Необходимость государственного контроля и регулирования банковской деятельности диктуется многими обстоятельствами и подтверждается уроками исторического развития. Однако как же конкретно организована система банковского надзора? С точки зрения организации надзора, связанной с историческими традициями и национальными особенностями, принято выделять три группы стран:
Как видно, среди каждой из этих групп есть вполне благополучные в экономическом отношении страны.
В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством является Центральный банк. Объясняется это прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно и в исторически очень сжатые сроки.
Так, первые кооперативные коммерческие банки были созданы в РФ в 1988 г., а к середине 90-х гг. их стало уже свыше 2,5 тыс. История зарубежных стран не знает аналогов появления такого большого количества банковских учреждений за столь короткое время.
Параллельно организовывалась система банковского надзора. Департамент регулирования деятельности кредитных организаций был создан в системе Банка России в 1991 г., а Управление инспектирования - в 1993 г. В течение более чем 10 лет формировалась система надзора, совершенствовались его количественные и качественные параметры, происходили организационные изменения. Так, например, в настоящее время Банк России приступил к созданию Главной инспекции кредитных организаций в статусе департамента, разработке положения, которое определит задачи и функции нового подразделения.
Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. В большинстве стран необходимо получение специальной лицензии или разрешения на открытие банковского учреждения. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям:
Следует отметить, что недавно Банком России были вновь повышены минимальные требования к капиталу вновь создаваемых кредитных организаций (для банка - с 1 до 5 млн евро, для НКО - со 100 до 500 тыс. евро).
В условиях развернувшейся в обществе дискуссии о путях развития банковского сектора Банк России последовательно отстаивал точку зрения о нецелесообразности резкого повышения требований к капиталу действующих кредитных организаций. Летом 2001 г. в банковское законодательство по инициативе Банка России внесены изменения, позволившие ужесточить требования к руководству кредитных организаций и их филиалов. Расширен круг лиц из числа высших менеджеров кредитных организаций, которым при назначении на должность следует проходить процедуру согласования в Банке России и к которым применяются квалификационные требования, содержащиеся в законе «О банках и банковской деятельности».
Расширен и сам состав квалификационных требований: в банковское законодательство включено понятие «деловой репутации» кандидата. Ранее Банку России зачастую приходилось отказывать кандидатам на руководящие Должности в кредитных организациях по иным формальным основаниям, хотя на самом деле речь шла именно о несоответствии их деловой репутации (наличии негативных данных о кандидатах в «черном списке» Банка России).
На наш взгляд, квалификационные требования необходимо повышать, особенно в части наличия у кандидатов высшего профессионального образования и стажа работы по специальности, а также распространения требования соответствия деловой репутации на приобретателей крупных долей в кредитных организациях.
Был расширен также перечень документов,предоставляемых в Банк России при регистрации будущей кредитной организации. В частности, наряду с другими документами необходимо представить и бизнес-план. Он представляет собой единственный документ, позволяющий оценить перспективы деятельности кредитной организации как прибыльного коммерческого предприятия. В настоящее время в Банке России дорабатываются методические рекомендации по составлению и оценке бизнес-планов.
Что касается антимонопольных требований, то они заключаются в необходимости уведомления Банка России при приобретении одним лицом или группой взаимосвязанных лиц свыше 5% долей (акций) кредитной организации и получении предварительного согласия Банка России при приобретении свыше 20% долей (акций). Стратегией развития банковского сектора РФ предусматривается снижение этой планки до 10%. Большую проблему представляет выявление скрытых взаимосвязей и взаимозависимостей между учредителями кредитной организации. И даже в случае их выявления отказ в регистрации на данном основании не предусмотрен в законодательстве.
В СМИ достаточно долго дискутировался вопрос о необходимости передачи функции государственной регистрации кредитных организаций Министерству юстиции или иному государственному органу. Принятие закона «О государственной регистрации юридических лиц» поставило этот вопрос в практическую плоскость. В марте 2002 г. были приняты поправки в законодательство, в соответствии с которыми уведомительный порядок регистрации не распространяется на кредитные организации. Они по-прежнему должны направлять документы в Банк России, и только после принятия последним решения о государственной регистрации документы автоматически поступают в регистрирующий орган (МНС). Однако при реализации этого механизма на практике могут возникнуть сложности. По сути дела, два регистрирующих органа (МНС и Банк России) будут вести отдельные реестры, в которых кредитные организации, а также все сведения об изменениях в уставном капитале, учредительных документах, об открытии (закрытии) подразделений будут фиксироваться под разными номерами. Поэтому могут возникнуть сложности при получении информации о действительном состоянии дел в конкретных кредитных организациях.
