ноябрь 2003 г
Сколько бы мы ни говорили о необходимости развития российского среднего и малого предпринимательства (СМП), сколько бы ни ссылались на положительный мировой опыт в этой сфере, воз этих проблем не сдвинется с места до тех пор, пока, с одной стороны, не будут устранены социально-экономические, финансовые, правовые и административные препятствия на пути развития СМП, а с другой - не возникнут естественные экономические стимулы для такого развития. Средний и малый бизнес только тогда станет успешным, когда он будет востребован государством, экономикой и населением.
Конкуренция и монополия - сиамские близнецы бизнеса, находящиеся в обратно пропорциональной зависимости: высокая конкуренция - низкий монополизм, и наоборот.
Один из основных объективных экономических законов таков: любой хозяйствующий субъект с начала своей деятельности стремится к монополии, к безграничному расширению своего присутствия в том или ином, либо во многих секторах рынка путем вытеснения с него малых и средних предприятий.
В России монополизм, как естественный, так и неестественный, достиг катастрофических размеров — его метастазы проявились уже практически во всех отраслях экономики. Эта болезнь нашей экономики продолжает развиваться — скоро полсотни финансово-промышленных групп (ФПГ) будут доминировать во всех экономических сферах России.
При этом, что самое удивительное, само государство способствует развитию монополизма, что выражается в следующем:
Видимо, государство полагает, что для него лучше, когда оно имеет дело с сотней крупных предприятий, чем с тысячами средних и тем более с сотнями тысяч мелких компаний.
Для того чтобы основу валового внутреннего продукта России составляла не рента сырьевых монополий, а прибавочная стоимость в перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных и интеллектуально емких отраслях и сфере услуг, необходимо развитие подлинно рыночной конкуренции.
В этих целях:
Государство обязано принять на себя значительную часть заботы, расходов и рисков по развитию среднего и малого предпринимательства.
Многолетние дебаты вокруг проблемы малого и среднего бизнеса при отсутствии ощутимых сдвигов свидетельствуют о том, что поддержка СМП пока не является государственным приоритетом. К примеру, сложившаяся структура финансирования малого бизнеса — фонды поддержки МП (скудно формируемые за счет федерального или региональных бюджетов) -> объединения МП (зачастую искусственно инспирируемые администрациями) —> отдельные МП (прошедшие процедуру допуска) — дает крайне слабый эффект. Практика показывает, что большинство проектов МП не может преодолеть процедуру допуска и получить необходимые ресурсы или субсидировать кредитные проценты в рамках подобной системы.
Если российские органы власти действительно заинтересованы в значительном росте СМП, они должны:
По различным экспертным оценкам, на развитие малого бизнеса в России требуются инвестиции в объеме около 5 млрд долл. Государство в настоящее время такими средствами не располагает. Частный российский и зарубежный финансовый сектор в состоянии выделить такие кредитные ресурсы, но не делает этого в силу высокой степени рисков в сфере СМП. В этой казалось бы патовой ситуации государство, если оно действительно заинтересовано в развитии предпринимательства, обязано взять на себя решение проблемы гарантирования кредитных вложений в проекты малых и средних предприятий. Как показывает мировой опыт, создание и функционирование государственного агентства гарантирования (страхования) рисков по некрупным проектам (на сумму до 5 млн долл.) потребует отвлечения из бюджета средств в объеме около 5% от общей суммы кредитования. Российский бюджет способен выделить 250 млн долл. на обеспечение финансирования СМП в объеме 5 млрд долл.
Как известно, размеры заемщика для банка не имеют определяющего значения, однако чем крупнее компания, бизнес которой оценивается не хуже, чем стабильный, тем больше степеней свободы для выработки инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Выбор этот может простираться от материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к понятным банку покупателям и заказчикам.
Соответственно, чем меньше компания, тем меньше степеней свободы для выбора адекватного покрытия рисков и тем глубже приходится анализировать бизнес-процесс заемщика и окружающую его бизнес-среду, и с тем большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов. Такой подход характеризует стратегию индивидуальной работы с каждым заемщиком. Это трудоемко и требует от банковских специалистов специальных и разносторонних знаний в различных отраслях, привлечения консультантов.
