Леонид Новомлинский, руководитель отдела Электронной Коммерции компании ТopS Systems Integrator
Еще некоторое время назад Интернет воспринимался как удобная, но сугубо информационная среда, и использовался только для расширения традиционных рекламных мероприятий. Сегодня ситуация изменилась. Появилась возможность использовать Интернет в качестве среды для ведения электронного бизнеса. И если еще совсем недавно с помощью Веб-сайта можно было всего лишь рассказать о том, кто вы и что предлагаете, и получать электронную почту, то сегодня уже можно вести активную и полноценную онлайновую торговлю. И несмотря на объективные проблемы и трудности, процесс развития электронной коммерции идет весьма бурно: появились наши, российские интернет-магазины, и банки начали осуществлять первые платежи через Интернет. Глобальная сеть стала значительно активнее использоваться во взаимодействии между организациями, и этот тип взаимодействия получил название В2В (business-to-business). К тому же появился новый класс потребителя это частное лицо, человек, приобретающий товары через Интернет лично для себя.
Для различных секторов рынка используются различные платежные интернет-системы, и прежде всего потому, что расчеты для секторов В2В (между организациями) и В2С (между организацией и частными лицами, или business-to-consumer) имеют различное юридическое оформление.
Сектор В2В вырос из EDI-систем. Концепция EDI очень проста. Каждая организация имеет свои собственные прикладные бизнес-системы (ERP-систему управления производством, систему складского учета, бухгалтерию и т. д.) и один EDI-шлюз, через который она ведет обмен стандартными сообщениями с другими организациями. Существует EDI-пространство, которое организуется поверх различных телекоммуникационных протоколов (Х.25, FR, TCP/IP), поверх электронной почты стандарта Х.400 и Интернета (SMTP/S-MIME). Таким образом, любая новая организация, впервые подключившись к EDI-сообществу, сразу получает возможность работать со всеми EDI-партнерами, независимо от их числа. При этом единственное, что необходимо этой организации это установить EDI-шлюз. В EDI каких-либо платежей не предусмотрено, а все происходит по следующей, отработанной схеме:
В итоге, как для организации-покупателя, так и для организации-продавца, электронная коммерция не вносит каких-либо дополнительных особенностей в организацию взаимных платежей. При оформлении заказа по телефону, по EDI или через Интернет платеж пойдет одним и тем же путем.
Таким образом, для сектора В2В основная схема платежей остается той же, что и для обычной торговли между организациями. То есть при 80% сделок В2В в США и 92,5% в Европе расчеты производятся по самым обычным традиционным банковским каналам для платежей, и Интернет здесь ничего не добавляет ни банкам, ни организациям.
Однако Интернет привнес некий дискомфорт в этот цикл товарно-финансовых транзакций между организациями. Дело в том, что время EDI-диалога, т. е. оформления заказа и его подтверждения, занимало пару дней. Интернет же позволил сократить время транзакции, связанной с оформлением и подтверждением, до минимума.
К сожалению, в России есть два мощных препятствия для применения такой системы: во-первых, отсутствует российский национальный стандарт EDI и поэтому нет службы, гарантирующей передачу информации о товарной части транзакции; во-вторых, клиринг в России находится не в том состоянии, когда можно говорить о полных гарантиях финансовой части транзакции.
Несовершенство организации небанковских платежей вполне можно обойти обслуживанием платежей покупателей и продавцов через Интернет в одном банке. Кроме того, отсутствие EDI можно заменить на некий комплект специализированного программного обеспечения: клиентского ПО у покупателя и продавца и серверного ПО у банка. При этом транзакция будет идти таким же образом, как и в случае EDI:
Все происходит в онлайновом режиме: аккуратно и быстро. Единственный минус такого подхода заключается в том, что эта система принимает клубный характер, причем строится вокруг какого-то одного банка. То есть и организация-продавец, и организация-покупатель должны быть в каких-то отношениях с этим банком. Если у покупателя или продавца нет доверия именно к этому банку (что весьма актуально для России), то использовать такую платежную интернет-систему будет невозможно.
В России по этому принципу построены и могут быть использованы для расчетов две системы: CyberPlat банка «Платина» и Instant! банка «Промсвязьбанк» (первая из них, по крайней мере некоторое время назад, работала по этой схеме).
Рассмотренные выше схемы описывают прохождение одного конкретного платежа, а вот способы взаимодействия между покупателем и продавцом могут быть различными, т. е. расчеты могут идти по предоплате, по дебетово-кредитовой схеме или по разного рода договорам. Учет и контроль всей совокупности финансовых и товарных транзакций берет на себя не платежная интернет-система, а бэк-офис интернет-магазина или торговой интернет-системы. Это очень важный момент, так как если бэк-офиса в системе нет, то единственным нормально функционирующим вариантом будет вариант предоплаты с выпиской счета (или более простой случай оформление заказа).
При наличии же в системе бэк-офиса возможны различные варианты оплаты и доставки заказа. Например, работа с дебетовым остатком на счете покупателя. Дело в том, что нормальный бэк-офис содержит соответствующие счета каждого покупателя и автоматически их ведет. Например, покупатель может заплатить продавцу некую сумму вперед и потом списывать ее по мере оформления заказов.
Из сказанного можно сделать два вывода: платежные интернет-системы в России могут обеспечить лишь определенную (небольшую) часть платежей для систем класса В2В, а наличие «правильного» бэк-офиса существенно более важный фактор для реального ведения платежей, чем наличие платежных интернет-систем.
