Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Ханты-Мансийский АО: инвестиционный портрет.

В марте администрация Ханты-Мансийского АО объявила о своих планах по выпуску ценных бумаг. В 2002 г. планируется разместить сберегательный заем среди населения округа на 300 млн руб., а также несколько эмиссий облигаций для широкого круга инвесторов общим объемом до 2,7 млрд руб. Привлеченные средства власти округа намерены направить на реализацию инвестиционных проектов.

Что же представляет из себя Ханты-Мансийский автономный округ как заемщик?

Он располагает большим природно-ресурсным потенциалом, является основным нефтегазоносным районом России. Здесь добываются золото, жильный кварц, открыты месторождения бурого и каменного угля, разведаны залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, бокситов и др. Имеются большие запасы пресных, минеральных, термальных и промышленных подземных вод.

По данным Госкомстата РФ, Ханты-Мансийский автономный округ с 1996 г. сохраняет один из самых высоких производственных и финансовых потенциалов и занимает лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации, в том числе:

В 2001 г. предприятия округа произвели 7,3% от общего объема произведенной промышленной продукции РФ. По темпам развития промышленного производства автономный округ превосходит общероссийский показатель: промышленное производство в целом по России в 2001 г. выросло на 4,9%, а в ХМАО - на 7,6%.

Специфика развития экономики округа связана с открытием здесь богатейших нефтяных и газовых месторождений. В отраслевой структуре промышленной продукции нефтегазодобывающая промышленность составляет здесь 86,3%, электроэнергетика - 5,5, газоперерабатывающая - 3,3, лесозаготовительная и деревообрабатывающая - 0,4, производство строительных материалов - 0,4%.

Объем нефти, извлекаемой из недр округа, - это около 56% всей нефти, добываемой в Российской Федерации, и около 5,4% мировой добычи. Округ - крупнейший в России поставщик сырой нефти на внутренний и внешний рынки и поэтому занимает исключительно важное место в экономике и энергетической безопасности России. Потенциальные запасы нефти оцениваются на уровне 40 млрд т. При существующем уровне добычи (в 2001 г. -194,2 млн т) данных запасов может хватить более чем на 200 лет.

Электроэнергетический комплекс Ханты-Мансийского округа - один из крупнейших в стране. Он представлен тремя крупными электростанциями, входящими в состав акционерного общества «Тюмень-энерго», суммарной установочной мощностью около 9000 МВт. В 2001 г. в целом по округу выработано 51 609 млн кВт-ч электроэнергии. Она полностью обеспечивает промышленное и бытовое потребление электроэнергии не только округа, но и поставляется в Ямало-Ненецкий автономный округ, на юг Тюменской области, в Уральский регион. Энергосистема округа поставляет электроэнергию также и на федеральный оптовый рынок в 57 энергосистем России и экспортирует в 5 государств (Латвия, Украина, Молдавия, Казахстан, Белоруссия). Большая часть оборудования электростанций и электрических сетей характеризуется относительно небольшой степенью изношенности.

В округе принята и реализуется программа по энергосбережению, которая на Всероссийской выставке «Энергосбережение в регионах России - 2001» заняла 1-е место. Реализация программы позволит сэкономить 14 млн т условного топлива. В соответствии с данной программой осуществляются комплекс мер, направленных на внедрение энергосберегающих технологий, пропаганду энергосберегающего образа мышления населения, а также издание нормативных правовых актов, относящихся к политике энергосбережения.

Большую роль в экономике округа играет лесозаготовительный и деревоперерабатывающий комплекс.

За годы освоения нефтегазовых месторождений в округе был создан один из крупнейших в Западной Сибири строительных комплексов. Сооружены тысячи нефтепромыслов, сотни промышленных объектов различного назначения, мосты, железные и автомобильные дороги, нефте- и газопроводы, построены города и поселки. Сегодня в округ направляется около 6% общероссийского объема капитальных вложений, 82% из них - на строительство объектов производственного назначения.

В последние годы уделяется большое внимание решению жилищных проблем населения, развитию жилищного строительства. За 9 месяцев 2001 г. объем жилищного строительства возрос на 90%, причем более половины вводимого жилья в округе финансируется за счет его бюджета или бюджетов муниципальных образований. Обеспеченность жильем в расчете на одного жителя на конец 2001 г., по предварительным оценкам, составляет 17,7 кв. м.

В округе ведется активная работа по поддержке и стимулированию развития малого предпринимательства. Правовыми основами, определяющими государственную поддержку малого предпринимательства, являются Конституция РФ, федеральное законодательство и законодательство Ханты-Мансийского автономного округа. Основные среди них - это законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе» и «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Эти законы предусматривают следующие меры государственной поддержки малого предпринимательства:

Поддержка малого предпринимательства в округе осуществляется на основании программ поддержки, принимаемых на период не менее двух лет. Заказчик программ - правительство Ханты-Мансийского автономного округа, разработчик и исполнитель - окружной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции (через него осуществляется и финансирование). Объем ассигнований для развития и поддержки малого предпринимательства определяется в бюджете округа на очередной финансовый год отдельной строкой (на 2002 г. - 220 млн руб.). Основные положения программ публикуются в средствах массовой информации округа.

