В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Финансовый мониторинг: история, этапы, достижения

Совершенствование отечественной нормативной базы

Принятые в России упомянутые нормативные документы стали первым этапом в развитии этого специфического сегмента национальной законодательной базы. Сделанные шаги были по достоинству оценены мировым сообществом. В сентябре 2002 г. Россию с официальным визитом посетила комиссия ФАТФ, в состав которой входили представители США, Франции, Германии и Швеции. В ходе визита эксперты ФАТФ провели встречи с сотрудниками органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных структур, а также посетили ряд коммерческих банков.

Одним из таких кредитных учреждений, где побывали эксперты Международной комиссии в сопровождении представителей Банка России, Комитета по финансовому мониторингу и Ассоциации российских банков для проверки практического исполнения российскими банками Федерального закона, был АКБ «Пробизнесбанк». Членам высокой комиссии был продемонстрирован действующий в банке комплекс мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем. Пристального внимания удостоилась автоматизированная составляющая этого комплекса — специализированный модуль «Финансовый мониторинг», который входит в состав работающей в «Пробизнесбанке» АБС RS-Bank компании R-Style Softlab.

Прямым следствием визита Комиссии ФАТФ стали изменения в действующем законодательстве, принятые Государственной Думой 27 сентября 2002 г. и выраженные в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» № 131-ФЗ, который вступил в силу 1 февраля 2003 г. Банком России были внесены соответствующие поправки и в нормативную базу, вследствие чего увидели свет Положение «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 20 декабря 2002 г. № 207-П и Указание «О внесении изменений и дополнений в Указание оперативного характера от 28 ноября 2001 г. № 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем» от 16 января 2003 г. № 6-Т. Они ознаменовали новый этап в развитии законодательной основы противодействия легализации криминальных доходов.

Сфера применения Закона № 131-ФЗ стала гораздо шире: был дополнен список операций, распространяющихся на деятельность, которая связана с финансированием терроризма и экстремизма, и подлежащих обязательному контролю. Теперь законодательно установлено, что, если одной из сторон операции является лицо, подозреваемое в причастности к террористической деятельности, такая операция (без ограничения по сумме) подлежит обязательному контролю. Кроме того, введено новое обязательное требование к банку — приостанавливать финансовую операцию на два дня в случае, когда одной из сторон является лицо, причастное к террористической деятельности. Не менее важными полномочиями наделяются и кредитные учреждения: теперь они обладают правом отказывать в открытии банковского счета лицам, не желающим предоставлять сведения, необходимые для осуществления программы контроля, а также тем лицам, в отношении которых имеются данные о причастности к террористической деятельности. Все эти меры позволят банкам более тщательно подходить к формированию клиентской базы, соблюдая чистоту своих намерений.

К сожалению, участники банковского рынка, а также сектора его автоматизации имели в своем распоряжении слишком короткий срок для того, чтобы полностью реализовать в системе внутреннего контроля усложненные и расширенные законодательные требования. Например, наиболее существенным дополнением в Законе можно считать закрепление такой нормы, как выявление операций с лицами, причастными к террористической деятельности. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона соответствующий список операций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации, которое, в свою очередь, 18 января 2003 г. приняло постановление № 27, определяющее, что такой перечень составляет КФМ и он же доводит его непосредственно до организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами. До сих пор этот список неизвестен ни банкам, ни другим участникам рынка.

Правда, надо заметить, что среди международных организаций, ведущих активную борьбу с отмыванием доходов и террористической деятельностью, фигурируют Совет Безопасности ООН и Казначейство США. Сформированные ими списки лиц, причастных к терроризму, находятся в свободном доступе на интернет-ресурсах, а также доведены Центральным банком РФ до кредитных организаций во исполнение международных обязательств России о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях. (Названные списки можно импортировать из структурированных файлов, распространяемых Казначейством США, в специально реализованный для этих целей справочник в программном комплексе RS-Bank.)

Важнейшим итогом усилий по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, является не только становление и развитие системы законодательных норм, но и практический результат, который был достигнут во взаимодействии между организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, и уполномоченным органом контроля. По словам председателя КФМ РФ Виктора Зубкова, начиная с марта 2002 г. собрано порядка 350 тыс. сообщений о сделках, которые могут вызвать подозрение (в основном это операции, подлежащие обязательному контролю). Учитывая, что на текущий момент в стране зарегистрировано немногим более 1300 кредитных учреждений и что некоторая часть из полученных КФМ сведений направлена из других структур, можно констатировать: в среднем каждая кредитная организация предоставляла сведения примерно об одной сомнительной операции в день. Весьма малый показатель в общем объеме банковских операций, но тем не менее он говорит о том, что система принятых мер работает. Возможно, столь скромный результат объясняется тем, что проблема, которую она призвана решать, еще не вполне вызрела в нашем обществе.

Татьяна Лепехина

Статьи, интервью, публикации