Юлий Гольдберг, директор управления аналитических систем компании R-Style Softlab
Решение аналитических задач на основе корпоративного хранилища данных
Практически все более или менее крупные аналитические задачи подразумевают использование в качестве информационной базы детально структурированных банковских данных. В большинстве случаев такая детализация возможна лишь на основе доступных для аналитического приложения массивов первичных банковских данных, соответственно, эти задачи могут наиболее эффективно решаться только на базе корпоративного хранилища информации. В настоящем докладе не рассматриваются преимущества и недостатки хранилищ, поэтому не буду подробно останавливаться на множественности источников данных, недостаточном качестве этих источников для решения управленческих задач и прочих проблемах информационной инфраструктуры современных российских кредитных учреждений, которые способствуют популяризации идей хранилища. Тем не менее, раз уж мы сказали о целесообразности внедрения тиражируемой ИАС для решения сложных аналитических задач, то должны говорить и о внедрении в банке тиражируемого хранилища данных.
Возможно ли это? В общем — да, хотя здесь уместно вспомнить, что тиражируемые решения находятся меж двух полюсов — «коробочного» ПО и заказных проектов и степень близости к тому или иному полюсу определяется спецификой конкретного приложения. К какому полюсу ближе тиражируемое хранилище банковских данных — очевидно. Но построить типовое хранилище кредитного учреждения можно, и, что самое главное, оно уже в таком стандартном виде может оказаться весьма полезным для заказчика. Это хранилище будет содержать готовую структуру фактических данных (например, первичных данных из АБС: счетов, проводок, клиентов и т. п.), механизмы загрузки этих данных из промежуточных форматов, все необходимые метаописания для реализованных разработчиком на основе хранилища и востребованных заказчиком аналитических методик.
Говоря о типовом хранилище, нужно помнить: когда речь идет о небольшом бюджете и малых сроках внедрения, не стоит рассчитывать на то, что там будет собрана вся банковская информация. В большинстве случаев быстро не удастся собрать ничего, кроме данных Главной книги (счетов, проводок, клиентов и сопутствующих справочников). Однако как одного «Операционного дня» часто хватает, чтобы в первом приближении автоматизировать работу банка, так и загрузки данных Главной книги в хранилище может оказаться вполне достаточно, чтобы реализовать требуемый на начальном этапе перечень управленческих отчетов и получить таким образом реальный эффект от внедрения аналитической системы.
Как повысить эффективность внедрения тиражируемой ИАС? Если банк по тем или иным причинам понял, что оптимальный для него вариант — это внедрение тиражируемой ИАС, то в первую очередь нужно определиться с приоритетами прикладных аналитических задач, чтобы не ставить себя и своего потенциального ИТ-поставщика перед неразрешимыми проблемами. Ситуация, когда банку нужно все в равной степени и «уже вчера», — самая печальная, потому что систему, где одинаково хорошо были бы проработаны все области аналитики, как известно, не найти (косвенное подтверждение тому — продолжающиеся на Западе процессы взаимных покупок и слияния компаний, производящих аналитические системы и BI-платформы). Понятно, что кто-то из разработчиков больше сталкивался и соответственно лучше реализовал маркетинговый анализ, кто-то — бюджетирование и планирование, кто-то — управленческий учет и т. п.
Затем, принимая во внимание установленные приоритеты, можно сформулировать критерии поиска и найти разработчика приемлемого решения. Только следует помнить, что в итоге в банке должна быть лишь одна ИАС и, разумеется, один «придворный» поставщик аналитических технологий. Скажем, положение, когда в кредитном учреждении для автоматизации разных видов бизнеса используется множество различных программных продуктов от разных разработчиков, на сегодня вполне нормально: своя автоматизированная система для центральной бухгалтерии, своя — для торговых операций, своя — для обслуживания физических лиц и т. д. А вот две информационно-аналитические системы («коробочные» приложения для анализа контрагентов здесь не в счет) и два хранилища данных — это уже нонсенс, противоречащий основной идее — существованию единого источника объективной информации для принятия решений. Так что над определением приоритетов аналитических задач и над выбором поставщика ИАС банку в любом случае стоит тщательно поразмышлять. Тем более, что практически любая аналитическая задача может быть безболезненно разделена на ряд подзадач, которые возможно решать последовательно: бюджетирование разложить на планирование, контроль, анализ и прогнозирование; риск-менеджмент — на управление рыночными, кредитными, валютными и другими рисками и т. п.
Таким образом, чтобы сегодня продвигать свои аналитические решения на массовом банковском рынке России (иными словами — чтобы включить в число потенциальных клиентов средние и небольшие столичные и региональные банки), разработчику недостаточно просто создать или взять готовую платформу для построения хранилищ данных и для реализации прикладных аналитических систем (как, например, в случае применения зарубежных BI-платформ типа Cognos или Business Objects). Надо иметь в своем арсенале достаточно широкий набор актуальных для банков тиражируемых аналитических приложений, реализованных на этой платформе и уже включающих все необходимые потенциальному заказчику типовые технологии: от загрузки данных до настроенных форм отчетов и тематических витрин.
Подводя краткий итог, отметим, что невозможно раз и навсегда четко разграничить «коробочные» решения и тиражируемые, тиражируемые и заказные и пр. Критерии такой классификации в значительной степени субъективны, следовательно, и отнесение программного продукта к той или иной категории всегда может быть оспорено. Тем не менее среди множества аналитических задач можно выделить области, для которых на сегодня наиболее эффективно применение именно «коробочных» решений, и области, для которых подойдет только тиражируемое настраиваемое решение либо программное обеспечение, созданное индивидуально для заказчика. Важнейший фактор, определяющий, в какую сторону пойти банку, — это наличие или отсутствие у него развитой аналитической службы и пакета собственных, проверенных временем аналитических и управленческих методик. Готовы ли банковские аналитики (и, разумеется, менеджеры банка) принять типовые технологии разработчика или считают применимыми и реально эффективными только свои ноу-хау? Вот в чем вопрос.
Назад | Далее |
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека: монополия или конкуренция
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.