Олег Смородинов
Компания Fair, Isaac and Co. — законодатель мод в кредитном скоринге
Основная масса американских эмитентов в настоящее время пользуется методикой скоринга, разработанной консалтинговой компанией Fair, Isaac and Company, Inc. (FICO). Если рейтинг заявителя на получение кредитной карточки по методике FICO превышает 660 баллов, то кредитное учреждение может смело заносить такого клиента в категорию заслуживающих доверия. Соответственно, если физическое лицо, обратившееся в банк с заявлением о выдаче карточки, имеет рейтинг 660 баллов или ниже, то эмитент может предпринять следующие шаги:
Появившаяся на свет в 1950-е гг. небольшая консультационная фирма Fair, Isaac and Co. сделала себе имя на разработке компьютерной программы скоринга. Сначала скоринговая система компании использовалась банками и другими кредитными учреждениями для оценки кредитоспособности заемщиков на рынке недвижимости. Однако по-настоящему востребованной методика FICO оказалась в бизнесе кредитных карточек — после того как по мере насыщения этого рынка держателями карточек становились все новые слои и группы потребителей (студенты, семьи с низкими доходами, пенсионеры). В начале 1990-х гг. руководство Visa USA и MasterCard International благословило американских эмитентов на массовый выпуск кредитных продуктов для лиц, чей рейтинг FICO оказывался ниже 660 баллов. Разумеется, ответственность за принятие решения в пользу выпуска карточек для клиентов «второго сорта» ложилась на самих эмитентов, а не на платежные системы.
Фактически именно скоринг по методике FICO стал основным инструментом оценки кредитных рисков в американском бизнесе кредитных карточек. Число 660 стало своеобразным «числом Зверя» карточного рынка, делящим держателей карточек на «хороших» и «плохих»; на «чистых» и «нечистых»; на «первосортных» и «второй свежести»... Число 660 стало водоразделом двух могучих потоков розничного кредита. Один такой поток беспрепятственно достигал нежно любимых и холимых банками и другими кредитными учреждениями prime-клиентов (т. е. первосортных). Второй поток кредитов тонкими ручейками доходил к страждущим кредитных карточек subprime-клиентам (т. е. тем, кто хуже, ниже первосортных).
Таблица. Что значит быть держателем первого и второго «сорта» в США?
Держатели первого сорта | Держатели второго сорта |
Имеют отличную или хорошую кредитную историю | Допустимы отдельные «проколы» в кредитной истории |
Получают кредиты (займы) под относительно низкие проценты | Получают кредиты (займы) под высокие проценты |
Имеют право на получение большей кредитной линии по карточкам | Имеют право на получение небольшой по размерам кредитной линии |
Отсутствие годовой платы за обслуживание кредитной карточки | Высокая годовая плата за обслуживание карточки |
Небольшие размеры штрафов за овердрафт или просроченные минимальные выплаты по погашению задолженности | Большие штрафы за овердрафт и задержку с погашением задолженности |
Всевозможные дополнительные привилегии, льготы, скидки и т. п. (типа скидок для «часто летающих пассажиров») | Отсутствие каких-либо дополнительных льгот или скидок |
Бесплатный перевод остатков на счете (счетах) из другого банка (других банков) при эмиссии карточки | Высокие тарифы за выдачу карточки, открытие счета в банке, перевод остатков на счете из другого банка и/или за обработку заявления о выдаче карточки |
Большой льготный период по платежным транзакциям | Жесткий контроль за соблюдением сроков по погашению задолженности |
Бесплатные дополнительные услуги, предоставляемые эмитентом: помощь в получении кредита, консультации и т.п. | Высокая вероятность закрытия счета и аннулирования карточки банком в случае серьезного нарушения держателем какого-либо пункта кредитного соглашения |
Методику компании Fair, Isaac and Co. используют в своей ежедневной деятельности и три крупнейших национальных кредитных бюро в США — Equifax, Experian и TransUnion. Правда, в оригинальном виде такую методику использует только Experian; два других кредитных бюро внесли некоторые изменения в изначальную модель FICO.
Деление рынка розничного кредитования на prime и subprime-сегменты быстро вошло в банковскую практику и даже стало использоваться в отчетах кредитных учреждений, предоставляемых в федеральные регулирующие инстанции (Федеральную резервную систему, Управление валютного контролера, Комиссию по ценным бумагам и биржам, Федеральную корпорацию по страхованию депозитов и др.).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека: монополия или конкуренция
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.