Для реализации мероприятий программ привлекаются следующие финансовые ресурсы:

В 2000-2001 гг. на финансирование программы поддержки малого бизнеса было направлено 217,8 млн руб., в том числе из окружного бюджета 124,21 млн руб. (57% от общей суммы). Для реализации программы поддержки малого предпринимательства на 2002-2003 гг. предполагается выделить 200 млн руб. в 2002 г. и 170 млн - в 2003 г.

Ханты-Мансийский автономный округ играет существенную роль во внешней торговле Российской Федерации. С 1999 г. его внешнеторговый оборот постоянно возрастал и в 2001 г. составил 7,6% внешнеторгового оборота России.

Основная характерная черта внешней торговли округа - положительное сальдо торгового баланса (в 2001 г. экспорт составил 10 833 млн долл., импорт - 586,2 млн долл.). Доля экспорта округа в объеме экспорта России возросла с 4,4% в 1999 г. до 10,7% в 2001 г.

В отраслевой структуре экспорта округа преобладает нефть (99% от общего объема экспорта региона). Географическая направленность экспорта нефтедобывающей отрасли связана с основными магистралями нефтепроводов, пролегающих по территории России и европейских стран. Вторая по значимости статья экспортных доходов автономного округа - продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности (около 1%).

По объемам прямых иностранных инвестиций Ханты-Мансийский автономный округ входит в число 20 лидирующих регионов Российской Федерации. Накопленный объем прямых иностранных инвестиций в регион за 1996-2001 гг. составил 201 973 тыс. долл. С 2001 г. наблюдается значительный рост инвестиций, последовавший за существенным падением данного показателя в 1998-2000 гг. Следует отметить, что на конец 2001 г. объем иностранных инвестиций в регион превысил уровень, достигнутый до кризиса 1998 г., на 88,5%.
Наибольший инвестиционный интерес к Ханты-Мансийскому автономному округу испытывают транснациональные нефтяные корпорации. В структуре иностранных инвестиций 98% занимает объем средств, вкладываемых в топливную промышленность.

Ханты-Мансийский автономный округ входит в число 20 регионов Российской Федерации с наибольшими объемами капитальных вложений и сохраняет 2-е место после Москвы по данному показателю. Объем капитальных вложений в округе в 1996-2000 гг. в сопоставимых ценах 1998 г. составил 231 166,0 млн руб., или 8,13% от суммарного объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации за данный период
Один из факторов, способствующих развитию производства, улучшению инвестиционной привлекательности округа, - это наличие в законодательстве округа ряда льгот по уплате налогов и сборов. Правовым актом, определяющим предоставление льгот, является Закон ХМАО «О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе» от 25 декабря 2000 г. №122-оз. В соответствии с ним налогоплательщики, зарегистрированные на территории округа и входящие в льготную категорию, имеют возможность платить налоги или сборы в меньшем размере или вообще не уплачивать определенный налог или сбор.

Налоговые льготы предоставляются субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных отраслях округа, таких как нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность, геология и разведка недр, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь, рыбное хозяйство (улов) или рыбная промышленность (переработка), пищевая промышленность, сельское хозяйство, торговля и общественное питание, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, туризм, гостиничное хозяйство.

Устойчивый рост экономики округа подтверждает также позитивная динамика в банковской сфере. По данным Центрального банка России, объем средств на рублевых и валютных счетах предприятий и организаций Ханты-Мансийского автономного округа в период с 2000 по 2001 г. увеличился более чем в 18 раз (с 14,9 млрд руб. до 275,2 млрд руб.). Объем привлеченных депозитов и вкладов физических и юридических лиц в суммарном денежном выражении с января 2000 г. по январь 2001 г. возрос более чем в 3,5 раза (с 23,5 млрд руб. до 84,8 млрд руб.).

Такое значительное увеличение на банковских счетах средств предприятий и организаций, рост вкладов физических лиц, а также устойчивая тенденция роста доходов населения (даже с учетом инфляции) указывают на высокий внутренний инвестиционный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа.

Следует отметить, что темпы развития региональных банков после кризиса 1998 г. значительно превышали темпы развития столичных банков. Уже в конце 1999 г. Уральский регион возглавил список самых крупных региональных банковских систем. Распределение активов банков между областями и республиками Уральского региона было неравномерно - 54,5% приходилось только на банки Тюменской области, включая автономные округа, в том числе 42,6% активов уральских банков приходилось на банки ХМАО с его явными лидерами -Сургутнефтегазбанком и Ханты-Мансийским банком, входящими в тридцатку крупнейших российских банков по величине активов.

Округ - один из наиболее стабильных по экономическим и социальным показателям субъект Российской Федерации. Уровень жизни здесь один из самых высоких по России.

Уровень безработицы в округе, рассчитанный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, за 2000 г. снизился на 23,5% и составил на 1 января 2001 г. 2,0% (за 1999 г. он сократился в 1,8 раза). На начало 2001 г. численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных составила 16 867 человек. В 2001 г. данная тенденция к снижению сохранилась.