В течение 2-3 лет после кризиса 1998 г. Банк России регистрировал незначительное количество новых кредитных организаций. Это было связано не только с последствиями кризиса, но и с необходимостью ужесточения требований к вновь создаваемым кредитным организациям со стороны Банка России. Так, в 1999 г. Банк России зарегистрировал всего 7 кредитных организаций и выдал лицензии на осуществление банковских операций 9 КО, а в 2000 г. соответственно 17 и 9 кредитным организациям. Несколько интенсифицировался этот процесс в 2001-2002 гг. Однако в течение этих лет была заметна положительная динамика процесса расширения деятельности кредитных организаций путем получения дополнительных лицензий.
Особый интерес представляет вопрос об условиях допуска иностранного капитала в банковскую систему России. В настоящее время в РФ кредитные организации с иностранными инвестициями могут создаваться лишь после получения разрешения Банка России. Доля иностранного капитала в нашей стране невелика — около 7%.
Однако в настоящее время иностранные банки не могут создавать на территории РФ свои филиалы. По этому поводу ведется дискуссия. Представители отечественного банковского бизнеса опасаются конкуренции со стороны иностранного банковского капитала. Сомнения Банка России в целесообразности их допуска связаны прежде всего с тем, что филиалы иностранных банков создаются в соответствии с законодательствами тех стран, откуда родом «материнские» банки.
Методы банковского надзора.
В соответствии с Базельскими принципами текущий надзорза деятельностью кредитных организаций осуществляется с помощью двух методов: пруденциальный надзор и инспектирование. Банк России параллельно развивает оба эти метода. В декабре 2001 было принято решение о слиянии двух соответствующих департаментов в один с целью совершенствования системы текущего надзора, налаживания конструктивного взаимодействия подразделений документарного надзора и инспектирования.
Надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа,т.е. на анализ и оценку финансового состояния конкретных кредитных организаций и банковской системы в целом. В соответствии с этим Департамент банковского регулирования и надзора получает, накапливает, систематизирует и анализирует огромный массив информации как по отдельным кредитным организациям, так и в целом по банковской системе РФ.
Банк России устанавливает для КО перечень форм бухгалтерской и статистической отчетности, порядок их заполнения, периодичность и сроки представления в территориальные учреждения. Однако количество этой отчетности продолжает постоянно возрастать. Так, в 1997 г. соответствующие указания Банка России содержали 78 форм отчетности, а в настоящее время уже 138 форм. Кредитным организациям приходится содержать целый штат работников для заполнения этих форм, а Банку России -для их обработки и анализа. Поэтому в Постановлении XII съезда АРБ содержится пункт о необходимости сокращения и оптимизации обязательной отчетности банков и предложение о создании рабочей группы для выработки соответствующих предложений.
Проблема «номер один» для обеспечения эффективности документарного надзора - это достоверность отчетности, предоставляемой кредитными организациями в ЦБ РФ. Контроль за достоверностью получаемой информации должны обеспечивать территориальные учреждения Банка России, используя при этом тревожные симптомы в деятельности КО (резкие изменения показателей, негативную информацию о деятельности КО, неудовлетворительные оценки результатов работы КО по системе ранней диагностики Банка России и т.д.).
Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов (сейчас их 18) с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя кредитными организациями.
В современной надзорной практике особая роль отводится возможно более раннему выявлению проблем в кредитных организациях. Банк России разработал и постоянно совершенствует методики выявления финансовых трудностей до их перерастания в форму неплатежеспособности. Территориальные учреждения Банка России ежемесячно классифицируют все кредитные организации на две категории: финансово стабильные и проблемные. В рамках каждой категории выделяются дополнительные классификационные группы.
