Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Андрей Зуев: «Наша система FORPOST максимально ориентирована на бизнес банка»

Интервью с директором компании FORBIS Андреем Ивановичем Зуевым

«Б. Т.»: В чем заключается миссия компании FORBIS?

Андрей Зуев: Вот это вопрос! Как-то даже и не думал о таких высоких материях. Конечно же, у компании есть определенная сверхзадача. Она состоит в том, чтобы занять достойное место в первой десятке основных игроков на мировом ИТ-рынке для банков. При этом мы не собираемся реализовывать сверхзадачу за счет потери основных, с нашей точки зрения, ценностей компании. К таким ценностям в первую очередь относятся независимость компании, сосредоточенность на разработке и развитии наших продуктов и обеспечение качественной поддержки клиентов. Если в конце концов выяснится, что достижение сверхзадачи без каких-либо потерь невозможно, то нам придется подумать и, может быть, пойти на какие-то уступки. Думаю, что со временем мы сможем рассмотреть вопрос о независимости компании, а по другим двум позициям пока готовности на изменения нет.

Мы очень внимательно следим за развитием других компаний, которые уже давно состоят в списке основных игроков или вошли в него совсем недавно, и видим, что всем им переход на качественно новый уровень ответственности удался за счет потерь по другим позициям. А именно: прекращена разработка существенно новых продуктов; похоже, безвозвратно потеряны основные специалисты, которые стояли у истоков успеха; резко снизилось качество сопровождения и, что самое неприемлемое для всех, ухудшилось качество внедрения, а развитие (если оно есть) идет в основном за счет приобретения других компаний и их продуктов. Вот так и сформулировалась основная миссия нашей компании: «Не стать такими, как другие, но при этом постараться войти в элиту». Мы верим, что это возможно. И девиз нашей компании звучит соответственно: «Нет ничего невозможного».

«Б. Т.»: Первые ваши инсталляции в России датируются 1992-м годом. Как вам удается отслеживать динамику российского законодательства для увязки АБС FORPOST с нашей бурной российской действительностью?

А. З.: Да, это непростая задача. Однако и проблема весьма и весьма серьезная. Честно говоря, она ложится тяжелой ношей на плечи наших российских клиентов. Мы сразу говорим своим клиентам в России, что не собираемся изучать творческое наследие специалистов ЦБ РФ или российское законодательство. Специалисты наших банков-клиентов разбираются в каждой проблеме, которая возникает в результате изменения законодательства или правил регулирования банковской деятельности, и ставят нам соответствующую задачу, а мы ее реализуем. В ходе реализации мы откровенно высказываем свое мнение по сути проблемы. А это мнение, как вы понимаете, зачастую весьма нелицеприятное. Чтобы не разводить тут особенную дипломатию, могу высказать свое мнение открыто. Считаю, что система банковского законодательства и регулирования в России абсурдна и совершенно не отвечает современным требованиям. Но как человек, который родился и вырос в России, надеюсь, что понимаю коренные причины такого положения, поэтому и не испытываю никакого желания бороться с ветряными мельницами.

В итоге все складывается так, что мы, как правило с опозданием, но реализуем требования ЦБ РФ и российского законодательства. В своей работе мы опираемся на архитектуру системы FORPOST, которая достаточно гибка и позволяет достичь поставленной задачи без существенных затрат трудовых и прочих ресурсов. Например: мы не получили от своих клиентов никаких заданий по 25-й главе Налогового кодекса, значит, и проблем нет. Наши затраты на решение данной задачи равны 0.

С другой стороны, мы гордимся, что абсолютно идентичная версия АБС FORPOST работает и в России, и за ее пределами. Это говорит о мощности и гибкости архитектуры нашей системы, заложенной в нее с самого начала.

«Б. Т.»: В мае 1998 г. вы установили свою систему в Сургутнефтегазбанке. Были ли у вашей компании внедрения в России после этого?

А. З.: Сургутнефтегазбанк — это наш первый клиент после долгого перерыва. К этому времени мы заняли практически монопольное положение в Литве и хотели попробовать свои силы в России. Проба состоялась, и она нам далась без большого труда. В основном потому, что банк взял основной адаптационный удар на себя. Сейчас мы внедряем систему в Запсибкомбанке (ЗСКБ). В ходе этого проекта мы завершаем цикл адаптационных работ под российские условия. Можно даже сказать, что мы хотим выполнить образцово-показательную установку системы, поэтому внимательно рассматриваем все требования банка и реализуем их. В принципе, банки именно такого уровня являются нашим целевым сегментом. Такие проекты, как правило, тяжелы, и именно в них проверяются сила и способность компании к мобилизации всех ресурсов, а у ее сотрудников вырабатываются ответственность и требовательность. Положа руку на сердце, могу сказать, что в данный момент мы просто не можем начать новый проект в России. Все сосредоточено на внедрении в ЗСКБ. Вот когда мы его закончим, тогда пусть нас и оценят — как банкиры, так и наши уважаемые конкуренты.

