В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Защита мелких акционеров банков от информационного мошенничества.

ноябрь 2003 г

Базельский комитет по банковскому надзору в целях оказания содействия органам надзора различных стран разработал рекомендации по совершенствованию корпоративного управления в кредитных организациях. Этот международный документ вводит стандартные процедуры соблюдения банками интересов кредиторов и вкладчиков.

Согласно американским исследованиям, самая большая доля случаев финансового мошенничества приходится на кредитные организации (об этом говорят 54% от числа респондентов в банках) и страховые компании (49% от числа опрошенных страховщиков). Введение международных признанных процедур защиты кредиторов и вкладчиков касается прежде всего миноритариев, обделенных вниманием топ-менеджмента крупнейших банков, и заставляет переоценить роль и место банковских аналитиков, передающих свои рекомендации мелким кредиторам и вкладчикам. Объединение институциональных инвесторов США, Институт международных финансов (ИМФ) обнародовали кодекс корпоративного управления (ККУ) для эмитентов из развивающихся стран. В отличие от аналогичного кодекса корпоративного поведения (ККП), разработанного Федеральной комиссией по ценным бумагам РФ (ФКЦБ) на основе соответствующего документа Организации экономического сотрудничества и развития, кодекс ИМФ создан в интересах миноритарных акционеров. ККУ отличается от документов ОЭСР и ФКЦБ России краткостью: 113 рекомендаций эмитентам, биржам и регуляторам уместились на пяти страницах. Главная задача Кодекса ИМФ — защита миноритариев от обесценения их инвестиций вследствие махинаций менеджеров и контролирующих акционеров.

В России распространение стандартов ККУ связано с постепенным ростом числа миноритариев. Недавнее исследование Альфа-банка показало, что в свободном обращении находится 28% акций российских компаний, остальное контролируется менеджментом, государством и стратегическими инвесторами. По данным опроса руководителей 114 предприятий 17 отраслей промышленности, проведенного Российским институтом директоров (РИД) и Ассоциацией менеджеров, с ККП, разработанным ФКЦБ, «знакомы» 19% опрошенных, «планируют внедрить» -36%, «уже разрабатывают» - 28%, «в процессе утверждения» - 3%, а 14% о нем ничего не знают. Компании, уже принявшие кодексы, так оценили их соответствие рекомендациям комиссии: «в целом соответствует» — 48%, «в значительной степени» — 28%, «в незначительной степени» - 9%. Однако, по мнению директора РИД г-на Беликова, кодексы компаний учитывают рекомендации комиссии в небольшой степени. «Наш бизнес все-таки очень неэтичен, самые большие конкурентные преимущества у тех, кто использует наиболее грязные приемы», - констатирует заместитель гендиректора ИК «Проспект» Э. Нейгебауэр. Директор по работе с инвесторами «Объединенных машиностроительных заводов» Е. Одягайло говорит, что миноритарных акционеров, контролирующих 42% капитала ОМЗ, не интересует, есть ли у компании кодекс корпоративного управления или нет. «Им важнее иметь возможность регулярно общаться с руководством, видеть финансовую отчетность и стратегию развития компании», — считает она.

Однако аналитики полагают, что ККУ начинает играть важную роль в регулировании рынка финансовых услуг. «Для банков инвестиции в корпоративное управление сейчас даже более эффективны, чем в развитие филиальной сети, — говорит заместитель гендиректора РА «Интерфакс» М. Матовников. — Наладив его, банки могут рассчитывать на повышение кредитных рейтингов, а значит, и на снижение стоимости заимствований». Ю. Кочетыгова, занимающаяся в агентстве Standard & PoorXs оценкой качества корпоративного управления российских компаний, хотя и указывает на слабое место всех подобных кодексов (если уж финансовая отчетность поддается лакировке, то нормы корпоративного управления и подавно), все же соглашается с повышением его роли: «По темпам роста заказов (на присвоение рейтинга корпоративного управления S&P) банки опережают компании из реального сектора». Подтверждением сказанного является принятие летом 2002 г. Кодекса корпоративного поведения Сбербанком РФ.

ФКЦБ убедила правительство изменить правила допуска ценных бумаг к обращению на российских биржах. С конца 2002 г. организаторы биржевой торговли проверяют, следуют ли эмитенты положениям Кодекса. От этого зависит, попадут ли его бумаги в котировальные листы верхнего уровня. РТС также предупредила эмитентов об изменении правил: «Для включения ценных бумаг в котировальный лист А1 бирже необходим документ, подтверждающий соблюдение эмитентом всех требований рекомендованного ФКЦБ кодекса, — поясняет начальник отдела листинга РТС О. Деришева, - для котировального листа А2 — требований главы кодекса о раскрытии информации».

