Совершенствование отечественной нормативной базы
Принятые в России упомянутые нормативные документы стали первым этапом в развитии этого специфического сегмента национальной законодательной базы. Сделанные шаги были по достоинству оценены мировым сообществом. В сентябре 2002 г. Россию с официальным визитом посетила комиссия ФАТФ, в состав которой входили представители США, Франции, Германии и Швеции. В ходе визита эксперты ФАТФ провели встречи с сотрудниками органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных структур, а также посетили ряд коммерческих банков.
Одним из таких кредитных учреждений, где побывали эксперты Международной комиссии в сопровождении представителей Банка России, Комитета по финансовому мониторингу и Ассоциации российских банков для проверки практического исполнения российскими банками Федерального закона, был АКБ «Пробизнесбанк». Членам высокой комиссии был продемонстрирован действующий в банке комплекс мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем. Пристального внимания удостоилась автоматизированная составляющая этого комплекса — специализированный модуль «Финансовый мониторинг», который входит в состав работающей в «Пробизнесбанке» АБС RS-Bank компании R-Style Softlab.
Прямым следствием визита Комиссии ФАТФ стали изменения в действующем законодательстве, принятые Государственной Думой 27 сентября 2002 г. и выраженные в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» № 131-ФЗ, который вступил в силу 1 февраля 2003 г. Банком России были внесены соответствующие поправки и в нормативную базу, вследствие чего увидели свет Положение «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 20 декабря 2002 г. № 207-П и Указание «О внесении изменений и дополнений в Указание оперативного характера от 28 ноября 2001 г. № 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем» от 16 января 2003 г. № 6-Т. Они ознаменовали новый этап в развитии законодательной основы противодействия легализации криминальных доходов.
Сфера применения Закона № 131-ФЗ стала гораздо шире: был дополнен список операций, распространяющихся на деятельность, которая связана с финансированием терроризма и экстремизма, и подлежащих обязательному контролю. Теперь законодательно установлено, что, если одной из сторон операции является лицо, подозреваемое в причастности к террористической деятельности, такая операция (без ограничения по сумме) подлежит обязательному контролю. Кроме того, введено новое обязательное требование к банку — приостанавливать финансовую операцию на два дня в случае, когда одной из сторон является лицо, причастное к террористической деятельности. Не менее важными полномочиями наделяются и кредитные учреждения: теперь они обладают правом отказывать в открытии банковского счета лицам, не желающим предоставлять сведения, необходимые для осуществления программы контроля, а также тем лицам, в отношении которых имеются данные о причастности к террористической деятельности. Все эти меры позволят банкам более тщательно подходить к формированию клиентской базы, соблюдая чистоту своих намерений.
К сожалению, участники банковского рынка, а также сектора его автоматизации имели в своем распоряжении слишком короткий срок для того, чтобы полностью реализовать в системе внутреннего контроля усложненные и расширенные законодательные требования. Например, наиболее существенным дополнением в Законе можно считать закрепление такой нормы, как выявление операций с лицами, причастными к террористической деятельности. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона соответствующий список операций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации, которое, в свою очередь, 18 января 2003 г. приняло постановление № 27, определяющее, что такой перечень составляет КФМ и он же доводит его непосредственно до организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами. До сих пор этот список неизвестен ни банкам, ни другим участникам рынка.
Правда, надо заметить, что среди международных организаций, ведущих активную борьбу с отмыванием доходов и террористической деятельностью, фигурируют Совет Безопасности ООН и Казначейство США. Сформированные ими списки лиц, причастных к терроризму, находятся в свободном доступе на интернет-ресурсах, а также доведены Центральным банком РФ до кредитных организаций во исполнение международных обязательств России о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях. (Названные списки можно импортировать из структурированных файлов, распространяемых Казначейством США, в специально реализованный для этих целей справочник в программном комплексе RS-Bank.)
Важнейшим итогом усилий по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, является не только становление и развитие системы законодательных норм, но и практический результат, который был достигнут во взаимодействии между организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, и уполномоченным органом контроля. По словам председателя КФМ РФ Виктора Зубкова, начиная с марта 2002 г. собрано порядка 350 тыс. сообщений о сделках, которые могут вызвать подозрение (в основном это операции, подлежащие обязательному контролю). Учитывая, что на текущий момент в стране зарегистрировано немногим более 1300 кредитных учреждений и что некоторая часть из полученных КФМ сведений направлена из других структур, можно констатировать: в среднем каждая кредитная организация предоставляла сведения примерно об одной сомнительной операции в день. Весьма малый показатель в общем объеме банковских операций, но тем не менее он говорит о том, что система принятых мер работает. Возможно, столь скромный результат объясняется тем, что проблема, которую она призвана решать, еще не вполне вызрела в нашем обществе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека: монополия или конкуренция
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Лучше банка может быть только… брокер!
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.