Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

О НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЯХ И РАСЧЕТАХ

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ, Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Как указано в пункте 3 статьи 31 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, МНС РФ в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и. формы налоговых деклараций. А также устанавливает порядок их заполнения.

Из статьи 80 НК РФ следует, что налоговая декларация должна отражать:

Согласно этой статье налогоплательщик имеет право подавать налоговые декларации следующими способами:

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации. Он обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее представления.

ДЕКЛАРАЦИЯ, ОТПРАВЛЕННАЯ ПО ПОЧТЕ

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

В соответствии с абзацем 7 статьи 6.1 НК РФ действие, для Свершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

То есть днем представления налоговой декларации считается день сдачи ее в почтовое отделение независимо от даты поступления декларации в налоговый орган. Это подтверждает и судебная практика.

Налоговый орган обратился в суд вследствие просрочки представления налогоплательщиком бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций за I кв. 2000 г. Данные обстоятельства отражены в акте камеральной проверки от 29.08.2000 № 195 и по ним вынесено решение от 24.10.2000 № 182 о привлечении предприятия к ответственности.

Отказывая в иске, суд установил отсутствие состава правонарушения в действиях налогоплательщика.

В части, касающейся взыскания штрафа по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 126 НК РФ, суд установил факт своевременной сдачи отчетов и деклараций, исходя из почтового штемпеля.

(Постановление ФАС Уральского округа от 01.06.01 № ФО9-1067/01-АК.)

В другом случае в ходе камеральной проверки ООО ИМНС было установлено несвоевременное направление налогоплательщиком деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу с продаж.

По результатам проверки ИМНС вынесены решения № 467 и 468 от 21.12.99 о привлечении ООО к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.

Судом было установлено, что направление в налоговую инспекцию деклараций по НДС и налогу с продаж подтверждается почтовой квитанцией № 462 и почтовым уведомлением о вручении заказной корреспонденции, направленной по квитанции № 462. Согласно почтовому уведомлению корреспонденция, направленная по указанной квитанции, была получена ИМНС 25.10.99.

Поскольку направление корреспонденции по квитанции № 462 совпадает со сроками сдачи деклараций, суд обоснованно признал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

(Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2000 № КА-А40/5808-00.)

НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ

За непредставление налоговой декларации в срок налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную статьей 119 НК РФ. Она устанавливает взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

При непредставлении налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока взыскивается штраф в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

При рассмотрении споров, связанных с нарушением сроков представления деклараций, суды занимают следующую позицию. Ответственность за несвоевременное представление декларации наступает лишь в том случае, если на основе просроченной декларации налог подлежит уплате.

Инспекция обратилась в Арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «Авлан» 200 рублей штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов. Актом ИМНС от 01.02.2000 зафиксирована просрочка в представлении расчетов налога с продаж. Установлен срок представления — 22.11.99 и 20.12.99. Фактически расчеты представлены 01.02.2000.

У ООО «Авлан» отсутствовала налогооблагаемая база по налогу с продаж, им были представлены декларации с указанием отсутствия налогооблагаемой базы.

Ответственность за несвоевременное представление декларации возможна только в том случае, если на основе просроченной декларации налог подлежит уплате. Если, согласно декларации, налог уплате не подлежит, то ответственность по статье 119 НК РФ не применяется.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.09.2000 № А10-1720/00-ФО2-1921/00-С1.)

Суд кассационной инстанции, исходя из смысла статьи 80 НК РФ, считает, что налогоплательщик обязан подавать налоговую декларацию только при наличии обязанности по уплате конкретного налога. Если же налог не подлежит уплате, отсутствует и обязанность представлять налоговую декларацию.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.05.01 № А26-5653/00-02-08/364.)

О РАСЧЕТАХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЛИБО НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ

Налогоплательщики представляют в налоговые органы множество расчетов. Однако не все они являются налоговыми декларациями. Это подтверждается арбитражной практикой. Например, расчет десятипроцентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды не является налоговой декларацией.

Арбитражный суд не признал налоговой декларацией расчет десятипроцентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды. Составление его предусмотрено Порядком направления десятипроцентной платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета (утвержден 03.03.93 Министерством охраны окружающей природной среды РФ, Минфином РФ и ГНС РФ). Данный расчет производится исходя из видов показателей вредного воздействия на окружающую природную среду и не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть не связан с получением дохода.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.01 № А29-3009/01А.)

Налоговый расчет (декларация) по сбору за выдачу лицензий и права на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции тоже не является налоговой декларацией.