Международная финансовая корпорация, Ассоциация независимых директоров и Московская межбанковская валютная биржа 30 января 2003 г. подписали меморандум о сотрудничестве в области распространения и внедрения стандартов и принципов корпоративного управления. Стороны объявили о намерении координировать информационную поддержку при номинировании независимых директоров. По словам директора проекта МФК в России С. Молинеуса, основная цель проекта - усилить инвестиционную привлекательность российских предприятий и предоставить им доступ к свободному капиталу на фондовом рынке. ММВБ в 1999-2001 гг. совместно с МРО ФКЦБ и рейтинговым агентством Standard&Poors реализовала пилотный проект по оценке корпоративного управления российских компаний. В связи с введением с 1 февраля 2003 г. новых правил листинга биржа осуществляет контроль за соблюдением эмитентами принципов и положений Кодекса корпоративного поведения, чьи ценные бумаги включены в котировальные листы уровня «А».

Заместитель председателя Банка России Г. Лунтовский, выступая на банковской конференции в апреле 2003 г., отметил, что вопросы повышения уровня корпоративной культуры в банковском секторе ставятся уже достаточно давно. Так, например, 13 мая 1992 г. на II Съезде банков — членов АРБ был принят Кодекс чести банкира. Принято Положение Банка России от 30 июля 2002 г., №191-П «О консолидированной отчетности». Советом АРБ был одобрен Договор кредитных организаций об обязательствах перед клиентами. На основе указанных документов АРБ приступила к разработке Кодекса этических принципов банковского дела, проект которого был опубликован в «Вестнике АРБ» (2002 г., №7) и размещен на странице АРБ в Интернете. Первая часть проекта - анкетирование российских банков по корпоративному управлению с анализом и интегральными оценками его состояния - была завершена в конце 2002 г. Результаты опроса показали, что примерно 30% от числа опрошенных банкиров отметили применение соответствующих рекомендаций Базельского комитета.

Вопрос об осуществлении Банком России функции надзора за уровнем корпоративного управления в банках признается одним из наиболее актуальных. По мнению председателя Национального банковского совета, вице-премьера Правительства РФ А. Кудрина, контроль над банками надо передать саморегулирующимся организациям, ассоциациям и регулировать отношения участников рынка исключительно законами и судебной властью. Широко известно, что российское общество воспринимает банки как угрозу своему финансовому положению. Пока банки не завоевали доверия населения и предприятий, отдавать им на откуп контроль за самими собой вряд ли целесообразно. Не рассматривает такую альтернативу и международное банковское сообщество. Г. Лунтовский отметил, что Базельский комитет рекомендует возложить на органы банковского надзора функцию надзора за соблюдением банками законных интересов вкладчиков, а в соответствии со ст. 56 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является единственным полномочным органом банковского регулирования и банковского надзора.

Одним из основных требований к банкам должно быть соблюдение соответствующего уровня раскрытия информации (транспарентности банков), позволяющего участникам рынка формировать собственные суждения о системе управления банковскими учреждениями. Особое значение Базельский комитет придает раскрытию банками сведений об управлении операционными рисками. Доступ заинтересованных лиц к указанной информации повышает доверие к банкам. Именно инвесторам и вкладчикам должна быть адресована информация банков, что позволит ускорить рост доверия населения к российской банковской системе.

Иностранные инвесторы не слишком доверяют гарантиям сохранности капиталов в России и стремятся получить дополнительные гарантии в форме международного признания профессионализма российского менеджмента благодаря применению процедур корпоративного управления. Для российских банков это означает дополнительные возможности защиты от переделов собственности. Банки полагают, что следование международным стандартам корпоративного управления может приблизить привлечение дополнительных средств населения и профессиональных участников фондового рынка и, кроме того, позволит рассчитывать на снижение цены заимствований ими денежных средств.

Регулирующие органы, согласно закону обязанные защищать интересы всех инвесторов, считают, что банки должны:

Признавая важность указанных процедур, отметим, что центральным вопросом обеспечения реализации ККУ в интересах миноритариев является повседневная деятельность тех специалистов кредитных организаций, которые непосредственно работают с вкладами, кредитами, инвестициями, управляют имуществом. Однако информация об этой стороне деятельности банков малодоступна миноритари-ям, не говоря уже о более широком круге клиентов банков.

Статьи, интервью, публикации