Автономный округ отличается от многих других субъектов Российской Федерации хорошей динамикой бюджетных показателей. Так, например, за 1999-2001 гг. объем поступлений в бюджет округа возрос почти в 3 раза.

Налоговые доходы округа в основном представлены поступлениями от предприятий нефтедобывающей промышленности, что является фактором риска и может привести к значительному уменьшению поступлений в бюджет в случае падения мировых цен на нефтепродукты. Однако если события на рынке нефтепродуктов будут развиваться по оптимистическому сценарию, округ будет иметь надежный источник бюджетных доходов.

В структуре расходов окружного бюджета, без учета финансовой помощи муниципальным образованиям и расходов целевых бюджетных фондов, наибольшую долю занимают расходы на развитие промышленности, энергетики и строительства, на социальную политику, здравоохранение и физическую культуру, на образование. Данные статьи расходов приоритетны для округа.

Бюджет округа по итогам 2001 г. был исполнен с превышением расходов бюджета над доходами. Источниками финансирования дефицита бюджета являлись остатки бюджетных средств на счетах и поступления от продажи имущества, находящегося в собственности округа.

На 2002 г. предельный объем бюджетного дефицита установлен на уровне 5 727 139 тыс. руб., или 5% объема собственных доходов бюджета. Таким образом, данный показатель окружного бюджета полностью соответствует требованиям российского бюджетного законодательства.

Поскольку по требованиям Бюджетного кодекса РФ объем текущих расходов не может превышать объем доходов бюджета, то по своей сути бюджетный дефицит является источником финансирования капитальных вложений субъекта Федерации, что должно в будущем обеспечить увеличение доходной части бюджета.

Правительство ХМАО до 2002 г. не выпускало долговых обязательств в форме эмиссионных ценных бумаг. Однако ранее, в 1996-1997 гг., оно выпускало векселя, которые использовались в основном для расчетов по строительным подрядам.

По состоянию на 01.01.2002 г. объем государственного долга округа равнялся 934,6 млн руб., что менее 1% от доходной части бюджета. Из них 336 млн руб. приходится на задолженность по полученным в 1994-1995 гг. ссудам на формирование регионального фонда государственной поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера, 38,6 млн руб. - на переоформленную на округ задолженность по централизованным кредитам, предоставленным в 1992— 1994 гг. организациям агропромышленного комплекса и предприятиям, осуществляющим завоз продукции в районы Крайнего Севера, и процентам по ним. Эта задолженность была отнесена на государственный внутренний долг Российской Федерации.

Часть дефицита бюджета округа 2002 г. будет профинансирована ценными бумагами. Общая сумма привлеченных с фондового рынка средств может составить до 3 млрд руб., т.е. менее 3% от доходной части бюджета.

Существуют ли риски инвестирования в ценные бумаги субъекта Федерации, бюджет которого является одним из самых устойчивых в Российской Федерации?

Платежеспособность эмитента определяется, в первую очередь, показателями исполнения бюджета. Главная проблема бюджета Ханты-Мансийского автономного округа в том, что его доходная часть диверсифицирована довольно слабо -приблизительно 2/3 налоговых доходов бюджета в 2001 г. было сформировано за счет поступлений от 6 крупнейших предприятий-налогоплательщиков. За пять последних лет доля налоговых поступлений трех крупнейших предприятий-налогоплательщиков, которые относятся к нефтегазовой отрасли, выросла на 18,2% и составила в 2001 г. более 50% от всех налоговых поступлений округа.

Существующая структура налоговых поступлений в бюджет округа является фактором риска, который связан с высокой зависимостью цен на нефть. В целях повышения в будущем диверсифицированности структуры налоговых поступлений и, соответственно, снижения указанного риска из бюджета округа осуществляются инвестиции в отрасли, не связанные с добычей и переработкой нефти, например в лесозаготовительную и деревообрабатывающую промышленность.

Ханты-Мансийский автономный округ обладает необходимым для экономического роста потенциалом: высокоразвитым промышленным комплексом, богатыми запасами полезных ископаемых и природных ресурсов, благоприятными социально-политическими условиями. Эффективное использование экономического потенциала региона, наращивание производства конкурентоспособной продукции и привлечение инвестиций позволят, по прогнозам правительства округа, довести объем промышленного производства к 2004 г. до 656,2 млрд руб. (115,1% в сопоставимых ценах от уровня 2000 г.).

С 2001 г. позитивные изменения социально-экономической ситуации в округе приобрели устойчивый характер и были обусловлены ростом объемов производства во всех отраслях промышленности, увеличением объема инвестиций в основной капитал предприятий за счет всех источников финансирования, что способствовало наиболее полному обеспечению занятости трудоспособного населения округа.

Следование намеченным федеральным и окружным программам развития Ханты-Мансийского автономного округа в ближайшие годы позволит увеличить приток инвестиций от российских и иностранных инвесторов, ориентированных на российский рынок, а также повысить уровень социального и экономического развития округа, обеспечить устойчивость такого развития.

A.С. ПАРАНИЧ, директор филиала ООО «АВК-Ценные бумаги».

Статьи, интервью, публикации