Стратегия действия на рынке производителей и продавцов сетевых товаров
Основой стратегии поведения на рынке производителей и продавцов сетевых товаров является парадоксальный, на первый взгляд, тезис:
Быть монополистом на рынке сетевого товара экономически не выгодно.
В качестве доказательства предлагаются следующие факторы:
Особенности тарифной политики при продаже сетевых товаров
В силу указанных специфических свойств сетевых товаров необходим их учет при разработке тарифной политики для обеспечения получения максимальной прибыли от их продажи.
Перечисленные в определении свойства сетевого товара являются основой для формирования тарифных планов при продаже сетевого товара потребителям. Ограничителем является максимальная суммарная плата, получаемая с владельцев сетевого товара, при которой обеспечиваются массовые продажи.
В тарифный план сетевого товара входят следующие позиции:
По поводу штрафов можно выдвинуть предположение, что с развитием производства и потребления сетевых товаров возникнет особое законодательство, определяющее правила поведения владельцев сетевых товаров в информационно-экономическом пространстве, а лишение прав пользования сетевым товаром члена общества будет равносильно тому, что он станет изгоем общества, в значительной степени ограниченным в своих правах. Этот аспект весьма любопытен, но его исследование не входит в задачу авторов.
Таким образом, доход продавца сетевого товара определяется по следующей формуле:
I = F(O, A, T, P), где:
I — доход продавца,
получаемый от продажи и обслуживания сетевого товара;
O
— доход продавца от первоначальной продажи сетевого
товара;
A — абонентская плата;
T — плата
за транзакции;
P — штрафы.
Определение функции F является маркетинговой задачей при продаже сетевого товара. Строго говоря, функция может быть разной для разных групп потребителей сетевого товара. Так, например, обычной практикой является выделение группы VIP-потребителей, которые вносят только абонентскую плату. Все остальное они получают бесплатно (в том числе бесплатное восстановление сетевого товара при его утере).
Математическое описание динамики продаж сетевого товара
Для наглядной иллюстрации и моделирования динамики продаж сетевого товара удобно использовать известную модель мобилизации, которая описывает вовлечение людей в процессы какого-либо участия (подробнее можно ознакомиться, например: Арсеньев Ю. Н., Шелобаев С. И. Оптимизация банковских процессов и принятия решений // Моногр. /Под научной ред. докт. техн. наук, проф. Ю. Н. Арсеньева. М.: Высшая школа, 1999. С. 609). В простейшем случае в качестве основной идеи моделирования можно использовать следующее уравнение:
V(t + 1) = (A + Z1) + (B + Z2)*V(t),
где V(t + 1) —
прогнозируемый объем продаж сетевого товара в следующий отчетный
момент времени;
V(t) — достигнутый объем продаж
сетевого товара в текущий отчетный момент
времени;
A, B — константы, определяющие
динамику продаж сетевого товара;
Z1, Z2 —
случайные переменные, определяющие естественные случайные колебания
динамики продаж сетевого товара.
Следует отметить, что приведенная модель описывает период продаж в условиях ненасыщенного рынка, т. е. именно в тот период, когда действует сетевой эффект.
Пример сетевого товара в финансовом секторе экономики
Глобализация экономики на всех уровнях впрямую затрагивает и финансово-кредитную сферу, инициируя предложение банками для своих клиентов сетевых товаров. Одним из них являются пластиковые карточки, которые полностью удовлетворяют формальному описанию сетевого товара.
Рис. 3 демонстрирует проявление сетевого эффекта. Первый график показывает динамику продаж пластиковых карточек в условиях отсутствия конкуренции, а второй — при наличии одного конкурента. Данные, на основании которых строились графики, являются реальными и представляют собой динамику продаж пластиковых карточек в двух районных центрах Тульской области, обладающих примерно одинаковыми экономическими потенциалами. Эмиссия пластиковых карточек проводилась в условиях одинаковой тарифной политики. Очевидно, что в случае наличия конкуренции имеется явно выраженное проявление сетевого эффекта.
Предлагаемые авторами статьи подходы могут помочь специалистам, занимающимся изучением рынка различных групп сетевых товаров, при определении направления инвестиций и маркетинговой политики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Патентная неизбежность для малого бизнеса
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Ипотека: монополия или конкуренция
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Лучше банка может быть только… брокер!
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.