Дайджест
Snap! The consequences of South Koreans’ credit-fuelled spending spree; The Economist, Jan. 8th 2004. Korean issuers seek cash injections; Cards International, #310, December 2003. The House of Cards, By John Larkin; TIME Asia, Dec. 8, 2003, vol. 162, # 22.
Крупнейший южнокорейский эмитент кредитных карточек LG Card нуждается в новых экстренных финансовых вливаниях. В декабре 2003 г. несколько финансовых компаний — под давлением государственных органов — предоставили LG Card кредиты на сумму 1,7 млрд долл. Тогда государство обещало частным кредиторам щедрую компенсацию за помощь эмитенту, терпящему бедствию. В начале января 2004 г. стороны сели за стол переговоров, однако, судя по всему, кредиторы не слишком удовлетворены условиями компенсации, предлагаемыми Корейским банком развития (КБР), — организацией, которой правительством Южной Кореи поручено вести переговоры с кредиторами от имени государства. Начальное предложение КБР заключалось в предоставлении компании LG Card инвестиций на сумму 4,3 млрд долл. в обмен на 19% акций компании. Кредиторы считают такое предложение неадекватным и требуют от КБР и правительства большей суммы вложений и соответственно покупки большего пакета акций эмитента. По мнению частных кредиторов, более значительный контроль государства над активами LG Card может способствовать большей устойчивости ее бизнеса и более высокой капитализации на фондовом рынке страны.
В последние годы компания LG Card прочно удерживала лидирующие позиции на карточном рынке страны, намного опережая ближайших конкурентов. В конце 2003 г. держателей карточек LG Card было более 14 млн: каждый третий житель страны хранил в своем бумажнике карточку, выпущенную LG Card. Эти же самые 14 млн держателей обладали долгами перед LG Card на сумму 22,7 млрд долл. по кредитным карточкам. Именно столь значительные объемы эмиссии и огромные размеры просроченной задолженности делают LG Card системообразующим игроком на карточном рынке Южной Кореи. Как считают аналитики, возможный крах этого эмитента сопряжен не только с рыночным риском (дестабилизацией ситуации на карточном рынке), но и системным риском во всей финансовой сфере страны, включая обвал фондовой биржи и неизбежный хаос во всей денежной и банковской инфраструктуре.
К тому же LG Card далеко не единственный эмитент в стране, терпящий бедствие. Из девяти крупнейших эмитентов кредитных карточек в Южной Корее восемь имели убытки по результатам первой половины 2003 г. Второй по величине эмитент страны — компания Samsung Card — по итогам первых 9 месяцев 2003 г. имела убытки от карточного бизнеса в размере 850 млн долл. Два других крупных игрока национального карточного рынка Южной Кореи — банки Korea Exchange Bank и Woori Financial — объявили о реорганизации своих карточных подразделений с целью минимизации потерь от карточного бизнеса.
Корейские государственные органы пытаются каким-то образом разрешить проблемы LG Card и других крупных участников карточного рынка страны еще и потому, что именно проводимая государством политика и привела к этим печальным последствиям. В течение 1990-х гг. вся промышленная политика страны была нацелена на стимулирование экспорта и быстрого развития экспортно-ориентированных отраслей. Контролирующие развитие таких отраслей семейные конгломераты — чеболи получили возможность доступа к длинным, дешевым и весьма значительным по объемам кредитам. После нескольких региональных финансовых кризисов в середине и конце 1990-х гг. и существенного ухудшения конъюнктуры на мировых рынках сбыта традиционных товаров южнокорейских чеболей (автомобили, компьютеры, бытовая техника, металлургия) правительство страны приняло программу, нацеленную на стимулирование внутреннего спроса на стремительно накапливающиеся запасы продукции, которая не имела спроса за рубежом.
Однако для того чтобы жители страны могли покупать такие товары в значительных объемах, им нужны были и значительные финансовые средства. Поэтому государственная программа, с одной стороны, обязывала кредитно-финансовые учреждения страны выдавать населению потребительские кредиты (преимущественно в форме кредитных линий по кредитным карточкам) на исключительно льготных условиях и, с другой стороны, предоставляла держателям карточек всевозможные налоговые льготы при условии фактического пользования этими карточками для покупки товаров и услуг.