Затраты на подобную индивидуальную работу либо превращают кредитование мелких заемщиков в нерентабельный бизнес, либо, будучи переложенными на заемщика, делают невыгодным для самого заемщика кредитный проект, в котором он был заинтересован.
Для клиента альтернативой будет поиск либо специализированного банка, понимающего его бизнес и располагающего возможностями найти инструменты для покрытия рисков, либо ресурса вне банковской системы среди лиц, готовых разделить его риски.
Между этими крайностями - стратегия массового, стандартизованного подхода к клиентуре, относящейся к малым и средним компаниям, характерная для развитого банковского бизнеса, действующего в комплексе с консалтинговыми, страховыми, лизинговыми и другими подобными компаниями.
Основа эффективного развития СМП состоит в его необремененности излишними основными фондами. Но это и его ахиллесова пята, не позволяющая иметь достаточное залоговое обеспечение кредита. Преодолеть данное противоречие позволяет система кредитных историй.
Мировой опыт как развитых, так и развивающихся стран свидетельствует, что невозможно построить цивилизованный кредитный рынок без широкой эффективной системы обмена информацией о добросовестности исполнения участниками
этого рынка своих обязательств дебитора (заемщика, плательщика). Такая система обеспечивает следующие преимущества:
В целях развития кредитования малого и среднего бизнеса создание в России организационной системы формирования и использования кредитных историй — актуальная потребность сегодняшнего дня.
Очевидно, что могут и должны быть найдены и другие решения содержательного рассмотрения проектов СМП в целях их финансирования.
В лизинге основные риски закрываются правом собственности лизингодателя на предмет лизинга и его страхованием. Структурирование лизинговых проектов ограничивается непосредственными участниками: лизингодатель (+ поставщик + банк), лизингополучатель, страховая компания - и, как правило, эффективно в своей области применимости (инвестирование в основные средства в производственных проектах СМП с достаточно быстрой окупаемостью) и дополнительных структур обычно не требует.
Проблемы здесь, как правило, связаны с высокими банковскими ставками и существенно меньшими кредитными сроками, чем сроки амортизации. Кроме того, иногда требуются дополнительные гарантии, возникающие не из активов самого лизингового проекта, под который выделяются ресурсы (например, на период кредиторской задолженности лизингодателя перед поставщиком предмета лизинга, если он самим лизингодателем приобретается в рассрочку), а из иных источников. В частности, если кредитор не может принять на себя непокрытые в рамках существующей модели риски (или управление этими рисками самим кредитором требует от него значительных дополнительных ресурсов).
Сказанное относится к моделям кредитора. Возможны модели, реализуемые самими малыми и средними предприятиями. Сталкиваясь при заимствованиях с проблемами недостаточной капитализации гарантий, компании могут объединяться в ассоциации (профессиональные, кредитные, территориальные и т.п.), позволяющие консолидированно вступать в отношения с кредитором. Чтобы не быть изолированными от финансового рынка, такие организации должны работать с банком. Тогда они могут стать элементом модели кредитора.
По нашему мнению, в настоящее время едва ли не единственным консолидирующим СМП фактором является их сотрудничество с определенным банком. Сам банк также заинтересован в объединении предприятий, иногда со своим участием, чтобы иметь дополнительные возможности для получения заимствований себе.
Дополнительными структурами развития СМП могут быть также аудиторские организации, проверяющие по определенному стандарту финансовое состояние заемщика, и факторинговые структуры, выкупающие проблемные долги и тем самым снижающие потери. Аудиторы и сейчас иногда участвуют в процессе, но при высоких процентных ставках оплата их работы рассматривается как излишняя нагрузка на заемщика, хотя за счет специализации и стандартизации эта плата может быть снижена.
Создание и использование указанной широкой инфраструктуры может открыть дополнительные степени свободы для тех или иных моделей финансирования предприятий, включая кредитное (и факторинговое) обслуживание, сопровождаемое существенным упрощением и стандартизацией, но результирующая цена кредитного обслуживания будет составлять сумму цен по элементам используемой модели. Коммерческий интерес каждого участника должен быть сбалансирован с итоговой ценой обслуживания, которая, в свою очередь, должна быть сбалансирована с интересами развития малых и средних предприятий. Очевидно, что эта тема требует отдельного серьезного анализа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека: монополия или конкуренция
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.