«Б. Т.»: Ваша система базируется на ОС Linux. А как обстоят дела с обеспечением информационной безопасности и надежности функционирования — ведь для любого банка это жизненно важно?

А. З.: К ОС Linux мы шли долго и осознанно. Нашей первой платформой была ОС AIX на IBM RISC-серверах. Пять лет мы вели разработку на AIX, но клиенты ни в какую не принимали IBM. В основном наши клиенты работают на ОС SUN Solaris, HP UX и, конечно, на ОС Linux. Безопасность этой OC такая же, как и у других UNIX-систем. Производительность ее такая же, и даже выше, а стоимость на одну транзакцию просто несравнима. Из всех вариантов операционной системы Linux мы поддерживаем только Suse 7.1, так как только она сертифицирована компанией Oracle. Мы постоянно работаем над повышением безопасности и надежности, благо постоянное развитие Linux и СУБД Oracle позволяет нам делать это стандартными методами без изобретения велосипеда. Например: standby-технология Oracle дает эффективную и недорогую альтернативу кластерным решениям. Правильная конфигурация Linux также дает много возможностей за приемлемую цену.

«Б. Т.»: Каковы минимальные требования к аппаратной среде для установки системы FORPOST?

А. З.: Вообще-то FORPOST — большая система, и даже очень. Полная установка выполняется на 6—12 серверах. Только на двух из них устанавливается OС Windows, на остальных же — UNIX. Существенные требования к аппаратуре предъявляются только для основного и резервного серверов базы данных. Естественно, что эти требования зависят от объема обрабатываемой информации и числа пользователей. Для банка с 800 пользователей в качестве основного сервера в течение трех лет может использоваться следующий: Intel Pentium 1.3 GHz CPU*8, RAM 10 GB, HDD 130 GB. Требования к конфигурации дискового массива очень жесткие, как правило, эту работу выполняют наши специалисты. Мы постоянно работаем над оптимизацией как отдельных компонент, так и системы в целом.

«Б. Т.»: Обязательна ли связка «СУБД Oracle — АБС FORPOST» или есть варианты использования другой СУБД?

А. З.: Связка «СУБД Oracle — АБС FORPOST» безоговорочно обязательна. Никаких других баз данных мы не поддерживаем и не собираемся этого делать. Системы, которые могут работать с различными СУБД, имеют очень «тяжелого» клиента и «легкий» сервер. Там практически вся бизнес-логика на стороне клиента. Мы же используем только продукты корпорации Oracle как на стороне серверов, так и на клиентской стороне, и у нас клиент «легкий». Мы даже используем интернет-технологии Oracle вместе с Oracle Application Server 9i, так что чуть было не получили звание героев Oracle — посмертно. Но нам повезло, чудом выжили.

«Б. Т.»: Система FORPOST поставляется в одной конфигурации или возможна установка отдельных модулей по выбору?

А. З.: Наша система FORPOST поставляется как целостное решение, и поставка отдельных модулей невозможна. Мы даже стараемся как можно меньше использовать термин «модуль». FORPOST — система тотального банкинга, со временем она выдавливает из банка большинство продуктов третьих сторон примерно так же, как это делает кукушонок. Конечно, можно не использовать наш FOREX, или нашу подсистему для работы с ценными бумагами, или хранилище данных, но со временем становится неудобно. Времени у нас достаточно, мы просто ждем соответствующего решения банка. При этом каждый банк использует именно тот набор продуктов и функций, который ему нужен в данный момент. Со временем он начинает использовать все больше и больше возможностей, заложенных в нашей системе FORPOST.

«Б. Т.»: Какие преимущества получат российские банки благодаря использованию системы FORPOST?

А. З.: Вот тут надо бы рассказать, как космические корабли бороздят просторы Вселенной и всякое прочее... Однако если выбор нашей системы выполнен необоснованно, а использование ее не поставлено на должный уровень, то можно остаться вообще без преимуществ.

Наша задача — обеспечить клиентов таким уровнем автоматизации, чтобы их передовые позиции в этом вопросе даже не обсуждались. А уж как банки распорядятся предоставившимися возможностями... Но в беде мы их не бросаем, всегда готовы прийти на помощь.

