В рамках очередной выставки по электронной коммерции E-COMMEX'2001, неизвестно зачем и неизвестно для кого проходившей 20—23 февраля 2001 г. в ЦМТ, состоялась конференция, посвященная новому для нас слову е-Government.
Сначала несколько слов о выставке. Мне показались не совсем понятными цели ее организаторов, если учесть, что кроме нескольких отважных фирм, среди которых оказались АСА, "Лунарт", "Город-Инфо", "Формоза-Альтаир", инвестиционные компании "Интериндекс" и "Церих кэпитал менеджмент", никого из специалистов по электронной коммерции на специализированной выставке и в помине не было. Возможно, какое-нибудь иное название, например, "Издания и агентства, иногда повествующие своим читателям о e-commerce", оказалось бы для экспозиции более справедливым, поскольку лучше всего на ней были представлены именно СМИ.
Февральская выставка оказалась еще меньше, чем сентябрьская, и могло бы, наверное, у кое-кого сложиться горестное впечатление, что электронному бизнесу в России пришел конец… И напрасно! Судя по теме конференции, этого никак не скажешь. Если интерес к технологиям электронного бизнеса — что продемонстрировала не явившаяся аудитория выставки — очень низок, то цели проведения конференции были явно высоки. Ее организаторы предложили обсудить идею электронного правительства в России — эдакого электронного поля или электронного пространства чудес, благодаря которому, по мнению отдельных участников конференции, сократится бюрократический аппарат чиновников, упростится процедура оплаты налогов и пошлин, увеличится количество транзакций, уменьшится коррупция и преступность, а главное — изменится сама природа власти, став более демократической, более народной. Проще говоря, е-Government для e-demos, или срочная интернетизация всей страны!
Что же такое электронное правительство и как это новое понятие появилось у нас? А очень просто, как и все Интернет-технологии, понятие е-Government пришло к нам с Запада с отставанием приблизительно в три года. 1 июля 1997 г. в США начал развиваться проект e-Government — в 2001 он докатился и до нас. Правда, тенденции Government to Business; Government to Citizens и Government to Government, к которым на Западе готовы, явно застанут в России многих врасплох. Как правильно указал на конференции Александр Козленко, вице-президент компании Actis Systems, написавшей стратегию портала для правительства Казахстана, в России две основные проблемы, мешающие реализации проекта, — идеологическая (мало кто у нас заинтересован в прозрачности информационных потоков) и, как обычно, денежная проблема (кто будет спонсором такого дорогого проекта).
Определение термина "электронное правительство", предложенное на конференции представителями Института развития информационного общества, таково: "Информационное взаимодействие органов государственной власти и общества". Электронное правительство — это усиление прозрачности деятельности государственных структур и повышение эффективности государственного управления. Вышеозначенный институт разрабатывает сейчас проект, в задачи которого входит реальная поддержка гражданина как клиента в предоставлении государством услуг населению. И все это, по словам создателей, начинается с 1 марта 2001 г. в четырех регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Казани.
Как будет реализовываться проект, покажет будущее, а вот настоящее у электронного правительства, как и электронной коммерции и электронного бизнеса в России, боюсь, не самое безоблачное, поскольку в этой сфере у нас нет даже законодательной базы, а одни только разговоры (зато весьма красноречивые). На той же конференции руководитель рабочей группы Государственной Думы РФ по разработке пакета законодательных инициатив по электронной коммерции Илья Митричев рассказал о "всплеске законодательной активности", наблюдавшейся осенью прошлого года, которая так ни к чему (хорошему) и не привела. По словам г-на Митричева, в сфере В2С не раз производились попытки поставить законодательство на службу электронному бизнесу. В пакете законопроектов об электронных сделках существует два раздела: "Электронная коммерция" и "Закон об электронной подписи" — детище Российского Правительства. Ни один из этих законов еще не поступил в Государственную Думу, что, разумеется, тормозит развитие не только проекта электронного правительства, но и самого электронного бизнеса в России.
Так почему же в России нельзя осуществить столь прекрасную, светлую и гуманную (а именно такой она должна казаться потенциальному пользователю) идею, как электронное правительство? Была у нас, кстати, уже одна идея, и не менее светлая и гуманная, только неосуществимая! Ответ кроется в самом замысле, призывающем к повышению открытости и прозрачности органов власти и к обеспечению свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации. Кому это выгодно? А как тогда будут жить многочисленные чиновники и бюрократический аппарат, имя которому легион и который всегда, начиная с золотоордынских баскаков, вольготно жил на Руси?
Сегодня проект e-Government успешно развивается в Соединенных Штатах, где на него тратятся десятки (а скоро уже и сотни) миллиардов долларов. Отмечено, также, что в Австралии ведется агрессивная политика по реализации проекта электронного правительства. По мнению участников конференции, заглядывающих в светлое будущее, консалтинг в области e-Government будет происходить быстрее и эффективнее чем на В2В- и В2С-рынках, поскольку государство имеет больше власти. Только вряд ли те, "кому на Руси жить хорошо", сейчас готовы воспользоваться своей властью в этом направлении, ведь, как заметил президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский, трудно поднимать столь важные проблемы, когда не у всех российских чиновников на столах присутствуют компьютеры. А есть ли у первых вообще потребность в последних?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека: монополия или конкуренция
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Лучше банка может быть только… брокер!
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.