и технологической поддержки банковского бизнеса. Она позволяет снижать риски, связанные с мошенническими операциями, повышать оперативность управления финансовыми потоками, точно и оперативно оценивать достигаемый финансовый результат, предоставлять клиентам инвариантный относительно их места нахождения банковский сервис на современном уровне, снижать расходы на техническую поддержку, в том числе и на содержание технического персонала. Собственный опыт, а также анализ различных источников показывает, что данная тенденция отражает стратегическое направление развития информационных технологий в банковском бизнесе и будет превалировать в обозримом будущем.

Статьи, интервью, публикации