Естественно, жители Южной Кореи не преминули воспользоваться таким подарком. В период с 1999 г. (когда была принята программа стимулирования внутреннего спроса) по конец 2003 г. число держателей кредитных карточек в Южной Корее возросло в десятки раз. Считается, что сейчас на каждого взрослого корейца приходится 3—4 кредитные карточки.
На первых порах эта политика приносила свои плоды. За 1999—2002 гг. объемы личного потребления возросли в стране на 17% и составили 291 млрд долл. по итогам 2002 г. В 1999 г. темпы прироста ВВП страны составили 10,9%, в 2000 г. — 9,3%.
Затем наступило горькое похмелье. В условиях, когда кредитно-финансовые учреждения под давлением регулирующих органов должны были выдавать кредитные карточки и открывать кредитные линии без детальной проверки кредитоспособности заемщиков, объемы просроченной задолженности начали расти столь же стремительно. Обеспокоенные этим фактом государственные регулирующие инстанции дали команду эмитентам ужесточить контроль за выдачей кредитных карточек и использованием кредитов, но было поздно… Как свидетельствует южнокорейская статистика, в ноябре 2003 г. у восьми крупнейших корейских эмитентов кредитных карточек доля просроченной задолженности (отношение суммы задолженности со сроком более 1 месяца к общей сумме предоставленных эмитентом кредитов по карточкам) составила 13,5%. Аналитики считают, что эта доля фактически еще более значительна, поскольку в соответствии с корейскими законами держатели кредитных карточек имеют право погашать задолженность с помощью наличных, полученных в виде кассовых авансов по кредитным карточкам других эмитентов.
Под давлением столь значительного долгового бремени многие южнокорейские банки и финансовые компании-эмитенты начали испытывать серьезные проблемы с ликвидностью. В наибольшей степени эти проблемы затронули LG Card как основного эмитента кредитных карточек в стране. В конце ноября компания была вынуждена приостановить выдачу кассовых авансов по кредитным карточкам на несколько дней. В январе 2004 г. эта ситуация повторилась, хотя компания получила заем в размере почти 2 млрд долл. на укрепление своего финансового положения и выполнение обязательств перед держателями. Именно поэтому кредиторы LG Card и стремятся надавить на государство и банк КБР, чтобы они вложили достаточно средств в оздоровление крупнейшего корейского эмитента.
Тем временем на корейской фондовой бирже стоимость акций LG Card упала до рекордно низкой отметки. Уменьшение капитализации такой крупной компании, как LG Card, является индикатором неблагополучной ситуации в финансовй сфере Южной Кореи и национальной экономики в целом. Действительно, за счет реализации программы стимулирования внутреннего потребления правительство страны надеялось обеспечить прирост ВВП в 2003 г. в размере 5—6%. Однако эксперты полагают, что прирост этого показателя на деле составил менее 3%.
Спасение LG Card от окончательного краха реально. Это может сделать государство с помощью покупки пакета акций компании и вложения в нее столь необходимых «живых» денег. Это могут сделать и зарубежные инвесторы: несмотря на тяжелую ситуацию, LG Card остается весьма привлекательным объектом для покупки. Как говорят, интерес к этой компании проявляют такие известные игроки карточного рынка, как Citibank и GE (финансовое подразделение американской компании General Electric). Однако спасение одного эмитента еще не означает решение более серьезной проблемы оздоровления корейской экономики в целом: кому-то все равно придется расплачиваться за неумелую реализацию политики стимулирования спроса, приведшую к покупательской вакханалии и накоплению колоссального объема просроченной потребительской задолженности по кредитным карточкам.
Как свидетельствует южнокорейская статистика, за период 1998—2002 гг. норма сбережения в стране сократилась в 2,3 раза, и на конец периода составляла в среднем менее 10% реального располагаемого семейного дохода. Стремительное падение этого показателя означает, что национальная экономика лишилась одного из важнейших источников инвестиций в реальный сектор. Существенное снижение нормы сбережения означает, что — по крайней мере в ближайший период — Южная Корея будет испытывать серьезные проблемы с надежными и дешевыми источниками экономического роста.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека: монополия или конкуренция
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Лучше банка может быть только… брокер!
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.