Банк России не только выявляет проблемные КО, но и применяет к ним меры надзорного реагирования. Однако наказание в данном случае не является самоцелью. Главная задача состоит в определении характера и причин возникновения проблем в кредитных организациях и выработке соответствующей политики регулирования. А это и представляет наибольшую трудность, поскольку предполагает высокую степень организации аналитической работы.
Меры воздействия, применяемые к КО, могут быть двух видов: предупредительные и принудительные. Число примененных мер воздействия бывает довольно значительным (в 1998 г. - свыше 20 тыс.), однако их эффективность не всегда велика. Территориальным учреждениям Банка России следует регулярно проводить анализ эффективности применяемых к КО мер воздействия и обеспечивать их своевременный пересмотр в зависимости от изменения финансового положения и условий работы КО.
Банк России активно использует международный опыт при создании и совершенствовании системы банковского надзора в РФ. Однако одной из наиболее сложных задач является адаптация зарубежной методологии к российским условиям с тем, чтобы она результативно работала в российском банковском секторе.
В инспекторской деятельности также есть свои проблемные моменты, и прежде всего несовершенство законодательной и нормативной базы инспектирования. Огромную роль в инспекционной деятельности играет соответствующее информационно-аналитическое обеспечение, для чего необходимо налаженное взаимодействие различных подразделений надзора.
В Банке России отсутствуют единые требования к актам проверки. Не решен вопрос, должны ли в них только констатироваться факты выявленных недостатков и нарушений в деятельности КО, или они должны иметь ярко выраженную аналитическую направленность.
И, пожалуй, одна из наиболее болезненных проблем инспекционной деятельности - запаздывание надзорного реагирования по результатам проверки. Причина этого кроется не только в несовершенстве документооборота в Банке России, но и в том объективном факте, что в актах проверки, как правило, констатируются нарушения, допущенные кредитными организациями не сегодня, а в прошлые периоды деятельности.
Мероприятия по предупреждению банкротства и контролю за ликвидацией кредитных организации.
Широкое поле деятельности в области предупреждения банкротства КО представилось после принятия закона о банкротстве кредитных организаций в 1999 г. Основания для принятия превентивных мер постоянно совершенствуются, и санирование все в большей мере становится надзором на упреждающей стадии возникновения проблем.
Важно, что количество КО, имеющих основания дляпринятия мер по предупреждению банкротства, постоянно уменьшается. Однако, к сожалению, собственники кредитных организаций недостаточно используют предоставленную им законом возможность самостоятельно применять меры по предупреждению банкротства.
Одна из мер по предупреждению банкротства - назначение Банком России в КО временной администрации, которая может осуществлять свои функции совместно с органом управления кредитной организации либо полностью заменить его. Несмотря на то что институт временной администрации был упрочен с принятием закона о банкротстве кредитных организаций, Банк России достаточно редко прибегал к этой мере. Причина, на наш взгляд, состоит в том, что, назначая в проблемную кредитную организацию временную администрацию, Банк России как бы берет на себя ответственность за положение дел в этой организации.
В настоящее время в связи с изменениями, внесенными в банковское законодательство, Банк России обязан назначать временную администрацию в КО на следующий день после отзыва у нее лицензии. Однако в данном случае целью деятельности временной администрации является не разработка и реализация плана мер по финансовому оздоровлению КО, а контроль за сохранностью ее имущества до начала ликвидационных процедур. На наш взгляд, здесь может иметь место некоторая путаница, и целесообразно было бы разграничить в законодательстве эти два института временной администрации.
И в завершение несколько слов о процедурах отзыва лицензий, ликвидации кредитных организаций и участии в них Банка России.
Так, в законодательстве были усовершенствованы основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций как в количественном аспекте - их стало 13 вместо семи, так и в качественном - все основанияразделены на те, по которым Банк России может отозвать лицензию либо обязан это сделать.
Основной проблемой при осуществлении Банком России своих надзорных полномочий стал дисбаланс, сложившийся к середине 90-х гг. между количеством отозванных лицензий и количеством ликвидированных КО. Так, на октябрь 1996 г. из более 500 КО, лишенных Банком России лицензии, только у одной пятой части были созданы ликвидационные комиссии и лишь около 30 из них представили для согласования промежуточные ликвидационные балансы.
