Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Выступление Председателя Банка России С. М. Игнатьева на XII съезде Ассоциации российских банков 24 апреля 2002 г.

Июль — Август 2002

Свое выступление на съезде я хотел бы начать с важнейшей для российской банковской системы проблемы укрепления банковского надзора.

Повышение эффективности банковского надзора должно стать одним из главных приоритетов работы Банка России на ближайшие месяцы. Об актуальности этой проблемы свидетельствуют события, произошедшие в последние дни с коммерческим банком ИБК («Инвестиционная банковская корпорация»). Это не маленький банк даже по московским меркам — он занимает довольно высокое место в первой сотне крупнейших российских банков.

Первую информацию о возникших у этого банка проблемах я получил вечером в воскресенье, 21 апреля. На следующее утро материалы о сложившейся в банке ситуации опубликовали московские газеты. В понедельник Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации начало проверку банка ИБК. Во вторник днем были подведены первые итоги проверки, по ее результатам проведено совещание в Банке России, и 23 апреля вечером был подписан приказ о назначении в банк временной администрации.

В этой ситуации меня больше всего беспокоит то, что, ознакомившись с основными показателями отчетности банка ИБК, никаких признаков проблемности я в этой отчетности не обнаружил. Достаточность капитала составляла несколько десятков процентов. Банк ИБК был отнесен Центральным банком Российской Федерации к достаточно высокой категории финансовой устойчивости. Тем не менее спустя всего несколько недель после отчетной даты банк начал проявлять признаки нестабильности. Это говорит о том, что мы пока не научились адекватно оценивать финансовое положение кредитной организации и прогнозировать возможные проблемы.

Для повышения эффективности банковского надзора необходим переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В соответствии с недавно принятой Правительством Российской Федерации и Банком России «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации» этот переход предполагается осуществить начиная с 1 января 2004 г. Времени осталось очень мало. Необходимой предпосылкой введения новых стандартов должно стать принятие новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете».

До конца текущего года Банк России предполагает внести изменения, связанные с принятием международных стандартов, в свои нормативные документы с тем, чтобы у кредитных организаций был в запасе один год на подготовку практического перехода на новые стандарты.

Необходимо обеспечить переход на новые стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности не только банковского сектора, но и других секторов экономики. Качество управления и информативность отчетности банков, составленной в соответствии с новыми стандартами, не могут быть высокими, если при оценке своих рисков банки будут использовать финансовую отчетность контрагентов, составленную по традиционным российским стандартам.

Теперь о денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации. В последние годы она была направлена на замедление инфляции путем последовательного снижения темпов роста денежной массы.

В 2000 г. темпы роста потребительских цен составили, как вы знаете, 20,2%, в 2001 г. — 18,6%. В текущем году тенденция к снижению инфляции усилилась. Если за первые четыре месяца прошлого года прирост потребительских цен составил 9%, то за аналогичный период 2002 г. он вряд ли превысит 6,5%.

Можно достаточно уверенно утверждать, что определенный еще летом прошлого года ориентир инфляции на 2002 г. 12—14% вполне достижим.

Я думаю, что оправдается и прогноз среднегодового валютного курса рубля, который был использован в расчетах к бюджету на 2002 г., — 31,5 руб. за 1 долл. США.

Денежно-кредитная и курсовая политика формировалась в основном под влиянием внешних факторов. Вы знаете, что в течение двух лет — вплоть до сентября 2001 г. — на мировых рынках сохранялись высокие цены на нефть. Сложился очень сильный платежный баланс Российской Федерации, возросли золотовалютные резервы. Рост валютных резервов неизбежно привел к увеличению денежной массы.

В этих условиях проводимая Банком России денежно-кредитная и курсовая политика позволила, с одной стороны, обеспечить последовательное снижение темпов инфляции, а с другой стороны — не допустить чрезмерного укрепления реального курса рубля и тем самым сохранить благоприятные условия для развития реального сектора экономики, прежде всего отраслей, ориентированных на экспорт.

После сентября 2001 г., когда мировые цены на нефть упали, Банк России внес вполне обоснованные коррективы в политику валютного курса. Темпы обесценения рубля по отношению к доллару США несколько возросли. В последние недели текущего года, когда цены на нефть на мировом рынке снова возросли, темпы обесценения рубля к доллару несколько замедлились.

Следует, однако, отметить, что в условиях сильного платежного баланса набор применяемых Банком России инструментов денежно-кредитной политики был очень узким. Он ограничивался главным образом операциями на валютном рынке и депозитными операциями. По мере укрепления реального курса рубля и связанного с этим ослабления платежного баланса возрастет необходимость расширения используемых Банком России инструментов денежно-кредитной политики. Будут более активно применяться такие инструменты, как рефинансирование коммерческих банков и осуществление операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами. При этом ставка рефинансирования, имеющая ключевое значение в системе процентных ставок, устанавливаемых Банком России, начнет играть уже вполне реальную роль. Банк России должен быть готов к такому развитию событий.

