Валентина Толмачева
12 ноября 1997 г. в здании Президиума Российской АН состоялся международный форум «Интеллектуальные предприятия — 97». В нем приняли участие около шестисот человек из примерно четырехсот организаций, в том числе и ряда банков. Форум работал по напряженному графику: одновременно проходили конференция, круглые столы, выставка. Наибольший интерес, на мой взгляд, вызвали круглые столы на темы «Нужны ли системные интеграторы крупным заказчикам?» и «Интеллектуальные предприятия — 97».
Несмотря на то что некоторые из выступавших и придерживались прямо противоположного мнения, представляется, что ситуацию на российском рынке услуг системной интеграции все еще определяют крупные заказчики, среди которых ЦБ РФ, Пенсионный фонд РФ и Москвы, мэрия Москвы, Газпромбанк и другие организации. В силу этого, несмотря на ряд различий в подходах, мнение их представителей о существующем состоянии рынка системной интеграции и перспективах его развития являются наиболее значимыми.
Организации-гиганты сошлись в том, что в России в силу узости круга разработчиков и системных интеграторов спрос на комплексные программные продукты, способные обеспечить всестороннюю автоматизацию деятельности организации, превращая ее в «интеллектуальное предприятие», явно опережает предложение и баланс между ними наблюдается только на уровне простых решений и постановки простых целей. Основные же проблемы, с которыми сталкиваются организации-заказчики при попытке организовать взаимодействие с разработчиками и системными интеграторами, следующие:
В целом, крупные заказчики приходят к выводу, что им выгоднее содержать значительный штат собственных (внутренних) системных интеграторов. Во-первых, это позволяет избежать необходимости «платить дважды» (например, Пенсионный фонд московского региона в существующих условиях затрачивает на разработку ТЗ, по его оценкам, до 97% от всего времени создания системы, и привлекать внешних системных интеграторов ради освоения оставшихся 3% нет смысла). Во-вторых, экономится время, необходимое на адаптацию внешнего интегратора к специфике обслуживаемой компании. В-третьих, проблема разграничения ответственности за результаты работы системы снимается сама собой.
По мнению ряда выступавших, позицию которых наиболее ясно выразил представитель банка «СБС-Агро», сегодня вокруг каждой значительной структуры сформировалась постоянная группа фирм-партнеров. Фирма, которая выдерживает все требования заказчика и разрешает часть из поставленных им задач, переходит в ранг стратегических партнеров. Каждая из таких фирм-партнеров используется для решения определенной задачи, а роль интегратора выполняет само предприятие-заказчик. Ярким представителем таких крупных структур является ЦБ РФ. Как рассказал его представитель, технический центр ЦБ РФ очень велик и для организации такого масштаба вряд ли найдется системный интегратор, который будет в состоянии охватить весь комплекс проблем. Поэтому здесь предпочитают делить комплексную задачу на отдельные нетиражируемые группы (подзадачи) и поручать их разным исполнителям, выполняя при этом значительную часть задач самостоятельно.
В то же время не выглядело противоестественным замечание из зала, что уровень требований организаций-гигантов, представленных на форуме, значительно превышает запросы основной массы организаций, которым без консультации извне затруднительно определять приоритеты стратегического развития в области автоматизации, и что внешние интеграторы имеют возможность затрачивать на создание системы гораздо больше времени, чем загруженные текущей работой сотрудники подразделений заказчика.
Вот основной набор требований, учитываемых организациями при выборе системного интегратора:
На форуме констатировалось, что прошло время, когда заказчику предлагались простые инструменты для решения текущих задач. Теперь целью автоматизации является повышение прозрачности организации для ее руководства и улучшение управляемости ею. Иными словами, автоматизация — это производство и экономический анализ (учет, планирование) в режиме реального времени, и от решения проблем «как больше и быстрее» рынок переходит к решению проблемы «как умнее».
Длительными и, увы, непродуктивными на форуме были попытки не только сформировать единую терминологию в рассматриваемой области, но даже просто сойтись во мнениях о характере влияния того или иного явления в области системной интеграции. Например, при обсуждении практики проведения тендеров одна часть выступавших ратовала за, по определению фирмы "ЦентрИнвестСофт", проведение "честных" тендеров на равных условиях, в то время как, например, фирма "Сервер Групп" утверждала, что убеждает своих заказчиков проводить "нечестные" тендеры. По мнению ее специалистов, в случае как "честных", так и "демпинговых" тендеров (когда с целью снижения цены на продукт участникам тендера сообщают о скидках, предоставляемых их конкурентами) велика вероятность, что выбор падет на самого дешевого исполнителя. А это увеличивает вероятность выбора неправильного технического решения.
Разошлись мнения участников и о прогнозах развития рынка услуг системной интеграции. Одно из них (мэрия Москвы) — крупные корпорации всегда будут крупными заказчиками, другое (Пенсионный фонд РФ) — в 2000 г. тендеры будут проводиться только при создании новых организаций, так как чем крупнее клиент, тем сильнее у него отдел автоматизации. Думается, что истина, как всегда, находится посредине. На текущий момент и крупнейшие российские заказчики, и разработчики — системные интеграторы сошлись во мнении, что автоматизация является обязательным источником повышения конкурентоспособности предприятий и организаций и что необходимо повышать роль подразделений автоматизации внутри организаций, заявив о готовности сотрудничать в деле повышения этой роли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека: монополия или конкуренция
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Лучше банка может быть только… брокер!
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.