Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Обучающая подсистема тьюторного типа: принципы создания и использования
Часть 2

Июль — Август 2001


Обучающая подсистема тьюторного типа: принципы создания и использования
Часть 2

Виктор Григорьев

Окончание (начало см. в № 6/2001)

Основные понятия и технология разработки тьюторной обучающей системы

Далее предложим инструмент для поддержки процесса обучения массового профессионального пользователя (МПП) и оценим эффективность применения этого процесса. Естественно для обучения работе на АРМ использовать компьютерные обучающие системы. Выделим подкласс таких систем — это тьюторные обучающие системы (ТОС), базирующиеся на методологии индивидуального ситуационного обучения под руководством тьютора — наставника, учителя в широком смысле этого слова (заимствование английского термина «тьютор» вызвано тем, что в русском языке термин «наставник» со времен 1960—1970-х гг. понимается как воспитатель, а термин «тьютор» традиционно используется в мировой литературе).
В основе технологии разработки ТОС лежат следующие основные элементы:

Раскрывая эти элементы и описывая технологию их создания, будем учитывать особенности МПП как подкласса пользователей.

Обобщенный интерфейс ТОС

В структуру обобщенного интерфейса входят:

Процесс обучения описывается сценарием и использует в качестве объектов элементы предложенного типового интерфейса.

Принципы разработки сценария ТОС

Ситуация является ключевым элементом методологии индивидуального ситуационного обучения под руководством тьютора. Как сказано выше, работа МПП характеризуется «разрешением небольшого множества часто повторяющихся ситуаций». Назовем такие ситуации базовыми. Содержательно сценарий тьютора для МПП использует множество базовых ситуаций и должен описывать:

Известно, что для эффективного восприятия обучения декомпозиция не должна превышать трех уровней.

Инструментальная поддержка технологии создания ТОС

Предлагаемая технология реализуется следующими инструментами — средством разработчика сценария и средством выполнения сценария, а также навигации по нему в зависимости от действий обучающего. Средство разработчика сценария содержит следующие подсистемы:

Рис. 3. Структура инструментальных средств

», № 7—8 2001

Статьи, интервью, публикации