В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Питер Ньюман: «Роль розничного банкинга в России растет»

Компания Financial Network Services (FNS) хорошо известна в мире как один из ведущих поставщиков решений для автоматизации розничного бизнеса. Как стало известно «Банковским технологиям», в ближайшее время она намерена выйти на российский рынок.

Мы не могли оставить незамеченным появление в России нового игрока такого масштаба. Корреспондент журнала встретился с вице-президентом FNS по развитию бизнеса в Европе Питером Ньюманом (Peter Newman) во время его визита в Москву.

«Банковские технологии»: Расскажите немного о компании Financial Network Services (FNS) и ее решениях.

Питер Ньюман: Financial Network Services — австралийская компания с двадцатилетней историей и штатом более чем из 300 сотрудников. Сначала она была частью ИТ-подразделения банка State Bank of New Wales, а 12 лет назад превратилась в самостоятельную фирму. Нашим первым продуктом стала система В@NCS-24. Первая ее инсталляция в одном из новозеландских банков прошла в 1989 г. Система В@NCS-24 остается флагманом серии изделий FNS и по сей день, хотя, разумеется, ее функциональность с тех пор заметно изменилась. Сегодня у нас есть изделия как для розничных, так и корпоративных банков, инструментарий для работы на финансовых рынках, модули поддержки новых каналов доставки банковских услуг и другие решения.

Начав с Австралии и Новой Зеландии, мы постепенно расширяли географию бизнеса. У нас появились клиенты в Юго-Восточной Азии (в Корее, Малайзии, Гонконге и на Филиппинах), затем в 1992 г. мы открыли филиал в г. Дубай (ОАЭ). Пять лет назад у нас появился лондонский офис и целый ряд клиентов в Европе, в том числе и в Восточной Европе — в Польше, Словении и Хорватии. Сегодня мы выходим на рынки стран СНГ, главный из которых — российский.

«Б. Т.»: Какова архитектура В@NCS-24? На каких платформах работает система?

П. Н.: Система работает на самом широком спектре платформ. Мы поддерживаем мейнфреймы (центральные процессоры) IBM, все версии Unix, Linux и Wintel. Круг промышленных СУБД, с которыми может работать система В@NCS-24, также очень широк: DB2, SQL Server, Oracle, Informix и др. Рабочие станции пользователей системы В@NCS-24 используют ОС Windows. Система В@NCS-24 имеет компонентную архитектуру и позволяет автоматизировать все операции современного банка: кредиты, депозиты, инвестиции, ипотеку, операции с кредитными карточками, электронный банкинг и т. д. Подробнее со всей серией изделий В@NCS-24 можно ознакомиться на нашем сайте www.fns.com.au.

Поскольку большинство наших клиентов относилось к категории универсальных банков, мы постепенно расширяли функциональность системы В@NCS-24. Версия, обеспечивающая операции корпоративного банкинга, появилась на рынке в 1995 г. Сегодня она покрывает все аспекты этого направления бизнеса. Наконец, несколько лет назад мы добавили в B@NCS-24 функциональность, связанную с инвестиционными банковскими операциями, и, если выразиться кратко, сегодня FNS предлагает универсальный продукт для автоматизации банковской деятельности, рассчитанный на самый широкий круг клиентов как по масштабам, так и по направлениям бизнеса.

«Б. Т.»: Могли бы вы нарисовать портрет типичного клиента компании FNS? Каким банкам ваша компания адресует свои изделия в первую очередь?

П. Н.: Это сложный вопрос. Критериев, по которым можно сравнивать банки, очень много, однако попробую ответить.

Наш типичный клиент — это универсальный банк с несколькими сотнями отделений, полумиллионом и более счетов, использующий различные каналы доставки услуг. Впрочем, это очень обобщенный образ. Среди наших существующих и будущих клиентов много самых разных банков как по масштабам, так и по характеру бизнеса.

На сегодняшний день система работает более чем в 60 банках в двадцати странах. Самый крупный наш клиент — State Bank of India — имеет более 70 млн счетов и около 17 тыс. отделений по всей Индии.

«Б. Т.»: Почему компания FNS обратила внимание на Россию именно сегодня, хотя многие ваши конкуренты пришли сюда в 1990-х гг. и уже сумели в какой-то степени закрепиться здесь?

П. Н.: Мы понимаем, что банковский ажиотаж в России пришелся на середину 1990-х гг. Однако многих банков, созданных в то время, уже нет, а надежды, которые тогда возлагались на банковский бизнес, оправдались лишь отчасти. Сегодня российский банковский рынок уже можно назвать более зрелым. Перед банками стоят определенные цели, они трезво оценивают собственные возможности и гораздо более осознанно подходят к выбору информационной технологии. Кроме того, перед ними стоит задача перехода на международную систему финансовой отчетности. Так что мы вступаем на рынок с вполне здоровым климатом и видим прекрасные возможности для создания в России клиентской базы FNS.

