Елена Копылова
26 апреля 2000 г. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) провела совещание, посвященное первым итогам и дальнейшим перспективам работы участников фондового рынка ММВБ с использованием Интернет-технологий. Главным предметом обсуждения явился новый продукт, предлагаемый ММВБ своим клиентам, — универсальный двунаправленный аппаратно-программный интерфейс (шлюз), который позволяет подключать системы «брокер—клиент», опирающиеся на Интернет-технологии, к биржевому торговому комплексу.
Промышленная версия шлюза разработана и поставляется фирмой CMA Small Systems AB — давним партнером биржи и системным интегратором всего проекта Торговой системы ММВБ.
Об интересе, который проявляют к данному продукту профессиональные участники фондового рынка, свидетельствует тот факт, что на совещании присутствовали представители около 90 инвестиционных компаний и кредитных организаций. И это понятно. Фактически, это была презентация не просто нового продукта, а новой концепции биржевой торговли. Благодаря данной концепции становится возможным получение доступа к получению информации и участию в торгах на бирже с любого компьютера, который имеет выход в Интернет. Благодаря данной технологии, как образно выразился исполнительный директор инвестиционной компании «Алор-Инвест» А. В. Хорунжий, «ММВБ приходит к клиенту домой». Технология была опробована в середине 1999 г. в рамках организации Единой торговой сессии (ЕТС) по доллару США на электронном валютном рынке, где подключение торговых систем региональных валютных бирж к торговой системе ММВБ осуществлялось с использованием экспериментальной версии двунаправленного шлюза.
Суть предлагаемой концепции заключается в том, что любая инвестиционная компания, член Секции фондового рынка (СФР) ММВБ или дилер на рынке государственных ценных бумаг, приобретя шлюз и систему типа «брокер—клиент», получает возможность предоставлять своим клиентам необходимую информацию из биржевой торговой системы (общерыночную информацию, котировки, сделки, позиции и т. д.) в режиме реального времени, а также проводить активные операции — подавать и снимать заявки. При этом подключение «внешних» систем к биржевой торговой системе производится таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечить взаимную безопасность соединяемых систем. Клиентами в данном случае могут быть как физические лица, так и институциональные инвесторы, не являющиеся членами СФР ММВБ. Таким образом, на ММВБ создается трехуровневая электронная система «клиент-брокер-биржа», что расценивается участниками рынка как качественный скачок в автоматизации фондового рынка и демократизации биржевой торговли за счет подключения к высокоэффективному электронному трейдингу широкого круга непрофессионалов-инвесторов, включая мелких частных инвесторов.
Рассказывая в своем докладе о преимуществах предлагаемой концепции, Директор по фондовому рынку ММВБ М. Лауфер отметил, что для инвестора это — высокая скорость, надежность и защита (от ошибок и злоупотреблений брокера) подачи заявок в торговую систему, а также непосредственное участие в торгах. Для профессиональных участников фондового рынка важными факторами являются возможность неограниченного расширения клиентской сети при незначительных накладных расходах (не нужно расширять клиентские залы и увеличивать штат брокеров), а также снижение удельных издержек брокеров по обслуживанию клиентов вследствие снижения объема бумажной работы.
Приобрести шлюз может любая инвестиционная или кредитная организация, имеющая доступ к торговой системе ММВБ. Как сообщил представитель CMA А. Назаров, клиенту продают две лицензии. Одна — для резервной программы, устанавливаемой на «холодный» сервер. Она необходима для того, чтобы в случае «падения» основной версии шлюза можно было без промедления продолжить работу в системе.
Помимо шлюза необходимо установить еще систему «брокер—клиент», обеспечивающую взаимодействие между шлюзом и клиентами компании. В настоящий момент существует пять вариантов таких систем:
Технический директор ММВБ Л. Е. Спицын считает наличие широкого выбора брокерских систем большим плюсом, хотя для него самого явилось несколько неожиданным быстрое предложение такого широкого спектра программ.
При желании компания может разработать программу «брокер—клиент» своими силами. ММВБ обещает обеспечить всей необходимой для этого документацией, методическими материалами и консультациями специалистов. Кроме того, для отладки программы будет предоставлена возможность воспользоваться тестовым стендом с имитатором торговой системы ММВБ. Каждая вновь разработанная программа должна будет в обязательном порядке пройти тестирование специалистами ММВБ на предмет соответствия техническим требованиям.
