Виктор Кашин
Все течет, все изменяется. Казалось бы, совсем недавно, еще каких-то лет десять назад, довелось мне разговаривать с нашим эмигрантом в одной из стран, как теперь говорят, дальнего зарубежья.
«Если бы я вернулся в Россию, — говорил мой собеседник, — открыл бы пункт обмены валюты. Доходнейшее дело!»
«Вот чудак-мечтатель, — усмехнулся я ему в ответ, — это кто ж тебе разрешит? Хорошо, если статью не впаяют. Только за мысли подобные…»
Напомню, дело было еще в те времена, когда всей валютой ведал у нас Внешторгбанк. Тогда и валюту-то в руках держать мог только командируемый за рубеж сотрудник какого-нибудь «Внешторга».
Но летит время… И вот теперь к банковским операциям кредитной организации среди прочих относится и купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (см. п. 6 ст. 5 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.). Теперь уже Правительство Российской Федерации и Банк России обеспечивают возможность беспрепятственной покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в рамках действующего законодательства и поддерживают обменный курс рубля мерами бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики.
Порядок организации работы обменных пунктов прописан в разделе 2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ) от 27 февраля 1995 г. № 27 «О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками» (с изменениями от 2, 30 июня, 1 августа 1997 г., 12 мая 1998 г., 19 июля, 28 сентября 1999 г.).
Той же Инструкцией предусмотрено, что курс покупки и курс продажи наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также кросс-курс обмена (конверсии) наличной иностранной валюты устанавливаются банками самостоятельно.
Вот эта-то разница в курсах и является статьей дохода банка. И хотя в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 24 Закона РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации и ограничения размеров валютного и курсового рисков Банк России может устанавливать предел отклонения курса покупки наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли от курса продажи за наличные рубли, а также предел отклонения вышеназванных курсов покупки и продажи от курса иностранных валют к рублю, устанавливаемого Банком России, обменные операции продолжают оставаться доходными. Пятнадцатипроцентный коридор отклонения курса покупки наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли от курса их продажи за наличные рубли, установленный телеграммой ЦБ РФ от 18 августа 1998 г. № 318-У и указанием ЦБ РФ от 21 августа 1998 г. № 323-У, продолжает служить благодатной нивой.
В общем, организация обменных пунктов — дело несложное, и только ленивый банк пунктов этих не открывает.
Однако вопросы организации учета и налогообложения обменных операций продолжают вызывать значительные затруднения.
С налогом на прибыль более или менее все ясно.
Начиная с 1 января 1999 г. при расчете валовой прибыли, подлежащей налогообложению, курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте учитываются в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Положением «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 1997 г. № 273).
Кроме того, и п. 10 разд. 1 Положения «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490, предусмотрено, что доходы от проведения банком операций с иностранной валютой и с иными валютными ценностями, включая комиссионные сборы по операциям, связанным с покупкой и продажей валюты за счет и по поручению клиентов, включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков. И там же: «Доходы, полученные банком в иностранной валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день получения доходов».
Учитывая сказанное выше, реализованные курсовые разницы принимаются для целей налогообложения в общеустановленном порядке, т. е. с положительной курсовой разницы исчисляется налог на прибыль.
Совсем другое дело — налог на добавленную стоимость, налоги на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Дело в том, что:
Обратите внимание: во всех случаях объектом обложения выступают выручка от реализации продукции (работ, услуг) или денежные средства, если их поступление связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Но осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением нумизматики), в соответствии с п. 3 ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) реализацией товаров (работ, услуг) не признается.
Следовательно, нет объекта налогообложения — нет и налога?
Однако не все так просто. Опираясь на ст. 38 НК РФ, где, в частности, говорится, что «товаром признается… любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации», налоговые органы считают следующее:
«Если валюта является средством платежа, то при ее выбытии реализации товаров (работ, услуг) не возникает. Если же валюта продается и приобретается за российские рубли, она может рассматриваться как товар».
Исходя из сказанного выше, налоговики делают вывод первый: положительные курсовые разницы, возникающие у продавца при оплате покупателем товаров (работ, услуг) в российских рублях, включаются в налогооблагаемую базу и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
И вывод второй: доходы, полученные банком при покупке или продаже иностранной валюты по курсу, отличному от котируемого Банком России курса валюты на день совершения операции, включаются в налогооблагаемую базу по налогам на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Еще раз подчеркнем: таково мнение налоговых органов. (См., в частности, письмо УМНС по г. Москве от 26 января 2000 г. № 06-16/4746, опубликованное в газете «Московский налоговый курьер». 2000. № 4.)
Существует, однако, и иное мнение. В частности, постановлением кассационной инстанции «По проверке законности и обоснованности постановления апелляционной инстанции арбитражного суда» (Санкт-Петербург, 18 декабря 1996 г., дело № 1765/96) признано, что положительная реализованная курсовая разница, возникшая при покупке или продаже иностранной валюты, объектом обложения налогами на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы не является.
Дело в том, что еще в 1996 г. коммерческий банк «Московский деловой мир» обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу по результатам документальной проверки своего филиала «Санкт-Петербургский».
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований банку было отказано. Суд установил нарушение налогового законодательства банком при исчислении и уплате налогов на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при проведении операций купли-продажи иностранной валюты.
Постановлением же апелляционной инстанции по жалобе банка иск был удовлетворен.
Госналогинспекция и Управление Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, в свою очередь, обжаловали постановление апелляционной инстанции в кассационную инстанцию суда Северо-Западного округа.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции оставил в силе решение апелляционной инстанции.
Основания? Пожалуйста!
Действительно, в соответствии с Изменениями № 2 Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 1994 г., внесенными в Инструкцию № 39/19, банки должны уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог не от суммы реализации продукции (работ, услуг), а от суммы доходов, перечисленных в разделе 1 Положения «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками».
Однако следует ли относить сюда реализованные курсовые разницы?
Согласно Положению «О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных организациях» (п. 3), введенному в действие приказом ЦБ РФ от 10 июня 1996 г., «при покупке валюты ниже официального курса Банка России или при продаже выше этого курса банк получает доход в виде реализованной курсовой разницы между курсом Банка России и курсом покупки (продажи)». Курсовые же разницы с точки зрения налогового законодательства — понятие специфическое. Падение курса рубля или его рост не зависят, по существу, от хозяйствующего объекта (в данном случае, банка), а определяются волевым решением государства в лице его органа — ЦБ РФ. Поэтому-то законодатель и выделил (совершенно обоснованно) доходы от проведения банком операций купли-продажи иностранной валюты и отнес их прямым указанием в раздел 3 на финансовые результаты деятельности банков. Следовательно, вышеупомянутые доходы не могут учитываться в составе объекта обложения налогами на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Другими словами, если у вас возникли затруднения, то, как в известном фильме: «Все — в сад!» Простите, в суд.
Кстати, специально для тех, кто считает рассматриваемый вопрос мало актуальным по причине вероятной отмены в результате проводимой налоговой реформы налогов на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы:
Радует, что пока приобретение и продажу валюты на территории России запрещать не собираются. Но по большому счету кому она нужна, эта иностранная валюта?.. Скоро ее и покупать никто не станет — не на что будет. Вот тогда-то, вероятно, и отпадут вопросы о том, платить или не платить налоги!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека: монополия или конкуренция
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.