А.А. ПУШКАРЕВА, Б.Д. ШЕНЦИС
Целью разработки, публикации и проведения центральными банками денежно-кредитной политики является формирование ожиданий участников рынка в отношении государственной экономической политики на ближайший год (в некоторых государствах на несколько лет). Денежно-кредитная политика, независимо разрабатываемая центральными банками, устанавливает основные экономические показатели, сигнализирующие о приоритетах в выработке экономических стратегий и направлений развития страны.
Достижение основной цели денежно-кредитной политики, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны, возможно при выполнении следующих условий:
Данные условия являются обязательными для формирования устойчивых ожиданий инвесторов, населения и других экономических субъектов - участников рынка, которые отслеживают процесс разработки, формирования и проведения денежно-кредитной политики Центральным банком и формируют свою финансово-экономическую политику на микроуровне.
Характерной чертой денежно-кредитной политики, осуществляемой в России, является ее обособленность от российской экономической жизни, как от реального рынка, так и научной жизни. Трактовка российской денежно-кредитной политики российской общественностью -населением, инвесторами и теоретиками - осложнена по ряду причин.
В вопросах денежно-кредитной политики Центральный банк и остальная экономика говорят на разных языках. При составлении и проведении денежно-кредитной политики Банк России руководствуется международными принципами, используя международный опыт и терминологию, которые не являются понятными для широкого круга пользователей. В соответствии с общими принципами западной экономической школы, разработка и проведение денежно-кредитной политики осуществляются посредством глубокого статистического анализа экономических данных, обработки больших объемов статистической и аналитической информации.
Оценка таких исследований российской общественностью неадекватна, поскольку советская экономическая школа, на протяжении многих лет формировавшая экономические взгляды населения, в вопросах места и роли денежно-кредитной политики основывалась на другом фундаменте. Макроэкономическое регулирование экономики, осуществляемое государством, стало актуально лишь в середине 90-х гг., когда резко обострились проблемы падения производства, инфляции, безработицы, вывоза капитала.
Ответы на решение этих проблем не были даны российской экономической школой, фундаментом которой в большей степени является сущностный подход, наличие четкого глоссария, понятийного аппарата. Естественные пробелы в части государственного управления рыночной экономикой были заполнены школой западной. Использование Банком России западных методик в вопросах макроэкономического регулирования экономики приводит к разрыву между уровнем понимания места и роли денежно-кредитной политики Центральным банком и остальной российской общественностью, что может привести к кризису в их отношениях по своим последствиям более опасному, чем известный финансовый кризис.
Поведение Банка России как органа денежно-кредитного регулирования.
Поведение ЦБ РФ как проводника денежно-кредитной политики не является предсказуемым и легко анализируемым. Являясь крупнейшим игроком на рынке, он не имеет выработанной стратегии осуществления денежно-кредитного управления экономикой, действия его носят спонтанный характер. Центральный банк также не ставит перед собой цели формирования благоприятных ожиданий других участников рынка и при разработке Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики не руководствуется этим параметром.
Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что разработка денежно-кредитной политики Банком России в большей степени нацелена на формирование благоприятного имиджа Банка (как органа денежно-кредитного управления) на международной арене, т.е. ориентирована на восприятие осуществляемой денежно-кредитной политики международными инвестиционными фондами, банками, клубами и другими экономическими организациями. Оценка и ожидания российской общественности не являются приоритетными при разработке денежно-кредитной политики Банком России.
Таким образом, Центральный Банк не ориентируется на ожидания субъектов своего рынка, а потому проводит политику не до конца последовательную, не всегда соответствующую целям и часто несогласованную с настроениями экономической общественности.
Непоследовательность Центрального банка прослеживается во всех аспектах денежно-кредитного регулирования: валютной политике, тар-гетировании инфляции, регулировании денежного предложения, регулировании процентных ставок в экономике.
Положительная конъюнктура на мировых рынках товаров российского экспорта и девальвация рубля вследствие кризиса 1998 г. позволили Банку России проводить (на первый взгляд) взвешенную денежно-кредитную политику и политику валютного курса, увеличить золотовалютные резервы, сгладить резкие колебания обменного курса.
Цели денежной политики Банка России.
Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу ЦБ РФ считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год» предусматривается снижение инфляции до 12-14% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг, который может составить 3-4 %. В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики на 2002 г. определен прирост денежной массы М2, который может составить 24—28 % за год.
Таким образом, при проведении денежно-кредитной политики Банк России формально придерживается таргетирования инфляции. Метод целевой инфляции предполагает прогнозирование ее на уровне, соответствующем целевому уровню развития экономики, устанавливая при этом целевые значения других экономических параметров. В соответствии с методом целевой инфляции Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики должны определяться уровень монетизации экономики, рост денежной массы, процентные ставки, нормы обязательного резервирования, а также курс национальной валюты, соответствующий целевому значению инфляции.
Денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ РФ на протяжении многих лет, является лишь документом, отражающим весьма поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционные ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса. Таким образом, ЦБ РФ снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ.
Между тем, влияние монетарного фактора на инфляционные процессы несомненно и подлежит анализу. Органы государственного денежно-кредитного регулирования должны оценивать силу воздействия роста денег в экономике на уровень инфляции, т.к. метод целевой инфляции подразумевает выделение некоего ценового индекса, свободного от влияния, например, регулирования тарифов, и его удержание в заданном ценовом диапазоне. Подобный подход в России не используется.
Основные предположения при разработке денежно-кредитной политики — неизменность конъюнктуры рынка, т.е. отсутствует макроэкономический анализ, не учитываются изменения рынка. Вместе с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически ЦБ не готов к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка.
Это дает основания расценивать денежно-кредитную политику, осуществляемую Банком России, как политику следования за основными экономическими явлениями Кроме того, что целевые показатели денежно-кредитной политики не конкретные, не проводится разработка статистических параметров и, соответственно, вариантных сценариев для обеспечения оптимального уровня развития экономики.
Связь между политикой, реально проводимой Банком России, и целями, декларируемыми им в основных направлениях денежно-кредитной политики, в течение последних трех лет достаточно слаба (см. табл.).
Прирост за период, %% | |||||||
Показатель | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | ||||
Ориентир Банка России | Фактическое исполнение за год | Ориентир Банка России | Фактическое исполнение за год | Ориентир Банка России | Фактическое исполнение за 10 мес. | Ожидаемое исполнение за год | |
Инфляция | 20-30 | 36,5 | 18 | 20,2 | 12-14 | 15,3 | 18,7 |
Денежная масса, М2 | 18-26 | 57,2 | 21-25 | 62,4 | 27-34 | 23,6 (01.10.01) | 35-40 |
Валютные резервы | 1,9 | 124,6 | 38 | 40 | |||
Обменный курс, рублей за доллар(номинальный) | 30,8 | 4,3 | 5,4 | ||||
Обменный курс, рублей за доллар(реальный) | -4,3 | -13,2 | -8,7 |
Отклонения заявляемых целевых ориентиров (индекса потребительских цен и денежной массы М2) от фактических результатов велики - до 50% по инфляции и до 200% по показателю денежной массы. В связи с этим, можно говорить о невыполнении «метода целевой инфляции», что не способствует формированию рациональных инфляционных ожиданий и доверия к политике Банка России и Правительства Российской Федерации.
Таргетирование не выполняется. Из года в год Центральный банк провозглашает цели, которые тут же ставит в зависимость от множества других факторов и участников рынка. Применение ограниченного числа инструментов денежно-кредитного регулирования и нежелание их увеличивать и диверсифицировать позволяет сделать выводы о пассивном характере проведения денежно-кредитной политики. Данное поведение может быть названо политикой «следования за инфляцией», политикой «устойчивой слабой номинальной девальвации рубля», политикой «предотвращения чрезмерного реального укрепления рубля», но никак не методом целевой инфляции.
Использование (или неиспользование) Банком России операционных инструментов в целях достижения запланированных показателей не всегда логично и оправдано.
Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализируется и не обосновывается рост резервов. Объемы денежной эмиссии не планируются, в результате чего экономика требует проведения стерилизации, что сопряжено с дополнительными издержками по выпуску собственных облигаций Банка России. Об избытке денежной массы свидетельствуют избыток и невостребованность денежных средств, находящихся на счетах в коммерческих банках. Кроме того, нет анализа верхнего порога эмиссии собственных облигаций, что недопустимо с точки зрения стратегии управления рисками в экономике в целом. Величина резервов также требует статистического изучения косвенных издержек, сопряженных с отвлечением средств, направленных на их формирование, из экономики страны. До сих пор данный анализ не был представлен.
