Клиринг (от англ. clearing — очищать, вносить ясность) представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств и используемую банком в целях уменьшения нуждаемости в средствах и упрощения обмена платежами.
При расчетах по клирингу банки, участвующие в производстве платежей, дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени (как правило, в течение одного операционного дня), по окончании которого производится их взаимозачет и по счетам участников расчетов реальные денежные средства перечисляются лишь в сумме незачтенного сальдо. В результате клиринг значительно сокращает потребности банков в платежных средствах, поскольку денежные претензии (дебиторская задолженность) участников расчетов погашаются их же денежными обязательствами (кредиторская задолженность) без использования реальных денег.
Стратегия развития платежной системы России, принятая ЦБ РФ 1 апреля 1996 г., предусматривает использование клиринговой системы платежей в межбанковских расчетах прежде всего на основе функционирования негосударственных клиринговых организаций. Клиринговые учреждения в структуре банковской системы РФ входят в группу небанковских кредитных организаций.
В РФ клиринговые учреждения действуют в соответствии с Временным положением о клиринговом учреждении от 1 октября 1991 г. Согласно Положению, клиринговое учреждение — это организация, являющаяся юридическим лицом, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.
Основными целями создания клирингового учреждения являются:
Учредителями клиринговой организации могут быть коммерческие банки, ЦБ РФ, другие юридические и физические лица, а клиентами — коммерческие банки, биржи, другие кредитные учреждения. Клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе.
Основными операциями, которые относятся непосредственно к осуществлению клиринга, являются:
Помимо основных операций клиринговое учреждение может осуществлять и ряд других операций, поддерживающих выполнение клиринга, в частности оказание брокерских и консультационных услуг, лизинговых операций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека: монополия или конкуренция
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.