ИМНС обратилась в Арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мускат» (далее — ООО «Мускат») о взыскании 6 262 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за несвоевременное представление налогового расчета (декларации) по сбору за выдачу лицензий и права на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Как видно из представленных в дело документов, ООО «Мускат» 22.07.99 получило лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в объеме 650000 литров со сроком действия до 22.07.02.

В соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 08.01.98 № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» оно было обязано уплатить в бюджет не позднее 22.07.2000 указанный сбор в сумме 41 745 рублей за второй год действия лицензии. Фактически сбор уплачен 21.07.01 по платежному поручению № 344.

В нарушение статьи 4 названного Закона налоговый расчет (декларация) по сбору представлен в налоговый орган 12.10.2000, то есть с просрочкой на 65 календарных дней. Руководствуясь пунктом 1 статьи 119 НК РФ, ИМНС 14.11.2000 приняла постановление № 123 о привлечении ООО «Мускат» к ответственности в виде б 262 рублей штрафа.

Поскольку штраф в добровольном порядке не был уплачен, налоговый орган обратился за его взысканием в арбитражный суд.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 19 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции отнесен к федеральным налогам, порядок уплаты которого установлен Федеральным законом от 08.01.98 № 5-ФЗ. Следовательно, за нарушение сроков сдачи налогового расчета (декларации), предусмотренных статьей 4 Закона, ООО «Мускат» должно нести ответственность по статье 119 НК РФ.

ФАС Волго-Вятского округа считает, что принятое решение подлежит отмене по следующим причинам. Статьей 4 Федерального закона от 08.01.98 № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» на плательщиков сбора возложена обязанность ежегодно представлять в налоговые органы налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии.

Понятие налога и сбора, их отличительные признаки приведены в статье 8 НК РФ. При этом в данной норме не указано, что налоги и сборы в тексте Кодекса будут называться единым собирательным понятием «налог».

Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.

Поскольку сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции является федеральным сбором (статья 13 НК РФ) и содержание его расчета, определенное письмом Госналогслужбы РФ от 20.01.98 № КВ-6-03/45, не зависит от индивидуальных результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мускат», расчет этого сбора в свете статьи 80 НК РФ не относится к тем налоговым декларациям, непредставление которых влечет применение ответственности по статье 119 НК РФ.

На основании изложенного в иске ИМНС было отказано.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.01 № А38-15/60-2001.)

А вот расчеты по местным налогам признаны судом налоговыми декларациями. Документы, содержащие расчеты по сбору за уборку территорий населенных пунктов, целевому сбору на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и на другие цели, по сбору на нужды образовательных учреждений, следует считать налоговыми декларациями.

Инспекцией МНС РФ по результатам камеральной налоговой проверки ЗАО «Инжиниринговая фирма по промышленному и гражданскому строительству» по вопросу своевременности представления налоговых деклараций было принято решение от 19.04.2000 № 225 о привлечении ответчика к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа на общую сумму 8 318 руб. 30 коп. за непредставление в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на имущество, по налогу на пользователей автомобильных дорог, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, по сбору на нужды образовательных учреждений, по целевому сбору на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и на другие цели, по сбору за уборку территорий населенных пунктов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 09.07.99 № 155-ФЗ) впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой НК РФ, устанавливающих виды региональных и местных налогов и сборов, определено, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20, 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), не взимаются.

Согласно статье 3 данного Закона указанные нормы вводятся в действие со дня вступления в силу части второй Кодекса.

Виды местных налогов и сборов установлены статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), к числу которых относятся наряду с иными целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; сбор за уборку территорий населенных пунктов.

Как следует из материалов дела, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.11.95 «О ставке сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц» утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты сбора на нужды образовательных учреждений. Решением от 04.06.97 № 9 городской Думой муниципального образования города Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа утверждено Положение о местных налогах и сборах на территории города Губкинского.

Данными нормативными актами определены плательщики указанных сборов и элементы налогообложения, т. е. объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Также установлена обязанность плательщиков по представлению в налоговый орган расчетов по указанным сборам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Учитывая то, что расчеты по сбору за уборку территорий населенных пунктов, целевого сбора на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и на другие цели, по сбору на нужды образовательных учреждений содержат все признаки вышеуказанной нормы, данные расчеты следует считать налоговыми декларациями.

Ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в настоящее время установлена статьей 119 НК РФ.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03,01 № ФО4/807-39/А81-2001.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Согласно статье 81 НК РФ налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию (далее — дополнительная налоговая декларация) при обнаружении неотражения или неполноты отражения сведений в поданной декларации, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

При этом Кодексом не установлена ответственность за представление дополнительной налоговой декларации (расчета), осуществленное налогоплательщиком в силу пункта 1 статьи 81 НК РФ. Также не установлены и сроки представления такой декларации, поэтому указанные действия налогоплательщика сами по себе не являются налоговым правонарушением и ответственность по статье 119 НК РФ применена налоговым органом неправомерно.

(Постановление ФАС Уральского округа от 20.04.2000 № ФО9-347/2000-АК.)

Возможны несколько вариантов подачи дополнительной декларации:

1) до истечения срока подачи налоговой декларации.

Согласно пункту 2 статьи 81 НК РФ, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления;

2) после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога.

В соответствии с пунктом 3 статьи 81 НК РФ, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств неотражения сведений или занижения сумм налога либо о назначении выездной налоговой проверки;

3) после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 81 НК РФ, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

В пункте 26 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении положений пунктов 3 и 4 статьи 81 НК РФ, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок, судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет об ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и статьей 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ.

Приведу несколько примеров.

20.04.2000 ПМК-204 представила ИМНС заявление о внесении изменений в декларацию по налогу на добавленную стоимость (НДС) за сентябрь, октябрь и ноябрь 1999 г. с суммой к доплате 27 456 руб. и пени 4 662 руб. 55 коп.

20.07.2000 в связи с поступившим заявлением ИМНС составлен акт № 378, в котором зафиксирован факт налогового правонарушения, выразившегося в том, что налогоплательщик до подачи указанного заявления не уплатил ни налог, ни пени.

Данный акт явился основанием для вынесения инспекцией 11.08.2000 решения № 378 о привлечении ПМК-204 к налоговой ответственности на основании статьи 122 НК РФ.

Требование № 05-41/395 об уплате спорных сумм вручено ПМК-204 11.08.2000, но сумма, указанная в нем, уплачена не была.

Пункт 4 статьи 81 НК РФ предусматривает для случая подачи заявления после истечения срока представления декларации и срока уплаты налога дополнительное условие освобождения налогоплательщика от ответственности в виде самостоятельной уплаты им недостающей суммы налога и пени. И уплата эта должна быть произведена до момента подачи обсуждаемого заявления.

Данное дополнительное условие ПМК-204 не выполнено.

На основании изложенного с ПМК-204 взысканы налоговые санкции по статье 122 НК РФ в сумме 5491 руб. 20 коп.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 05.06.01 № А Об-77у-13/2001.)

В другом случае в ходе проведения камеральной проверки деятельности ОАО «Юганскнефтегаз» налоговой инспекцией выявлено правонарушение, заключающееся в занижении налога за пользование водными объектами за сентябрь 1999 года, на сумму 342394 руб. 22 коп. В соответствии с пунктами 20, 21 Инструкции МНС РФ от 12.08.98 № 46 последний срок подачи налоговой декларации за сентябрь — 20.10.99, уплаты налога—20.10.99.

Ответчик самостоятельно обнаружил ошибки и представил заявление о дополнении и изменении налоговой декларации за сентябрь 1999 г. 22 ноября 1999 г.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о правомерности привлечения ответчика к налоговой ответственности по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 4 статьи 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности, если до подачи заявления о дополнении и изменении налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. С учетом переплаты на момент подачи заявления за ответчиком сложилась задолженность согласно дополнительной налоговой декларации в сумме 30 647 руб. 96 коп.

Исходя из того, что ответчиком представлено заявление о дополнении и изменении налоговой декларации и внесен налог — по истечении срока уплаты налога за сентябрь 1999 г. (22 ноября), суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.10.2000 № ФО4/2499-509/А75-2000.)

СРОКИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

При привлечении к ответственности необходимо соблюдать срок давности обращения налоговых органов в суд с иском взыскания налоговых санкций, который согласно статье 115 НК РФ исчисляется с момента обнаружения налоговым органом правонарушения и составления соответствующего акта.

Согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Пунктом 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Кодекс предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1).

Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) помимо выездной налоговой проверки иных форм налогового контроля. Поэтому установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления, в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения.

Иск о наложении налоговых санкций за непредставление декларации может быть предъявлен в течение 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.01 отказано в иске ИМНС РФ № 36 по ЮЗАО г. Москвы о взыскании штрафа с ЗАО «Камила-2000» в размере 65819 руб. по мотиву пропуска срока для взыскания налоговых санкций, установленного статьей 115 НК РФ.

В кассационной жалобе ИМНС просит об отмене судебного акта, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.