Для устранения сложившегося положения Банк России принял решение о создании территориальными учреждениями постоянно действующих рабочих комиссий, в задачу которых входило оказание методической помощи участникам КО, инициативным группам кредиторов и вкладчиков. Это позволило несколько улучшить ситуацию, однако законодательно установленные возможности Банка России по ускорению процесса ликвидации кредитных организаций с отозванными лицензиями были недостаточны. Так, служащие Банка России не могли входить в состав ликвидационных комиссий. Банк России имел право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом только, если он сам являлся ее кредитором.
В настоящее время ситуация с ликвидацией КО, у которых отозваны лицензии, значительно улучшилась благодаря усилиям Банка России, а также принятым изменениям в законодательстве.
Права Банка России в данном направлении расширены. Тем не менее его роль в процедуре ликвидации КО все еще невелика и по существу сводится к следующему:
возможности инициировать мероприятия по предотвращению банкротства КО и осуществлять контроль за их проведением;
отзыву у КО лицензий;
назначению временной администрации после отзыва лицензии;
праву подать заявление в арбитражный суд о признании КО несостоятельной (банкротом);
обязанности подать заявление в арбитражный суд о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), если в течение 45 дней после отзыва лицензии Банк России не получил документального подтверждения возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации независимо от наличия ее задолженности перед Банком России;
праву выступать участником процесса или участником дела о несостоятельности (банкротстве) КО;
выдаче аттестатов арбитражным управляющим, праву предлагать суду свою кандидатуру арбитражного управляющего;
контролю за отчетностью ликвидируемых КО;
согласованию состава ликвидационной комиссии, промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, если речь идет о добровольной ликвидации;
подготовке документов для внесения записи о ликвидации КО как юридического лица в государственный реестр после завершения ликвидационных процедур.
Итак, усиление надзора стало одним из главных направлений деятельности Банка России в 90-е гг. Это было связано с вступлением России в ряд международных кредитно-финансовых организаций, присоединением к «Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора», а также с внутренними потребностями российской экономики. В рамках совершенствования надзора Банком России решались следующие задачи: разработка, внедрение системы раннего реагирования и особой системы надзора за крупными банками; отлаживание действенного механизма предупреждения банкротства КО и их ликвидации; внедрение и совершенствование консолидированного надзора.
Хотя в плане налаживания и совершенствования системы банковского регулирования и надзора еще много нерешенных проблем, тем не менее, на наш взгляд, это не свидетельствует о необходимости разделения полномочий по надзору между ЦБ РФ и иным государственным ведомством, а тем более об отделении указанных полномочий от ЦБ.
Выводы.
Однако работа по совершенствованию организации надзора, на наш взгляд, в ближайшее время может столкнуться со значительными трудностями. Хотя в целом новое руководство Банка России положительно оценило «Стратегию развития банковского сектора РФ», наметившую основные направления совершенствования банковского надзора в среднесрочной перспективе, в нее уже вносятся коррективы. Но даже не это самое главное. Дело в том, что, несмотря на одобрение указанной «Стратегии» правительством в лице М. Касьянова и Банком России в лице В. Геращенко, продолжается разработка альтернативных проектов реформирования банковского сектора. Так, рабочая группа президиума Госсовета по проблемам развития банковского сектора представила проект Основ политики в области развития банковской системы.
Выступая на XI Международном банковском конгрессе в г. Санкт-Петербруге, первый зам. председателя Банка России А. Козлов назвал три взаимоисключающих варианта развития ситуации в банковском секторе. На наш взгляд, это является свидетельством того, что государство в значительной мере еще не определилось в вопросе о векторе развития банковской сферы. Более того, в нашей стране отсутствует не только единая стратегия развития банковского сектора, но и среднесрочная экономическая стратегия в целом. В таких условиях говорить о новой концепции банковского надзора пока еще рано.
М.А.ХОХЛЕНКОВА, преподаватель Московской банковской школы Банка России, кандидат экономических наук.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Патентная неизбежность для малого бизнеса
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Ипотека: монополия или конкуренция
Лучше банка может быть только… брокер!
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.