Глобализация международных рынков приводит к тому, что средние по величине компании начинают сталкиваться с теми же рыночными рисками, что и их конкуренты из числа крупных компаний. Управление рисками осуществляется последними с помощью производных финансовых инструментов, на которые у более мелких компаний, как правило, не хватает собственных средств. Поэтому необходимые производные инструменты и консультационные услуги по их применению покупаются ими у банков. В свою очередь банки вынуждены пересматривать свои позиции в отношении таких финансовых инструментов «для посвященных».
Интернет, посредством которого банки предлагают небольшим компаниям финансовые инструменты и консультации по их применению, открывает доступ к новым продуктам. «Благодаря консультационным Интернет-услугам компании смогут успешно преодолеть свои опасения в отношении производных инструментов, — говорит Эдвин Катуари (Edwin Katuari), аналитик группы по вопросам управления рисками Meridien Research. — Банки идут по правильному пути, поскольку потребность в независимой оперативной информационной помощи по управлению рисками вполне очевидна».
К производным относятся финансовые инструменты, позволяющие компаниям хеджировать риск посредством заключения контрактов на покупку или продажу финансовых обязательств. Предметом таких контрактов могут быть процентные ставки, обязательства в иностранной валюте и соглашения по купле-продаже товаров и ценных бумаг. В настоящее время сумма обращающихся на мировом рынке производных финансовых инструментов составляет 70 трлн долл., из которых на долю банков приходится 36 трлн долл.
Несмотря на то что производные инструменты предназначены для снижения риска, их практическое применение бывает весьма сложным и требует использования пакетов инструментов по управлению финансовым портфелем. Предлагаемые банками пакеты включают в себя математические и другие прогноз-модели, предназначенные для ценообразования, оценки стоимости и степени устойчивости рыночной конъюнктуры производных финансовых инструментов.
По мнению специалистов, для небольших компаний основную сложность всегда представляла задача создания систем управления рисками. «Разработка собственной системы управления рисками — дорогостоящее мероприятие, — утверждает Ричард Левич (Richard Levich), профессор финансов и международного бизнеса New York University’s Stern School of Business. — Некоторые компании — изготовители программных продуктов предлагают онлайновые пакеты инструментов по управлению рисками, иные — даже бесплатно».
В этой связи необходимо отметить, что совместное предприятие с участием J. P. Morgan & Co. Inc., Sybase — компании по разработке программных продуктов, NumeriX Corp. — провайдера аналитических материалов по производным инструментам и службы финансовых новостей Bridge Information Systems Inc. планирует начать продажу инструментов по управлению рисками «средним» компаниям. Среди предлагаемых продуктов будут схемы моделирования рисков в оперативном режиме и соответствующая консультационная поддержка, а также ноу-хау по определению степени кредитоспособности других компаний.
Представитель Stern School of Business отмечает, что хотя некоторые из инструментов по управлению рисками, используемые в оперативном режиме, «элементарны, они могут быть полезны в тех случаях, когда компания планирует использовать такие простые производные инструменты, как опционы и форварды».
Специалисты J. P. Morgan & Co. Inc. надеются на то, что продукт, предлагаемый ими для использования в сети Интернет, будет привлекательным для тех компаний, которые не в состоянии разработать собственную систему управления рисками и тем более позволить себе приобретать производные инструменты. «Доступ к рынку производных инструментов связан с большими сложностями, — заявляет представитель J. P. Morgan Майкл Голден (Michael Golden). — Разработка системы управления рисками — дело трудоемкое».
Конкурентами на рынке этих продуктов выступают как фирмы, занимающиеся технологическими разработками, так и банки. По мнению специалистов, банки имеют вполне очевидное преимущество, поскольку у них также есть возможность продавать производные инструменты «средним» фирмам. Однако обозреватели предупреждают о необходимости, во избежание конфликта интересов, осуществлять продажу инструментов отдельно от предоставления консультаций по их применению.
Получая консультационную помощь в режиме онлайн, «средние» компании смогут получить более широкий доступ к производным инструментам. В совместном исследовании, данные о котором недавно опубликованы группой KPMG по оказанию консультационных услуг в области инвестиций (KPMG’s Investment Consulting practice), CIBC World Markets и New York University’s Stern School of Business, рассматриваются вопросы использования производных инструментов институциональными инвесторами. Среди инвесторов с активами от 1 млрд долл. до 10 млрд долл. 49% имели разрешение на использование производных инструментов, тогда как среди институциональных инвесторов с активами на сумму свыше 10 млрд долл. эта доля составляла 70%.
«Мнение о том, что производные инструменты скорее увеличивают, нежели снижают риск, все еще существует, — говорит Том Пэттерсон (Tom Patterson), управляющий директор подразделения КПМГ по вопросам электронных торговых операций. — Злоупотребление производными инструментами со стороны некоторых лиц сослужило им плохую службу. Тем не менее при правильном их применении производные инструменты действительно способствуют снижению риска».
Именно к этому с 1998 г., когда чуть было не обанкротился один из крупнейших фондов по хеджированию рисков Long-Term Credit Management, настойчиво призывали регулирующие органы. «Уровень надежности использования производных инструментов нефинансовыми организациями пока еще недостаточно высок. Поэтому независимое консультирование по вопросам управления рисками — это правильный курс», — отмечает Катуари.
По материалам компании КПМГ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Ипотека: монополия или конкуренция
Лучше банка может быть только… брокер!
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.