Теперь перейдем к платежным интернет-системам для В2С и начнем с истории. Вначале стоит напомнить, что в EDI как в прародителе электронной коммерции розничной торговли не было вообще. Рынок В2С рынок розничных продаж возник только с появлением Интернета. Сразу появилось много разных систем. Это были и «карточные» системы, и системы, работающие с цифровыми чеками, цифровой наличностью, и осуществляющие микроплатежи и т. д. и т. п.
Вот список основных виртуальных платежных систем:
Анализировать эти системы в данной публикации я не буду, так как мне интересно донести до читателей то, что они практически могут использовать в России. Поэтому вернемся несколько назад к обычным платежам для розничной торговли.
Традиционно розничные расчеты производились или наличными, или кредитной карточкой. Естественно, сразу возникла идея проводить авторизацию кредиток через Интернет и, таким образом, сделать возможными расчеты с розничными покупателями через Сеть. Все казалось очень просто: человек, имеющий кредитную карточку (в США это подавляющее число покупателей), сидит за компьютером и, используя некое ПО, вводит данные о карточке при расчете в интернет-магазине. И здесь возникает ряд технологических проблем. Отмечу основные.
С самого начала специалистам по безопасности было очевидно, что кредитные карточки мало подходят для расчетов через Интернет. Всем известно, что кража данных о реквизитах карточки и последующее предъявление ее в Интернет происходит во много раз чаще, чем в «обычной» жизни (VISA, например, недавно обнародовала данные, что 47% случаев предъявления ее карточек через Интернет оказываются мошенническими). В России ситуация еще хуже. В частной беседе владелец одного интернет-магазина, торгующего «карточным» ПО, признался, что примерно 70% предъявителей карточек из России мошенники.
Вторая проблема, которая относится к России, это очень малое количество карточек в нашей стране. Максимальная называемая цифра 5 млн включает все виды карточек, в том числе и не международных. 90% этих карточек выданы в рамках зарплатных проектов, т. е. вероятность того, что они будут предъявлены в интернет-магазинах, весьма мала.
Тем не менее хотелось бы перечислить российские платежные интернет-системы:
В заключение разговора о платежных интернет-системах для В2С хочу упомянуть о двух вариантах оплаты товаров через Интернет, которые в России находятся в разной степени разработки.
Микропроцессорные карточки есть и в мире, и в России, причем у нас они распространены не намного меньше, чем пластиковые карточки с магнитной полосой. Одним из крупных эмитентов подобных карточек в России является Сбербанк банк, доступный во всех регионах, и это важный фактор для того, чтобы присмотреться к возможностям использования таких карточек для интернет-расчетов.
Для работы с микропроцессорной карточкой (см. рис. 1) нужны соответствующие карт-ридеры, которыми должны быть оборудованы как компьютер покупателя, так и сервер продавца. Если покупатель готов оплатить товар, то финансовая транзакция идет с его карточки на карточку продавца. При этом решены вопросы обеспечения безопасности такой транзакции, а также очень низкими получаются организационные и транзакционные расходы для продавца и для банка эмитента карточек. Последнее обстоятельство очень важно, так как с обычных карточных транзакций банки берут весьма высокие комиссии (например, банк «Платина» берет 5% с транзакции), а для микропроцессорных карточек процент с транзакции вообще не берется, и расходы образуются только за счет переводов со счетов. Подобная система более выгодна, чем «карточная», может использоваться как для сектора В2В, так и для сектора В2С, но, увы, пока такой системы расчетов в России нет.
Еще один вариант платежей, который уже появился в России, это вариант с использованием «цифровой наличности» (см. рис. 2).
Схема функционирования этого варианта платежей следующая:
Именно по этой схеме сейчас в пилотном режиме работает платежная интернет-система PayCash банка «Таврический» в Санкт-Петербурге. Правда, такой режим длится у них уже полтора года, так что посмотрим, что будет дальше.
Для систем цифровой наличности самая лучшая ниша это так называемые микроплатежи, когда за небольшую сумму оплачивается или часть информации, или кратковременный доступ к базе данных. Хотя, с другой стороны, нет никаких ограничений на оплату обычных товаров и даже крупных покупок.
И наконец, последнее, о чем надо сказать по теме платежных интернет-систем, это протокол SET, обеспечивающий безопасность платежей.
Данная технология имеет свои плюсы и минусы. Но самое главное он очень дорого обойдется и банкам, и торговцам, и, в конечном итоге, покупателям. И это основная причина того, почему этот протокол так и не был реально внедрен ни в США, ни в Европе. Есть только отдельные пилотные проекты, поддерживаемые платежными системами MasterCard и VISA.
Итак, подведем малоутешительные итоги по платежным интернет-системам для розничной интернет-торговли в России:
Как же работать в такой, казалось бы, безвыходной ситуации интернет-торговцам? Большинство их используют расчеты наличными при доставке товаров собственной или внешней курьерской службой, почтовый вариант доставки и расчетов наложенным платежом или вариант с предварительной оплатой заказа по почте или через Сбербанк. При этом большинство интернет-магазинов организуют примитивные Веб-витрины и не используют бэк-офис.
А для того чтобы реализовать нормальную схему интернет-торговли, бэк-офис просто необходим, поскольку в онлайновом режиме необходимо рассчитывать стоимость доставки, нужно знать и отслеживать тарифы курьеров, экспресс- и обычной почты, рассчитывать стоимость посылки в зависимости от ее веса, объема и расстояния до региона. Так что, хочешь нормально торговать позаботься о том, чтобы организовать бэк-офис.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Патентная неизбежность для малого бизнеса
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Лучше банка может быть только… брокер!
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека: монополия или конкуренция
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.