Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Борьба с отмыванием капиталов и финансированием международного терроризма.

ноябрь 2003 г

Особенно активная работа по выявлению и конфискации незаконных денежных средств ведется в Великобритании, находящейся на перекрестке воздушных и морских путей, по которым осуществляется переброска наркотиков в Европу из США и стран Карибского бассейна. В 2001/2002 финансовом году британскими правоохранительными органами было изъято 3400 кг героина и конфисковано наличных денег, полученных от продажи наркотиков, на сумму 23,5 млн фунтов стерлингов. Однако это всего лишь капля в море по сравнению с теми средствами, которые находятся в обороте наркодельцов. За последние пять лет только 20% судебных решений по делам, связанным с наркотиками, предусматривали конфискацию имущества. Реальная конфискация средств составляет менее 40% от суммы, подлежащей изъятию по решению суда.

Лондон является одним из крупнейших в мире банковско-финансовых центров и активно используется международными мошенниками и преступным миром для проведения незаконных транзакций и операций по отмыванию капиталов. По данным компании KPMG, в Великобритании за первые шесть месяцев 2002 г. зафиксировано 36 случаев мошенничества на общую сумму 256 млн фунтов, что в 2,5 раза превышает соответствующий показатель за предыдущие шесть месяцев. По данным МВД Великобритании, в стране насчитывается примерно 400 главарей крупного криминального бизнеса, которые владеют активами в размере около 440 млн фунтов. В руках 39 боссов преступного мира находятся 220 млн фунтов.

С целью активизации борьбы с организованной преступностью и повышения эффективности изъятия средств, полученных незаконным путем, в Великобритании в 2002 г. принят новый закон о криминальных доходах (Proceeds of Crime Act 2002). В соответствии с ним в феврале 2003 г. создано Агентство по изъятию криминальных активов, на которое возложены следующие основные функции:

Перед Агентством поставлена задача к 2004 г. удвоить размер конфискованных криминальных активов и довести сумму изъятых средств до 60 млн фунтов.

Этот закон расширяет права судов и дает возможность замораживать активы подозрительных лиц на ранней стадии расследования непосредственно перед вынесением приговора.

С целью усиления борьбы с отмыванием капиталов закон предусматривает введение следующих дополнительных мер:

Несмотря на то что общее число поступающих в правоохранительные органы сведений о подозрительных транзакциях возрастает, количество обрабатываемых сообщений остается на низком уровне. После расширения NCIS предполагается довести их оборот до 75% в течение одного дня.

Как полагают специалисты, действие данного британского закона позволит ужесточить контроль за наркобизнесом, отмыванием капиталов, другими видами финансовых преступлений и будет способствовать более эффективному изъятию активов, полученных в результате незаконной деятельности.

Борьба с финансированием международного терроризма.

Если отмывание «грязных денег» и их дальнейшее использование на рынках капиталов может оказать негативное воздействие на устойчивость международной финансовой системы, то терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности мирового сообщества. В связи с этим борьба с финансированием международного терроризма становится глобальной проблемой, в решении которой должны принять участие все без исключения страны.

В 1999 г. ООН приняла Международную Конвенцию о запрещении финансирования терроризма, которую подписали более 130 стран и 24 страны ратифицировали этот документ. 10 апреля 2002 г. Конвенция вступила в силу. FATF на чрезвычайном пленарном заседании, состоявшемся в Вашингтоне 29—30 октября 2001 г., приняла решение о расширении сферы своей деятельности и включении в нее также вопросов борьбы с финансированием терроризма. 31 октября 2001 г. FATF утвердила Специальные рекомендации по предотвращению финансирования терроризма, которые содержат следующие восемь пунктов:

Перечисленные выше требования являются обязательными для выполнения членами FATF, а также другими странами, в нее не входящими.

FATF ежегодно проводит встречи с участием экспертов различных стран и международных организаций, специализирующихся по проблемам борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма. На последней встрече в Риме в ноябре 2002 г. присутствовали эксперты из 35 стран. Россия была представлена в качестве наблюдателя. Обсуждался проект доклада о типовых схемах отмывания денег, который после доработки был опубликован в феврале 2003 г.

В докладе отмечается - между криминальными структурами и террористами много общего. Те и другие оперируют значительными денежными средствами, заинтересованы в отмывании капиталов и проводят незаконные операции через банки и финансовые учреждения. Однако между ними имеются и различия.

Преступные группировки получают прибыль только в результате проведения незаконной деятельности (торговля наркотиками, грабежи, азартные игры и др.). Как правило, криминальные элементы отмывают деньги в больших размерах.

Террористы для финансирования своей деятельности используют как нелегальные, так и легальные источники доходов. Они действуют более разносторонне и достаточно скрытно, в результате чего бывает очень сложно выявить их истинные планы, цели и намерения. В качестве легального источника прибыли террористические организации используют следующие методы:

Часто доверчивые люди дают денежные средства, не ведая о том, что они поступают на финансирование террористических операций.

Широкое распространение у террористов получило создание «фасадных компаний», в которых прибыль, полученная в результате законной деятельности, смешивается с нелегальными доходами. В последнее время террористические группы проявляют повышенное внимание к благотворительным фондам и другим неприбыльным организациям. Интерес к ним вызван в основном следующими факторами:

Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма в США.