«Б. Т.»: Как вы оцениваете роль розничного банка в качестве составной части банковского бизнеса в России?

П. Н.: С развитием рынка банковских услуг роль розничных операций всегда возрастает. Россия в этом смысле не исключение. Доходы и расходы населения растут, растет рынок недвижимости (по крайней мере, в больших городах), развивается ипотека. Все это создает благоприятную почву для розничного банкинга, и понимают это не только российские финансовые институты. Например, такое крупное европейское учреждение, как Raiffeisen Bank, уже делает здесь неплохой бизнес, предлагая частные услуги и кредитные карточки. Я точно знаю, что этот банк действует только на рынках, в которых он абсолютно уверен. Так что приход на российский рынок розничных банковских услуг «иностранцев» однозначно говорит о перспективах этого бизнеса в России.

В то же время говорить о том, что розничный банкинг в России вполне развит, пока рано. Число карточек, эмитированных российскими банками, довольно значительно, однако объем операций по ним очень мал; кредитных карточек практически нет; потребительскими кредитами занимаются лишь филиалы банков.

Мы имеем дело с рынком очень перспективным, готовым к старту, но еще сравнительно слабым. Поэтому для нас сейчас особенно важны российские банки, всерьез нацеленные на розницу. В ближайшем будущем и они, и мы вместе с ними имеем шанс сделать успешный бизнес.

«Б. Т.»: Считаете ли вы, что российскими банками будет в полной степени использована та функциональность, которую обеспечивают изделия FNS? Не кажется ли вам, что электронные каналы доставки розничных банковских услуг в итоге окажутся здесь более популярными, чем традиционные?

П. Н.: Как я уже сказал, российский рынок розничных банковских услуг очень молод, и, разумеется, на нем используются лишь основные инструменты. Мы не предполагаем, что кто-то здесь в ближайшем будущем заинтересуется системой В@NCS-24 в полном функциональном варианте.

Что же касается второй части вопроса, то, хотя я не считаю себя крупным специалистом в этой области, мне кажется, что вы преувеличиваете роль новых каналов доставки. В такой стране, как Великобритания, например, компьютеризация и телефонизация населения имеют довольно высокий уровень. Однако исследования и опыт банков говорят о том, что доля розничных операций, совершаемых в традиционных банковских отделениях, пока не сократилась до ранее ожидаемого уровня. В Австралии число электронных банковских операций быстро растет, однако растет и число операций в отделениях. Разумеется, структура филиальных сетей под влиянием электронных каналов меняется. Она подстраивается под концепцию «услуги доступны всегда и всюду» — на смену традиционным банковским филиалам приходят небольшие операционные кассы в супермаркетах и торговых центрах, информационные киоски и полностью автоматизированные филиалы. Во многих случаях люди предпочитают ходить в банк и общаться с живыми банковским служащим, а не с компьютером, поэтому традиционный розничный банкинг еще не собирается умирать.

Если говорить о новых каналах, то перспективы каждого из них значительно зависят от конкретной страны. В Европе особенно бурно развивается телефонный банкинг, что обусловлено широким распространением мобильных телефонов. Не случайно за последние годы здесь так возрос интерес к технологии call-центров.

Если подытожить сказанное выше, можно сказать следующее: сеть доставки розничных банковских услуг становится более сложной и комплексной, но традиционным банковским отделениям в ней по-прежнему отводится важное место.

«Б. Т.»: Насколько мы знаем, партнером FNS в России стала компания «Банковский Производственный Центр» (БПЦ). Почему вы сделали такой выбор? Какова суть взаимоотношений между FNS и БПЦ?

П. Н.: «Банковский Производственный Центр» — удачный партнер для FNS. Во-первых, у этой компании уже имеется приличная клиентская база, во-вторых, специалисты БПЦ отлично знают потребности рынка, и наконец, в-третьих, их изделие SmartVista прекрасно дополняет наше решение, позволяя легко решать все проблемы, связанные с особенностями работы национальных процессинговых и расчетных центров.

У нас есть и вполне конкретные планы работы на российском рынке. Мы проведем ряд встреч с руководством российских банков. А затем, видимо в конце лета, — официальную конференцию совместно с БПЦ. На ней мы собираемся представить нашу продукцию, которая, как нам кажется, может предложить идеальное решение для автоматизации всех направлений банковского бизнеса.

БПЦ не только помогает нам исследовать российский рынок, но и выполняет работу по адаптации наших изделий для России — перевод интерфейсов, конверсию данных и т. п. Интеграция же бэк-офиса В@NCS-24 и уже хорошо известных здесь фронтофисных изделий БПЦ может оказаться мощным способом для продвижения наших решений на рынок. Опыт стыковки нашей системы с изделиями для «администрации карточек» различных поставщиков у нас есть, и мы убеждены, что со SmartVista в этой области проблем не возникнет. Наконец, мы сотрудничаем с БПЦ и в других странах. И мне кажется, что это поможет SmartVista закрепиться на международном рынке.

Статьи, интервью, публикации