Важным направлением работы Банка России является разработка совместно с Правительством Российской Федерации системы гарантирования вкладов граждан. В настоящее время завершается подготовка соответствующего законопроекта. Механизм гарантирования вкладов должен быть тщательно проработан и сбалансирован, чтобы не побуждать банки и их клиентов к неосмотрительному поведению.

Должен признаться, что еще два года назад я не был сторонником принятия закона о гарантировании вкладов граждан, поскольку считал, что в случае недостаточно проработанного механизма его действия он может создать серьезный риск для экономики, так как последствия неосторожного поведения банков и их клиентов, стимулированного созданием подобной системы, возложат серьезное бремя на российский бюджет и российскую экономику в целом.

В последнее время я стал сторонником введения системы гарантирования вкладов граждан прежде всего потому, что мне неизвестны иные пути решения проблемы выравнивания конкурентных условий на рынке привлечения вкладов населения. Я имею в виду создание равных условий для Сбербанка России и для других коммерческих банков. В настоящее время Сбербанк имеет государственные гарантии по вкладам, и, кроме того, Банк России является его крупнейшим акционером. В связи с этим вкладчики Сбербанка имеют обоснованную уверенность в том, что в случае необходимости Банк России и Правительство Российской Федерации примут меры по финансовой поддержке Сбербанка. Поэтому единственный путь выравнивания конкурентных условий — это создание механизма гарантирования вкладов для коммерческих банков с последующим включением в эту систему Сбербанка России.

Как уже подчеркивалось, этот механизм должен быть очень четким, хорошо прописанным, без «белых пятен». Должно быть абсолютно ясно, что будет, если, например, в соответствующем фонде не хватит средств для осуществления платежей по вкладам, гарантированным законом.

Хочу остановиться еще на одной проблеме — проблеме валютного регулирования, вокруг которой в последнее время активизировались дискуссии. Банк России занимает по этому вопросу достаточно четкую позицию, выступая за поэтапную либерализацию валютного регулирования и валютного контроля. Либерализация валютного законодательства должна осуществляться параллельно с другими мерами, а именно: с обеспечением макроэкономической стабильности путем сбалансированного проведения денежно-кредитной и бюджетной политики, увеличением капитализации банковского сектора, усилением банковского надзора и переходом на международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Такой подход позволит избежать рисков, которые обычно связаны с быстрой либерализацией валютного регулирования. Это прежде всего риски, связанные с быстрым перемещением краткосрочного капитала.

Важным шагом в этом направлении должна стать подготовка новой редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В этом законе нужно четко зафиксировать полномочия органов валютного регулирования, прежде всего Банка России. Действующий в настоящее время закон явно устарел. Разработанный в начале 1990-х гг., он, на мой взгляд, не соответствует современным реалиям. Разработка нового закона Минфином России, Министерством экономического развития и Банком России продолжается уже примерно два года.

К сожалению, в действующем законе «О валютном регулировании и валютном контроле» полномочия Банка России определены не очень четко, поэтому существуют различные толкования одного и того же вопроса, и в связи с этим возникают серьезные проблемы.

Вы, наверное, знаете, что недавно Верховный Суд Российской Федерации принял решение о том, что некоторые положения Инструкции Банка России № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» не соответствуют действующему законодательству. Рассматривая данную проблему, нужно, на мой взгляд, четко разделять два аспекта.

Первый аспект — юридический. Второй — содержательный, т. е. аспект целесообразности тех норм, о которых сейчас идет речь. Существующий порядок реализации экспортной выручки был введен Банком России в сентябре 1998 г. в целях ограничения возможностей проведения спекулятивных операций. В соответствии с ним коммерческие банки должны были осуществлять обязательную продажу валютной выручки либо через межбанковские валютные биржи, либо непосредственно Банку России. Фактически был введен запрет на обязательную продажу экспортной выручки на межбанковском валютном рынке, минуя валютную биржу.

Мы считаем, что Банк России имел право ввести такой порядок, так как существующее законодательство уполномочило его как орган валютного регулирования принимать подобные решения. Я думаю, что это решение было оправданным и правильным для того времени. Эта норма позволила консолидировать валютный рынок и сделать его более управляемым, а также стабилизировать валютный курс рубля, что было тогда особенно важно.

Однако в настоящее время, когда ситуация изменилась, возникает вопрос о целесообразности сохранения данного порядка. Сейчас в Банке России рассматриваются различные варианты изменения действующего порядка. Однако мы по-прежнему считаем, что Банк России должен иметь полномочия, установленные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», в условиях угрозы дестабилизации валютного рынка принимать решения, связанные с изменением правил обязательной продажи экспортной выручки. В новой редакции закона необходимо предельно четко прописать полномочия органов валютного регулирования и, прежде всего, Банка России, чтобы избежать тех проблем, которые возникают сейчас.


Каждый разработчик сайтов в Adobe Muse знает о наличии в библиотеке мини приложений.. Ничего секретного в этой функции нет. Выполняет она одно простейшее действие. Она вызывает всплывающее окно и открывает в нем нашу ссылку на страницу “Поделиться” нужной соц сети прямо из сайта Adobe Muse ...

Статьи, интервью, публикации