Наверное, основное отличие нашей системы от некоторых российских состоит в том, что она максимально ориентирована на бизнес банка, на развитие отношений с клиентами, на предложение продуктов высокого качества и, во вторую очередь, на обеспечение бухгалтерии. К этому нас подталкивают требования наших нероссийских клиентов. Эти банки сосредоточены на развитии продуктового ряда, на повышении качества услуг, на снижении себестоимости и повышении конкурентоспособности. И они требуют соответствующих решений от нашей компании. Естественно, постоянное движение вперед требует соответствующих затрат, как материальных, так и моральных. Другими словами, банки — наши партнеры получают, как нам кажется, прекрасную возможность много думать и еще больше работать.

«Б. Т.»: Андрей, сначала я хотел вас спросить об этапах пути вашей компании, о планах на будущее. Но после первой части интервью передумал. Поэтому следующие вопросы будут другие, нестандартные. Скажите, пожалуйста, откуда все-таки у вас такая уверенность в успехе на российском рынке?

А. З.: Да вообще-то, скажу по правде, 100%-ной уверенности у меня нет. Просто мы будем делать все для того, чтобы наше имя звучало и несло в себе что-то особенное, нечто совсем другое, нежели всем известные в данный момент имена. Собственно говоря, для достижения успеха мы не собираемся предпринимать какие-то специальные действия, бескрайние PR-акции и т. д. Наша система FORPOST сама должна показать себя достойно. А все остальное — приложится, в этом я уверен.

«Б. Т.»: А что вам нужно от банков, работающих с АБС FORPOST, и что не нужно или, скажем мягче, нежелательно?

А. З.: Мда-а... Что нужно? Конечно, чтобы платили регулярно и чтобы нервы не трепали по пустякам. Шучу, хотя, на самом деле, и в шутке есть доля правды. А если по-честному, то для нас очень важны хорошие отношения с банком на всех уровнях — как на уровне руководства, так и на уровне рядовых сотрудников. С первыми руководителями банков мне приходится встречаться не столь часто, но хочется идти на эти встречи не как в последний бой, хотя я всегда в чистой белой рубашке, т. е. готов ко всему, а там будь что будет. Иногда бывает и достается: «И то вы не сделали, и тут запаздываете, и вообще беда с вами. Откуда вы только свалились на нашу голову?» Тут взгляд президента падает на начальника ИТ-департамента. Приходится отбиваться, и я тоже говорю, что банк сам виноват, и то не сделал, и это забыл, и вообще вы клиентов своих не любите. Когда все идет искренно и честно, то можно выдержать любые испытания. Вот это нам и нужно: чтобы отношения были честные, а не так, как в магазине — мы вам заплатили, поэтому молчать, слушать и делать. Этого нам не нужно.

«Б. Т.»: Вы довольно резко высказываетесь в адрес Центрального банка РФ. В чем суть такого отношения?

А. З.: Тут я обойдусь без комментариев, хотя не только у меня такое мнение. И мне кажется, что это серьезная проблема для ЦБ РФ. Вы только послушайте, что говорят в банках по поводу программ, которые ЦБ РФ рассылает для безоговорочного исполнения, это же ужас, что о них говорят. Инструкции и указания — отдельная тема, но ни для кого не секрет, что там тоже такое...

Мне трудно представить себе другую страну, чтобы так высказывались о Центральном банке — о нем либо хорошо, либо ничего. Понятно, что в России критикуют все и вся, но должны же быть какие-то рамки, однако корень всех проблем все-таки в самом ЦБ РФ. Хотя центральный банк любой страны — не только банк, а еще и весьма специфическое ведомство, и многое другое...

«Б. Т.»: А вы не боитесь, что вам закроют дорогу в Россию? Ведь поговаривают о возможной сертификации АБС со стороны ЦБ РФ.

А. З.: Знаете, мы ничего не боимся: выставят в дверь — залезем в форточку, лишь бы банки были в нас заинтересованы. А в сертификацию по большому счету не верю, хотя российским производителям АБС, может быть, и хотелось бы, чтобы она была проведена.

«Б. Т.»: Понятно. А сколько в вашей компании сотрудников? Собираетесь ли вы открывать представительство в России?

А. З.: На данный момент в штате компании состоят 43 человека, из них 40 несут службу, что называется, на передовой и 3 человека — бухгалтерия и администрация. Если открывать представительство в России, это значит — в Москве. Вроде так получается, что если тебя нет в Москве, так тебя и в России нет. Действительно, надо открывать представительство, в следующем году так и сделаем, хотя ведь это тоже головная боль — помещение, личный состав... И контролировать их нужно, а то ведь без контроля сразу начинаются разброд и шатания. Однако я чувствую, что пора в Москву, что поближе к клиентам нужно быть.

«Б. Т.»: Спасибо за беседу. Желаю вам успехов.

А. З.:Спасибо вам.

 

Статьи, интервью, публикации