Пилотное подключение брокерских систем через шлюз началось в конце 1999 г. Сейчас уже девять участников работают с использованием шлюза: «Алор-Инвест», «Открытие», «Первый инвестиционный банк», «Сургутнефтегазбанк», «Брокеркредитсервис», «Фундамент-банк», «Финанс-аналитик», «Оптима» и «Интерспрэд-Инвест».
Как показывают статистические данные, с подключением биржевого шлюза вышеперечисленные компании смогли увеличить свою долю в обороте ММВБ с 5% (в ноябре 1999 г.) до 16% (в апреле 2000 г.). Это объясняется увеличением количества клиентов у компаний и, конечно, числа сделок, осуществляемых ими. Так что даже при небольших объемах отдельных сделок их суммарный объем оказывается значительным.
Интересны были доклады представителей компаний, поделившихся опытом эксплуатации шлюза. Инвестиционная компания «Открытие» использует брокерскую систему, разработанную СМВБ. «Бесконечная» география и мгновенная связь Интернет-трейдинга существенно меняет условия организации деятельности брокера как в технологическом, так и в информационном аспектах. Как считает заместитель Генерального директора ИК «Открытие» М. Сухобок, при построении сети удаленного доступа определяющим фактором надежности работы брокерской конторы становится не только стабильность ее финансовых показателей, но во многом — надежность ее программно-технического комплекса. При этом существенную актуальность приобретает ситуация типа «отказ в обслуживании», возникающая в случае «падения» каналов связи. Для того чтобы система работала с хорошим противосбойным качеством, необходимо проведение следующего комплекса мероприятий:
В последнем случае имеется в виду телефон. По существу, телефон остается последним средством для передачи сообщений в торговую систему, если со стороны брокера или клиента «падает» связь. Порядок резервирования оценивается приблизительно как 4 телефона на 15—20 подключений по Интернету. При большом количестве клиентов этот момент является существенным в связи с затруднениями в получении телефонных номеров.
Отсюда также вытекает требование к брокерской программе в плане отказоустойчивости. Оно заключается в том, что если, например, «рвется» канал связи, программа не должна прекращать функционирование. Клиенту должна быть обеспечена возможность быстрого нового ввода данных без подготовки программно-аппаратной части.
Последнее, на что г-н Сухорук обратил внимание, это, казалось бы, вполне очевидный тезис о том, что «онлайновая технология ввода заявок в систему требует онлайновых решений для брокерской программы». Это означает, в частности, то, что клиент должен иметь возможность видеть свою позицию по деньгам и по ценным бумагам в режиме реального времени.
Ярким было выступление исполнительного директора ИК «Алор-Инвест» А. Хорунжего. По его собственному выражению, «Интернет — это второй уравнитель шансов после кольта». Благодаря прогрессивной технологии биржевой торговли представители регионов «уравниваются в правах» с представителями Центра.
За более чем полугодовой срок эксплуатации системы в ИК «Алор-Инвест» отработана технология, когда инвестиционная компания, не имеющая возможности стать членом СФР ММВБ, работает через компанию, установившую шлюз, как через технический центр. Это выгодно как для компании-клиента, так как уровень накладных расходов в данном случае в десятки раз ниже, так и для компании-техцентра, поскольку расширяется его клиентская база и увеличивается оборот.
ИК «Алор-Инвест» предлагает своим клиентам (физическим и юридическим лицам) подключиться к системе AlorTrade:
В своем докладе Генеральный директор ММВБ А. Захаров рассказал о перспективах развития технологии.
В заключение г-н Захаров объявил о подарке, который приготовила ММВБ своим клиентам. Подарок заключался в том, что всем организациям, присутствующим на совещании, при наличии у них желания, лицензии на шлюз будут предоставлены бесплатно. Это заявление было воспринято участниками с заметным оживлением. Кое-кто поинтересовался, не будет ли заодно предложено еще аппаратное и сетевое оборудование.
Предложение ММВБ вполне оправданно. Сейчас важно не только расширить круг клиентов, но главное — создать движение. Образно говоря, новая концепция биржевой торговли, предложенная ММВБ, — это система кровеносных сосудов, благодаря которой создается возможность интеграции широкого круга инвесторов в биржевое пространство. Это начало новой стратегии на рынке ценных бумаг. По существу, электронная коммерция начинается тогда, когда охватывается не только уровень busines-to-busines, но и уровень busines-to-customer. Таким образом, можно говорить о старте и старте успешном технологии электронной коммерции на биржевом отечественном рынке.
Об
авторе:
Копылова Елена Юрьевна
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Ипотека: монополия или конкуренция
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Лучше банка может быть только… брокер!
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.