Из дела видно, что налоговая декларация была представлена ЗАО в налоговый орган 28.03.2000.

Акта о совершении правонарушения не составлялось.

Поскольку правонарушение могло быть обнаружено в ходе камеральной проверки, срок для проведения которой в силу статьи 88 НК РФ составляет 3 месяца, иск о взыскании налоговых санкций в соответствии со статьей 115 НК РФ должен быть заявлен не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

В данном случае этот срок пропущен, т. к. иск заявлен 05.01.01, что подтверждается штампом почтового отделения на конверте (л. д. 19).

Дата вынесения постановления о привлечении к налоговой ответственности для подсчета срока давности взыскания санкций значения не имеет.

Поэтому вывод суда первой инстанции является правильным, а в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.

(Постановление ФАС Московского округа от 27.06.01 № КА-А4013126-01.)

Налоговому органу о занижении налоговой базы по налогу стало известно в день представления налогоплательщиком дополнительных налоговых деклараций, поэтому шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд исчисляется с этого дня.

Как следует из материалов дела, ЗАО «ЛУКойл-Маркет-Новосибирск» (далее — ЗАО) в порядке статьи 81 НК РФ были представлены в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов. Этими декларациями обществом были внесены изменения в налоговые декларации по указанному налогу за январь—март 1999 г.

По итогам камеральной проверки налоговым органом был составлен акт от 29.12.99 № 148 и принято решение от 29.05.2000 № ЛГ-10-21/148 о привлечении ЗАО к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 5 729 руб. 80 коп.

В связи с тем, что привлечение к ответственности за указанное правонарушение было признано обоснованным вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в соответствии с пунктом 2 статьи 58 АПК РФ данный факт не подлежит доказыванию по данному делу.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из положений указанной нормы процессуального права.

Согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Пунктом 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Кодекс предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1).

Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных помимо выездной налоговой проверки форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Принимая постановление об отмене принятого по делу решения и отказывая налоговому органу в удовлетворении исковых требований, апелляционная инстанция правомерно указала на нарушение истцом шестимесячного срока для взыскания штрафа в судебном порядке.

Так, исходя из характера совершенного ЗАО правонарушения и обстоятельств его совершения и выявления, суд апелляционной инстанции, в соответствии с требованиями статей 59, 124, 127 АПК РФ, исследовав фактические обстоятельства дела, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что истцу о совершенном ответчиком правонарушении стало известно о занижении налоговой базы по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов 07.12.99, то есть в день представления ответчиком дополнительных налоговых деклараций.

Доводы налогового органа о том, что день обнаружения указанного налогового правонарушения следует считать 29.12.99 (день составления акта камеральной проверки), кассационная инстанция считает необоснованными.

Как усматривается из материалов дела, занижение обществом налоговой базы по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов было установлено налоговой инспекцией в момент принятия дополнительных налоговых деклараций. Так, на приложенных истцом к исковому заявлению дополнительных декларациях ответчика имеется отметка налоговой инспекции от 07.12.99 о суммах доплат по данному налогу, а также о суммах штрафов (л. д. 5—7). Из материалов дела видно, что указанные суммы соответствуют суммам доначисленных налогов, указанных налоговым органом в решении о привлечении ответчика к налоговой ответственности от 29.05.2000.

В иске ИМНС отказано.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.08.01 № ФО4/2520-796/А45-2001.)

Срок, установленный статьей 115 НК РФ, является пресекательным и применяется независимо от заявления сторон.

Инспекция МНС России № 27 Юго-Западного административного округа г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО «СЕАП» о взыскании 200 руб. штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Решением от 12.02.01 Арбитражный суд г. Москвы отклонил исковые требования истца за пропуск срока давности, поскольку декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1999 г. представлены в налоговый орган 03.04.2000, а с иском в суд последний обратился лишь 13.12.2000.

В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.

Истец ссылается на то, что в данной правовой ситуации следует исходить из положений статьи 199 ГК РФ о применении судом исковой давности только по заявлению стороны в споре.

Суд кассационной инстанции полагает, что положения гражданского законодательства, регулирующие исковую давность, не могут применяться к налоговым правоотношениям, так как Кодексом установлены самостоятельные сроки давности, не являющиеся по своей природе сроками исковой давности.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты по иску лица, право которого нарушено, в то время как срок давности, установленный статьей 115 НК РФ, носит характер пресекательного срока для обращения налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции с налогоплательщика.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не имеется.

(Постановление ФАС Московского округа от 27.06.01 № КА-А40/3126-01.)

Р. Р. Садыков

Статьи, интервью, публикации