В октябре 2001 г. в США был принят «Патриотический закон», в соответствии с которым проверка финансовых и других учреждений стала более глубокой, повысились требования к ним, расширился спектр предоставляемой компаниями информации. С 11 сентября 2001 г. по 12 февраля 2002 г. были проверены более 2450 банковских счетов, из них 90 в иностранных банках, а также 13 000 денежных переводов внутри страны и за границу. За тот же период американскими правоохранительными органами было выдано свыше 1000 разрешений на обыск и вручено более 10 500 повесток в суд только по делам, касающимся финансовых нарушений.

При министерстве финансов США в целях налаживания более тесного взаимодействия между правительственными учреждениями создан Центр отслеживания зарубежных активов террористов (FTAT), в задачу которого входят сбор и анализ информации, поступающей из различных источников. При таможенной службе США действует специальная группа, занимающаяся расследованием случаев, связанных с финансированием террористов. В ее состав входят представители как налоговой службы, ФБР, Управления по контролю за зарубежными активами (OFAC), почтовой инспекционной службы, так и бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию. Некоторые правительственные учреждения ведут списки лиц и организаций, подозреваемых в террористической деятельности. В настоящее время существует пять «черных списков». Министерство торговли США ведет два таких списка: физических и юридических лиц и список организаций. В первом содержатся сведения на более чем 450 отдельных лиц и компаний, находящихся в США, Польше, Канаде, Люксембурге, Франции, Швейцарии, Германии, России и других странах. В «черный список» министерства финансов США включены свыше 4 ООО корпораций, банков и финансовых учреждений с указанием их названий, адресов, сфер деятельности и др. Государственный департамент составляет списки террористических организаций и лиц, причастных к террористической деятельности. Все списки постоянно обновляются, что повышает эффективность использования содержащейся в них информации. Находящиеся на территории США активы лиц, попавших в «черные списки», заморожены.

Между финансовыми учреждениями и правительственными органами налажен тесный обмен секретной информацией. Для координации этой деятельности в рамках министерства финансов США создано подразделение по борьбе с финансовыми преступлениями - FinCen (Financial Crimes Network), которое получает от различных правительственных органов информацию, касающуюся отмывания капиталов и финансирования терроризма, и направляет ее финансовым предприятиям для проверки подозрительных счетов и банковских переводов. Результаты проверки поступают в FinCen.

Чем грозит новая стратегия борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма американским корпорациям и иностранным компаниям, расположенным на территории США? По мнению экспертов, возрастет число компаний, к которым будут предъявляться повышенные требования в отношении их деятельности. В первую очередь это предприятия, участвующие в операциях по слиянию и поглощению компаний; корпорации, занимающиеся коммерческой деятельностью; туристические фирмы; компании, поддерживающие деловые отношения с физическими и юридическими лицами, расположенными за пределами США. Например, компания, покупающая другое предприятие (независимо от того, расположено оно в США или за границей), обязана представить соответствующим правительственным органам подробную информацию по следующим вопросам: не совершало ли приобретаемое предприятие каких-либо действий, подозрительных с точки зрения отмывания денег; не участвует ли оно в незаконной деятельности на территории США или других стран; не использовало ли оно получаемую прибыль для финансирования террористов и др.

Американские компании, работающие на международных рынках, обязаны иметь программу проверки своих партнеров и планируемых сделок. Программа должна базироваться на двух основных принципах: «знай своего клиента» и «источник получения средств», используемых при проведении различных операций. К банковским учреждениям требования еще выше: банк должен знать не только своих клиентов, но и клиентов своих клиентов.

Следует отметить, что ужесточение режима в отношении кредитных учреждений и других корпоративных структур, которое ведется под флагом борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма, вызывает острую критику со стороны деловых людей и ряда американских общественных организаций.

октябре 2001 г. президенту Бушу было направлено обращение, подписанное президентами ряда компаний, руководителями различных ассоциаций и фондов (всего 30 подписей), в котором со ссылкой на предложенный сенатором Левиным закон о снижении объема отмываемых денег, в частности, говорится: «Статья 101 закона предоставляет министру финансов неограниченные возможности для введения «специальных мер» по его усмотрению. Эти специальные меры дают министру право требовать от финансовых учреждений и многих коммерческих структур раскрытия почти любой информации, которая, по его мнению, является необходимой. Эти же права позволяют министру нарушать финансовые связи с другими странами или финансовыми институтами. Речь идет о беспрецедентной по своим масштабам власти, которая предоставляется одному должностному лицу. Это ведет к отмене принципа финансовой конфиденциальности, что неприемлемо для страны, которая посвятила себя власти закона».

В заключение отметим, что краткосрочный и среднесрочный прогнозы борьбы с отмыванием капиталов и финансированием международного терроризма выглядят не совсем благоприятными. Организованная преступность расширяет сферу своей деятельности и изыскивает новые источники получения криминальных доходов (интеллектуальная собственность, спорт, культура и др.). Фонды, выделяемые правоохранительным органам большинства стран на борьбу с отмыванием денег, не идут ни в какое сравнение с теми финансовыми возможностями, которыми располагают криминальные структуры.

Э.М. СЕРДИНОВ, Юридическое бюро Олега Гусева.

Статьи, интервью, публикации