Представляется важным оценить проект Федерального бюджета и прогноз социально-экономического развития на 2003 г. с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Такая оценка дает представление о том, насколько параметры прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета снижают уровень угроз экономической безопасности.
Для оценки прогнозируемые параметры сопоставляются с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности. Последние были одобрены в
феврале 2000 г. секцией по экономической и социальной безопасности Научного совета при Совете безопасности РФ по 19 индикаторам и несколько уточнены впоследствии с учетом замечаний и предложений ряда федеральных органов исполнительной власти. Данные прогноза и проекта бюджета дают возможность осуществить это сопоставление по некоторым индикаторам.
По большинству индикаторов страна находится еще в зоне экономической опасности, и хотя идет некоторое приближение к количественным параметрам пороговых значений экономической безопасности, но крайне медленно. Лишь по трем индикаторам (сбор зерна, дефицит бюджета, госдолг и уровень инфляции) можно с уверенностью сказать, что их значения входят в зону безопасности. При этом довольно высокий уровень порогового значения был в свое время принят по уровню инфляции. Видимо, при очередном его пересмотре следует внести определенные уточнения.
Весьма близок к пороговому значению экономической безопасности индикатор расходов на оборону. Причем, если добавить к указанной в таблице цифре расходы на оборону, включаемые в некоторые другие статьи бюджетной классификации, то общая их сумма будет явно соответствовать пороговому значению экономической безопасности.
В конечном счете величина большинства индикаторов социально-экономического развития страны зависит от объема ВВП. Поэтому очень важно оценить скорость приближения этого индикатора к величине, гарантирующей экономическую безопасность. Пороговое значение для этого индикатора было рассчитано таким образом, чтобы объем ВВП обеспечивал достижение прежде всего пороговых значений по уровню жизни населения и инвестициям в основной капитал.
Обращает на себя внимание крайне медленное приближение прогнозных оценок ВВП к его пороговому значению. В 2001 г. фактический объем ВВП составлял 55% от порогового значения, в 2003 г. он составит 60%, а по прогнозу на 2005 г. - лишь 67%). Таким образом, даже если экономический рост будет идти темпами, предусмотренными весьма оптимистичным 2-м вариантом прогноза, то выход этого индикатора из опасной зоны состоится не ранее 2013-2014 гг. Чтобы достичь этого результата хотя бы к 2010 г., необходимы среднегодовые темпы прироста ВВП за период 2004-2010 гг. на уровне не менее 7,5%.
Соответственно весьма далеки от пороговых значений экономической безопасности фактические и прогнозные индикаторы уровня жизни населения. Если в 2001 г. доля населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня превышала пороговое значение в 3,9 раза, то в 2003 г. это превышение составит 3,6, а в 2005 г. - 3,2 раза. Выход этого индикатора из опасной зоны при таких темпах откладывается на десятилетия.
Практически не уменьшается к 2005 г. и уровень безработицы.
Особо настораживают очень низкие индикаторы, характеризующие состояние науки и инновационной деятельности, что определяет отставание России от развитых зарубежных стран по техническому уровню производства. В этой связи представляется совершенно необоснованным приостановление действия ст. 15 (аб. 2, п. 1) Федерального закона от 23 августа 1996 г. №123-Ф3 «О науке и государственной научно-технической политике» (см. Перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается на 2003 г. в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, с. 28), согласно которой средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должны составлять не менее 4% расходной части федерального бюджета.
В целом оценки прогноза социально-экономического развития России и проекта Федерального бюджета на 2003 г. с позиции экономической безопасности свидетельствуют о сохранении существенных угроз экономической безопасности страны.
Выводы и предложения.
Главный общий вывод из оценки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта Федерального бюджета на 2003 г. - данные, представленные в документах, свидетельствуют о том, что обеспечить стабильный и достаточный экономический рост нельзя. Они не в полной мере соответствуют критериям и задачам обеспечения экономической безопасности России, что может крайне негативно отразиться на социально-экономической ситуации ближайших лет. В структуре расходов бюджета снижаются до ничтожной величины ассигнования на поддержание и модернизацию реальной экономики, что будет сдерживать экономический рост и повышение уровня жизни населения.
Представляется, что бюджет 2003 г. должен был бы исправить эту явно ошибочную в прошлом линию. Важнейшими задачами бюджета 2003 г. должны стать стимулирование и модернизация производства, усиление инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение экспортного потенциала обрабатывающих отраслей промышленности. Без активного осуществления мер в этих направлениях невозможен переход российской экономики на путь расширенного воспроизводства на современной технологической основе, обеспечивающий достойный уровень жизни населения.
Такой путь развития требует, конечно, крупных инвестиций. Следует наконец признать, что некоторые направления инвестиций, особенно в инновационные проекты с достаточно длительными сроками окупаемости, на современном этапе не могут быть в полной мере обеспечены корпоративными финансами. Здесь неизбежно достаточно активное государственное инвестирование. Отрицать это ради следования догме минимизации государственного участия в развитии производства - значит обрекать российскую экономику на нарастающее отставание от развитых зарубежных стран.
Таким образом, требуются принципиально иные подходы к разработке государственного бюджета. При этом, учитывая высокую связанность основных параметров Федерального бюджета 2003 г. внешними и внутренними условиями и принятыми ранее решениями, представляются абсолютно неперспективными какие-либо перераспределения расходов между отдельными статьями бюджета. Поскольку суммы таких перераспределений могут быть весьма незначительными, они никак не изменят ситуацию.
Сейчас нужны нетривиальные решения, способные радикально изменить вектор социально-экономического развития Российской Федерации. В частности, представляется возможным рассмотреть следующие решения:
направить свободную от погашения внешней задолженности часть финансового резерва на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих модернизацию и конкурентоспособность отечественного производства. Лучшей гарантией нормальной разработки бюджета на 2004 г. будет не наличие профицита и резерва, а высокие темпы экономического роста и уменьшение суммы обслуживания и оплаты внешнего долга;
осуществить заимствование у Центрального банка части его золотовалютных резервов, направив сумму этого заимствования на указанные выше цели. В настоящее время превышение золотовалютных резервов ЦБ соответствующего порогового значения безопасности составляет примерно 5 млрд долл., и к концу 2002 г. оно увеличится. Представляется возможным сумму, составляющую такое превышение, заимствовать у ЦБ без каких-либо негативных последствий для денежного обращения. Это заимствование можно было бы использовать на частичное погашение внешнего долга. Тем самым будет достигнуто существенное изменение действующей политики оплаты внешней задолженности. Эта оплата перестанет быть каналом выкачивания внутренних ресурсов из российской экономики.
Управление государственным долгом остается самым проблемным моментом. Нет ответа на главный вопрос: как используются полученные иностранные кредиты и какова их эффективность? Отсутствие прогресса в его реструктуризации подрывает основу устойчивого развития экономики.
Институт экономики РАН отдает себе отчет в том, что предлагаемые решения крайне необычны и радикальны. Они могут вызвать отторжение у сторонников нынешнего курса. Однако только такого рода решения могут существенно изменить в лучшую сторону характер социально-экономического развития Российской Федерации.
Необходимо обеспечить прозрачность проекта бюджета на 2003 г. и отказаться от боязни называть вещи своими именами, показать реальное финансовое положение государства. Обнародованный профицит бюджета порождает иллюзию гигантских возможностей экономики России по погашению и обслуживанию внешнего долга. На самом деле внешний долг и отвлечение на его погашение бюджетных средств резко снижают инвестиционные возможности бюджета, усиливают риски невыполнения государством своих социальных обязательств.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека: монополия или конкуренция
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.