Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

«Интеллектуальные предприятия — 97»

Валентина Толмачева

12 ноября 1997 г. в здании Президиума Российской АН состоялся международный форум «Интеллектуальные предприятия — 97». В нем приняли участие около шестисот человек из примерно четырехсот организаций, в том числе и ряда банков. Форум работал по напряженному графику: одновременно проходили конференция, круглые столы, выставка. Наибольший интерес, на мой взгляд, вызвали круглые столы на темы «Нужны ли системные интеграторы крупным заказчикам?» и «Интеллектуальные предприятия — 97».

Несмотря на то что некоторые из выступавших и придерживались прямо противоположного мнения, представляется, что ситуацию на российском рынке услуг системной интеграции все еще определяют крупные заказчики, среди которых ЦБ РФ, Пенсионный фонд РФ и Москвы, мэрия Москвы, Газпромбанк и другие организации. В силу этого, несмотря на ряд различий в подходах, мнение их представителей о существующем состоянии рынка системной интеграции и перспективах его развития являются наиболее значимыми.

Организации-гиганты сошлись в том, что в России в силу узости круга разработчиков и системных интеграторов спрос на комплексные программные продукты, способные обеспечить всестороннюю автоматизацию деятельности организации, превращая ее в «интеллектуальное предприятие», явно опережает предложение и баланс между ними наблюдается только на уровне простых решений и постановки простых целей. Основные же проблемы, с которыми сталкиваются организации-заказчики при попытке организовать взаимодействие с разработчиками и системными интеграторами, следующие:

В целом, крупные заказчики приходят к выводу, что им выгоднее содержать значительный штат собственных (внутренних) системных интеграторов. Во-первых, это позволяет избежать необходимости «платить дважды» (например, Пенсионный фонд московского региона в существующих условиях затрачивает на разработку ТЗ, по его оценкам, до 97% от всего времени создания системы, и привлекать внешних системных интеграторов ради освоения оставшихся 3% нет смысла). Во-вторых, экономится время, необходимое на адаптацию внешнего интегратора к специфике обслуживаемой компании. В-третьих, проблема разграничения ответственности за результаты работы системы снимается сама собой.

По мнению ряда выступавших, позицию которых наиболее ясно выразил представитель банка «СБС-Агро», сегодня вокруг каждой значительной структуры сформировалась постоянная группа фирм-партнеров. Фирма, которая выдерживает все требования заказчика и разрешает часть из поставленных им задач, переходит в ранг стратегических партнеров. Каждая из таких фирм-партнеров используется для решения определенной задачи, а роль интегратора выполняет само предприятие-заказчик. Ярким представителем таких крупных структур является ЦБ РФ. Как рассказал его представитель, технический центр ЦБ РФ очень велик и для организации такого масштаба вряд ли найдется системный интегратор, который будет в состоянии охватить весь комплекс проблем. Поэтому здесь предпочитают делить комплексную задачу на отдельные нетиражируемые группы (подзадачи) и поручать их разным исполнителям, выполняя при этом значительную часть задач самостоятельно.

В то же время не выглядело противоестественным замечание из зала, что уровень требований организаций-гигантов, представленных на форуме, значительно превышает запросы основной массы организаций, которым без консультации извне затруднительно определять приоритеты стратегического развития в области автоматизации, и что внешние интеграторы имеют возможность затрачивать на создание системы гораздо больше времени, чем загруженные текущей работой сотрудники подразделений заказчика.

Вот основной набор требований, учитываемых организациями при выборе системного интегратора:

На форуме констатировалось, что прошло время, когда заказчику предлагались простые инструменты для решения текущих задач. Теперь целью автоматизации является повышение прозрачности организации для ее руководства и улучшение управляемости ею. Иными словами, автоматизация — это производство и экономический анализ (учет, планирование) в режиме реального времени, и от решения проблем «как больше и быстрее» рынок переходит к решению проблемы «как умнее».

Длительными и, увы, непродуктивными на форуме были попытки не только сформировать единую терминологию в рассматриваемой области, но даже просто сойтись во мнениях о характере влияния того или иного явления в области системной интеграции. Например, при обсуждении практики проведения тендеров одна часть выступавших ратовала за, по определению фирмы "ЦентрИнвестСофт", проведение "честных" тендеров на равных условиях, в то время как, например, фирма "Сервер Групп" утверждала, что убеждает своих заказчиков проводить "нечестные" тендеры. По мнению ее специалистов, в случае как "честных", так и "демпинговых" тендеров (когда с целью снижения цены на продукт участникам тендера сообщают о скидках, предоставляемых их конкурентами) велика вероятность, что выбор падет на самого дешевого исполнителя. А это увеличивает вероятность выбора неправильного технического решения.

Разошлись мнения участников и о прогнозах развития рынка услуг системной интеграции. Одно из них (мэрия Москвы) — крупные корпорации всегда будут крупными заказчиками, другое (Пенсионный фонд РФ) — в 2000 г. тендеры будут проводиться только при создании новых организаций, так как чем крупнее клиент, тем сильнее у него отдел автоматизации. Думается, что истина, как всегда, находится посредине. На текущий момент и крупнейшие российские заказчики, и разработчики — системные интеграторы сошлись во мнении, что автоматизация является обязательным источником повышения конкурентоспособности предприятий и организаций и что необходимо повышать роль подразделений автоматизации внутри организаций, заявив о готовности сотрудничать в деле повышения этой роли.

 

Статьи, интервью, публикации