Клиринг (от англ. clearing — очищать, вносить ясность) представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств и используемую банком в целях уменьшения нуждаемости в средствах и упрощения обмена платежами.
При расчетах по клирингу банки, участвующие в производстве платежей, дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени (как правило, в течение одного операционного дня), по окончании которого производится их взаимозачет и по счетам участников расчетов реальные денежные средства перечисляются лишь в сумме незачтенного сальдо. В результате клиринг значительно сокращает потребности банков в платежных средствах, поскольку денежные претензии (дебиторская задолженность) участников расчетов погашаются их же денежными обязательствами (кредиторская задолженность) без использования реальных денег.
Стратегия развития платежной системы России, принятая ЦБ РФ 1 апреля 1996 г., предусматривает использование клиринговой системы платежей в межбанковских расчетах прежде всего на основе функционирования негосударственных клиринговых организаций. Клиринговые учреждения в структуре банковской системы РФ входят в группу небанковских кредитных организаций.
В РФ клиринговые учреждения действуют в соответствии с Временным положением о клиринговом учреждении от 1 октября 1991 г. Согласно Положению, клиринговое учреждение — это организация, являющаяся юридическим лицом, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.
Основными целями создания клирингового учреждения являются:
Учредителями клиринговой организации могут быть коммерческие банки, ЦБ РФ, другие юридические и физические лица, а клиентами — коммерческие банки, биржи, другие кредитные учреждения. Клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе.
Основными операциями, которые относятся непосредственно к осуществлению клиринга, являются:
Помимо основных операций клиринговое учреждение может осуществлять и ряд других операций, поддерживающих выполнение клиринга, в частности оказание брокерских и консультационных услуг, лизинговых операций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека: монополия или конкуренция
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.