Другой инструмент регулирования объемов денежной массы (основной элемент увязки бюджетного планирования и денежно-кредитной политики, широко используемый во всем мире) — покупка государственных ценных бумаг после кризиса 1998 г. практически не используется. Основная часть портфеля принадлежащих Банку России государственных ценных бумаг неликвидна.
Рефинансирование банков как источник денежного предложения (кредитор последней инстанции), являющийся первоочередным среди других инструментов денежно-кредитной политики во всем мире, не работает. Установление ставок по кредитам и ставки рефинансирования на уровне, недопустимом для инвесторов (коммерческих банков) в соответствии с их ожиданиями и готовностью принятия рисков, не позволяет использовать данный механизм кредитования коммерческих банков как источник увеличения денежной массы. Указание Банка России на неразвитость финансовых рынков и ограниченность роли кредита в финансировании экономики как на главную причину неиспользования инструмента рефинансирования не верно, поскольку развитие финансового рынка напрямую зависит от финансирования коммерческих банков Центральным Банком. Вовлечение процентной ставки в механизмы денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня, соответствующего целевому уровню развития экономики, приведет к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в процессах кредитования предприятий.
Можно утверждать, что процесс эмиссии Банком России денег в экономику, а следовательно, выполнение целевых ориентиров зависит полностью от объемов валютных поступлений (состояния платежного баланса), что делает позиции Центрального банка как органа денежного предложения достаточно уязвимыми, поскольку других источников увеличения денег в экономике нет. Этот перекос может привести к тому, что при непоступлении в страну валютной выручки от экспорта в объемах, достаточных для увеличения денежной массы согласно темпам роста экономики, в стране может возникнуть обострение спроса на деньги, в результате чего экономике может грозить стагнация.
Конституцией РФ установлена основная функция Банка России - защита и обеспечение устойчивости рубля, - которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, во взаимодействии с Правительством Российской Федерации и декларирует основные приоритеты и параметры денежно кредитной политики в Основных направлениях единой государственной денежно-кре-дитной политики на следующий год. Таким образом, Закон накладывает ограничения на независимость Банка России в части проведения им денежно-кредитной политики.
На первый взгляд, данный закон противоречит условиям независимости Центрального банка, определяемым Конституцией и соответствующим мировой практике. Однако после подробного анализа денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, институциональных преобразований в части ее совершенствования и формирования условий качественного денежно-кредитного регулирования, становится ясно, что в настоящее время Банк России не может взять на себя полную ответственность в вопросах макроэкономического регулирования денежно-кредитных процессов.
ЦБ неоднократно ссылался на государственную политику, осуществляемую правительством, как на фактор, препятствующий выработке стратегических ориентиров и конкретных решений при разработке, а затем при проведении денежно-кредитной политики (об этом свидетельствует отсутствие в денежно-кредитной политике конкретных целевых показателей или их сомнительность ввиду непредсказуемости государственной политики).
Правительство не может допустить, чтобы в государственной денежно-кредитной политике отсутствовали целевые показатели инфляции, процентные ставки, объемы денежной эмиссии. Поэтому очевидна необходимость создания единого документа, формирующего согласованные позиции Центрального банка и Правительства РФ в части денежно-кредитного регулирования экономики.
В связи с этим Государственная Дума и российская научная общественность неоднократно выдвигали предложения об уменьшении сокращении степени независимости ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования и о более активном вовлечении в данный процесс Государственной Думы и Правительства РФ в целях улучшения качества денежно-кредитной политики, усиления процессов рефинансирования коммерческих банков Центральным банком, сокращения информационного разрыва между ЦБ и остальной общественностью, а также с целью формирования благоприятных ожиданий участников рынка. Это является необходимым условием для успешного проведения государственной денежно-кредитной политики. Между тем вероятность «выплеснуть с водой и ребенка», т.е. лишить Банк России всех признаков независимости, весьма велика и при пролонгации сегодняшней ситуации все более увеличивается.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Лучше банка может быть только… брокер!
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека: монополия или конкуренция
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.