Государственное регулирование рыночной экономики в начале ХХI века: общие замечания
Экономисты-теоретики давно уже не подвергают сомнению необходимость и целесообразность регулирования государством процессов, происходящих в национальных и региональных хозяйственных комплексах. Даже США, испытав на себе в 1980-е гг. чудо «рейганомики», вынуждены были признать, что государству вполне по силам играть позитивную роль в развитии крупного и, отчасти, даже мелкого бизнеса и при этом добиваться поступательного развития основных макроэкономических показателей. Большинство экономистов уверено, что еще одно «экономическое чудо» — японское — также было бы невозможно без активнейшей роли государства в лице ключевых министерств, которые в течение 1950—1980-х гг. фактически в директивном порядке определяли основные цели и приоритеты в развитии отраслей и производств и смогли превратить Японию в одну из мощнейших промышленных и финансовых центров. Что касается экономики стран Европейского Союза, то здесь меры национального государственного регулирования экономического цикла и инновационной политики в последние десятилетия сочетались с инициативами наднациональных органов ЕС (достаточно вспомнить такие крупномасштабные программы, как EUREKA и ESPRIT в конце 1980-х — начале 1990-х гг.).
В конце ХХ в. логическое обоснование необходимости государственного регулирования рыночной экономики в целом и ее отдельных сегментов в частности заключалось в следующем. Структура национальных или региональных хозяйственных комплексов не является однородной. Независимо от уровня развития рыночных отношений и принципов, в экономике любой страны существуют отрасли и сегменты, которые находятся в стадии зарождения и начального развития, в стадии зрелости и, наконец, в стадии упадка и постепенного умирания. Законы рыночной экономики работают максимально эффективно в тех отраслях и сегментах рынка, которые находятся на пике своего развития; в них вмешательство государство должно быть минимальным. Другое дело — зарождающиеся и умирающие отрасли и производства. В них рыночные механизмы или еще не работают в полной мере (нет достаточного спроса, отсутствует окупаемость, большая затратность программ, невыгодные условия кредитования и т. п.), или уже не в состоянии нивелировать проявления устойчивого рыночного неравновесия (безработица, перепроизводство, падение цен на устаревающую продукцию и т. п.). Таким образом, государство должно максимально смягчить провалы в рыночных механизмах и не должно вмешиваться в естественный ход развития отраслей и сегментов, в полной мере подчиняющихся действию этих механизмов.
В начале нового века эта концепция претерпела некоторые изменения. В частности, финансовые и «новоэкономические» кризисы конца 1990-х — начала 2000-х гг. заставили экономистов признать необходимость системности и непрерывности государственного регулирования. Любая экономика является системой, в которой ее отдельные элементы связаны между собой разнообразными связями. Сознательно отказываясь от регулирования каких-то частей этой системы (т. е. наиболее развитых отраслей и сегментов), государство тем самым стимулирует усиление экономического дисбаланса, разрушая эффективность межотраслевых пропорций и связей между хозяйственными субъектами. Действуя в соответствии с принятой в 1980-х гг. модели регулирования, государству зачастую приходилось иметь дело с результатами провалов рынка. Оно не могло своевременно обеспечить сглаживание негативных последствий перепроизводства в умирающих отраслях, оказалось не в состоянии предотвратить спекулятивный перегрев, связанный с развитием рынков новых информационных и коммуникационных технологий.
Согласно новому подходу государство должно осуществлять свою регулирующую деятельность на постоянной основе во всех отраслях и сегментах рынка независимо от уровня их развитости и соответствия рыночным механизмам. Однако это регулирование должно быть гибким, методы воздействия на ситуацию в конкретной отрасли или на конкретном рынке должны отличаться друг от друга.
Известно, что государственное регулирование того или иного рынка или сегмента хозяйственного комплекса может быть прямым и/или косвенным. Прямое регулирование рынка или отрасли предполагает непосредственное участие государственных органов в бизнесе, управлении проектами, получении и распределении доходов от бизнеса, бюджетировании и т. п. Методы косвенного регулирования предполагают осуществление государственными органами мер, направленных на создание в отрасли или на рынке конкурентного климата, равных условий конкуренции и доступа к ключевым ресурсам, что в итоге должно способствовать повышению эффективности бизнеса и потребительской ценности. Косвенное регулирование связывается прежде всего с реализацией мер фискального порядка, разработкой системы льгот или скидок для отдельных отраслей или регионов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Патентная неизбежность для малого бизнеса
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека: монополия или конкуренция
Лучше банка может быть только… брокер!
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.