Качественные активы — такие активы, которые обеспечивают адекватный (процентный) доход даже при негативных изменениях макроэкономических условий или изменении условий ведения бизнеса (качественные активы — стабильные, устойчивые активы). В противоположность данной категории активов, не могут относиться к числу стабильных (устойчивых) те активы, которые в данных условиях обеспечены от риска залогами, гарантиями и т. д., но, возможно, перестанут приносить процентный доход в случае изменения внешних условий.
Качественным кредитом является тот обеспеченный кредит, который может быть погашен в установленные соглашением сроки без возникновения проблем или затруднений у заемщика. По сути дела, кредиты должны быть не только обеспеченными, но и стабильными (устойчивыми). Тогда как целостность и стремление клиента продолжать бизнес и обслуживать задолженность по кредиту должны быть очевидны, в случае кредитования корпоративных клиентов должна обеспечиваться достаточность капитала, просматриваться серьезный опыт ведения бизнеса (как общего, так и финансового менеджмента), кроме того, заемщик должен быть способен представлять банку адекватную информацию в установленные договорами сроки. (В кредитном бизнесе предпочтение отдается принципу «кредитования против целостности заемщика», что означает наличие не только стабильного финансового положения клиента, но и готовности продолжать бизнес в будущем, должного качества как общего, так и финансового менеджмента.)
Прибыльные отношения
Стоимость кредита должна соответствовать предполагаемой (расчетной) степени риска. Политика банка направлена на создание с течением времени устойчивых, прибыльных для банка отношений с клиентурой. Прибыльность отношений с клиентом следует максимизировать путем перекрестных продаж для обеспечения оптимального отношения риска и доходности для каждого отношения банк—клиент.
Следует избегать «сухого» кредитования (когда других отношений, кроме как кредитных, с клиентом не предвидится). Однако, если отношения с клиентом имеют перспективу, то они должны быть прояснены, и разработан конкретный план действий для использования открывающихся возможностей. (Исключения, конечно, допустимы, но только в случае высокого качества актива — потенциального кредита.)
Стоимость кредитов должна отражать увеличивающийся со сроком кредитов риск.
Разумный рост кредитного портфеля
Целью банка является долговременный устойчивый рост прибыльности бизнеса. Этот рост не может быть обеспечен, во-первых, без обеспечения должного качества активов, во-вторых, без достижения оптимального соотношения между доходностью и риском.
Банк стремится наращивать кредитный портфель в пределах разумных лимитов. Рост должен контролироваться таким образом, чтобы избежать неприемлемой концентрации риска, например, по отраслям, по заемщику, по территории, по виду и цели и т. д. (Лимиты устанавливаются внутрибанковскими нормативными актами на уровне не ниже требований Центрального банка, они могут быть более жесткими.)
Для достижения цели наилучшего размещения ресурсов банк должен следовать следующим критериям:
Все кредитные процедуры и кредитная политика (меняющиеся со временем) должны соответствовать концепции банка по управлению рисками.
Кредитная культура
Кредитная культура может быть описана как сочетание факторов, которые формируют кредитную среду, определяющую конкретное кредитное поведение. Кредитная культура охватывает взгляды, философию, организацию и процедуры (политику), относящиеся к процессу кредитования в банке.
Развитие (разработка) кредитной культуры в финансовом институте эффективна только тогда, когда она соответствует миссии, целям и задачам организации. В соответствии с этим банк подписывается под «движимой ценностью» кредитной культурой, когда привязанность к качеству активов является важной корпоративной ценностью и движущей силой. (Кредитная культура — неотъемлемая часть общей стратегии банка.)
Качество есть основа кредитной культуры. Качество кредитного портфеля оказывает основное влияние на результаты деятельности банка — предсказуемость доходов, стоимость акций (ценность банка для акционеров) и хороший баланс (сильный баланс).
К характеристикам культуры, «движимой корпоративными ценностями», также относятся:
Качественный рост, а не чистое стремление к увеличению объемов кредитования является определяющим фактором долговременного постоянного успеха.
Обязанностью каждого банковского служащего, вовлеченного в процесс кредитования, является обеспечение деятельности в рамках кредитной политики, при этом следует избегать выработки «неписаных правил». Кредитные решения должны всегда улучшать кредитную культуру банка. (Безусловно, некоторые внутрибанковские инструкции со временем устаревают, в них вносятся изменения, но следование именно утвержденному порядку ведения кредитного бизнеса, а не «неписаным правилам» обеспечивает стратегический успех. Полагаю, что здесь уместна аналогия с Уставом гарнизонной и караульной службы, только за несоблюдение правил несения караульной службы приходится платить кровью, а за игнорирование разумных правил кредитования — большими деньгами, потерей бизнеса и рабочих мест.)
Все кредитные заявки должны рассматриваться только в такой последовательности: качество, доходность, рост портфеля.
Рейтинговая система оценки клиентуры
Рейтинговая система разработана как стандартное средство оценки заемщиков. Информация по рейтингам клиентуры должна использоваться банком на разных управленческих уровнях для лучшего понимания качества активов и сегментации кредитного портфеля банка. (На протяжении долгих лет банки разрабатывали различные системы рейтингов клиентуры. Задачей этих систем является рационализация процесса кредитования, главным образом, за счет экономии времени кредитных работников. Многие западные банки добились существенных результатов в построении рейтинговых систем, цели внедрения которых описаны во внутрибанковских документах.)
Стратегическое значение сложившегося рискового профиля кредитного портфеля банка не должно быть слишком большим при оценке будущей стоимости кредитов, доли на рынке и развитии бизнеса. Внедрение системы рейтингов на уровне региональных и структурных подразделений позволит более точно определить качество активов и структуру рисков, за которые отвечает соответствующее подразделение, а также предпринять адекватные меры по ликвидации дисбалансов и возможного негативного развития событий.
Система основана на сочетании факторов, некоторые из которых являются субъективными, поэтому важна корректность оценки клиента соответствующими кредитными менеджерами. Обязанностью кредитного менеджера является проведение внепланового рейтинга клиента, если меняется его финансовое состояние. Целостность системы и постоянность рейтинговых обследований клиентуры должны повсеместно поддерживаться. (Хотелось бы подчеркнуть, что рейтинговая система — стандартное средство со всеми вытекающими ограничениями, стратегический успех в кредитном бизнесе есть сочетание как стандартных средств, так и опыта кредитных работников при наличии адекватных систем контроля. Все это составные части одной из важнейших банковских технологий.)
Одной из важнейших задач российских банков на послекризисном этапе развития является создание и внедрение банковских технологий, позволяющих вести прибыльный бизнес с оптимальной степенью осторожности, что наиболее полно отвечает интересам национальной экономики. Краеугольным камнем успешного банковского бизнеса должны стать рациональная кредитная политика и кредитная культура, так как в сложившихся экономических условиях значение кредитного бизнеса для банков будет возрастать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека: монополия или конкуренция
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Лучше банка может быть только… брокер!
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.