В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Проблемы информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в российских коммерческих банках

Андрей Седин

В настоящее время перед российскими банками встал вопрос принятия решений о развитии информационных технологий по следующим причинам.

1. В условиях возросшей конкуренции необходимо резко повысить качество клиентской работы, что требует высокого уровня информационного обеспечения этой работы.

2. Все усложняющийся характер банковских рисков и рост объемов банковского бизнеса, прежде всего кредитного, с учетом действующего регулирования банковской деятельности заставляют банки создавать — по всей структуре кредитной организации — систему внутренних лимитов по разным видам риска, позволяющую контролировать лимиты, многие из которых носят многомерный характер.

3. Создание качественной и гибкой системы финансового и стратегического планирования в коммерческом банке невозможно без адекватного информационного обеспечения — это понимают многие банки, которые хотят усилить свои позиции на российском финансовом рынке.

4. Предстоящее с 1 января 2004 г. введение международных стандартов финансовой отчетности требует модернизации информационных систем для того, чтобы получать подобную отчетность на ежедневной основе.

5. Декларированный Банком России переход с чисто формальных и количественных подходов в оценке деятельности коммерческих банков к качественным критериям оценки стимулирует принятие решений по модернизации информационно-технологических систем в банках.

6. Предстоящее вступление России в ВТО приведет к дальнейшему росту конкуренции между российскими и иностранными банками, что требует внедрения современных информационных технологий в российские банки.

В процессе работы, проводимой специалистами действующих в России ведущих международных компаний в сфере информационных технологий, удалось выяснить, что многие российские кредитные учреждения стоят перед выбором той или иной информационной системы и целый ряд банков планирует значительные инвестиции в программное обеспечение и компьютеры. Возможен следующий выбор:

Каждый вариант выбора имеет свои достоинства и недостатки. В частности, западные системы обладают огромной функциональностью, что создает для банков существенный запас прочности для развития бизнеса — эти системы позволяют решить задачи автоматизации всех бизнес-процессов банков, начиная со стратегического планирования и заканчивая хозяйственной деятельностью. Такие системы достаточно дороги, и на затраты могут пойти только наиболее крупные российские банки — недаром целевым сегментом российского банковского рынка для крупных западных информационно-технологических компаний являются первые 30 банков и — выборочно — некоторые из первой сотни крупнейших банков.

В отношении использования информационной системы российского производства можно сказать, что сейчас эти системы в должной мере обеспечивают бухгалтерскую и операционную деятельность кредитной организации, но функциональность подобных систем в таких сферах бизнеса, как управление рисками, стратегическое управление бизнесом и управление клиентскими отношениями, значительно €уже, чем у западных систем. Разумеется, подобные системы дешевле.

Последний вариант — собственные разработки — как правило, выбирается, исходя из экономии и желания не зависеть от информационно-технологической компании. В условиях роста оплаты труда программистов и увеличения других издержек, связанных с деятельностью персонала, экономии может и не оказаться, а риск зависимости от информационно-технологической компании — разработчика и производителя программного обеспечения заменяется риском зависимости от ключевого специалиста в сфере ИТ (такое явление весьма характерно для многих российских малых и средних банков и доходит до смешного — из-за отсутствия «знайки» на рабочем месте останавливаются производственные процессы, встает бухгалтерия). Можно предположить, что в перспективе этот вариант постепенно уйдет в прошлое, а собственные разработчики программных продуктов останутся только в наиболее крупных банках, при этом они будут заниматься производством информационных решений для специальных продуктов и финансовых схем. Подтверждением этого тезиса служат многочисленные факты перехода ведущих западных кредитных институтов и некоторых российских банков на аутсорсинг в сфере информационных технологий.

Так к каким же информационно-технологическим решениям проявляют интерес российские коммерческие банки?

Во-первых, возросшая конкуренция за клиентуру, особенно за качественного клиента, требует, чтобы кредитная организация обладала достаточной информацией и могла бы гибко и оперативно реагировать на запросы клиентов, прогнозировать меняющиеся потребности клиентуры и разрабатывать новые продукты с учетом этих прогнозов. Анализ потребностей российских банкиров показал, что практически все крупные банки и многие средние находятся на той или иной стадии изучения или выбора системы управления клиентскими отношениями для последующего внедрения. Это касается, в первую очередь, тех банков, кто стал активно развивать розничный бизнес и private banking.

Во-вторых, за последнее полугодие возрос интерес к системам, обеспечивающим комплексное управление рисками, прежде всего кредитными. Хотя интерес к подобным системам и велик, адекватный риск-менеджмент они помогут обеспечить при следующих условиях:

В-третьих, возросло число обращений банков в информационно-технологические компании по вопросам автоматизации управления человеческими ресурсами. Это представляется вполне естественным: в условиях, когда наблюдаются снижение процентных ставок на финансовых рынках и сокращение маржи между ставками привлечения и размещения ресурсов, конкурентные преимущества получают те кредитные организации, кто сумеет оптимизировать издержки и добиться наиболее рационального использования человеческих ресурсов (ключевым является cost to income ratio — отношение общих административных расходов банков к доходам. Допустимым в международной банковской практике считается значение данного показателя, не превышающее 60%. Наиболее успешные банки достигают значения на уровне ниже 50%. Что касается статистики, то до 2/3 общих административных расходов розничного банка составляют затраты на персонал). Очень важно и то, что современные информационно-технологические системы по управлению персоналом способствуют снижению рисков, связанных с его деятельностью (риск избыточной или недостаточной численности персонала, риск избыточной или недостаточной квалификации, риск нелояльности, риск зависимости от ключевых специалистов и т. д.). По имеющимся оценкам, внедрение подобных систем может быть по плечу первым 50 российским банкам, а также некоторым банкам из первой сотни. Наилучшую отдачу такие системы начинают давать в многофилиальных кредитных организациях с численностью работников более 500 человек, хотя есть и позитивный опыт внедрения в меньших по размерам финансовых институтах.

В-четвертых, у российских коммерческих банков возрос интерес к информационно-технологическим системам по управлению финансовой деятельностью. Процессы финансового планирования развиваются, растут объемы бизнеса и количество применяемых финансовых инструментов: это требует совершенствования планирования финансовой деятельности кредитных организаций, а также развития проактивного планирования и моделирования. Кроме того, за 12 лет функционирования современной российской банковской системы накоплен большой объем статистических данных, что дает возможность разрабатывать и применять математические модели (хотя применимость тех или иных моделей — предмет споров специалистов-практиков). Здесь нужно отметить, что последние нормативные документы Банка России, в частности методические рекомендации «О бизнес-планах кредитных организаций», стимулируют банки к использованию современных информационных систем в сфере финансового планирования.

В-пятых, руководство целого ряда ведущих российских коммерческих банков, как показали опросы специалистов в сфере банковских технологий, признает важность внедрения современной корпоративной информационной системы, охватывающей все стороны деятельности кредитной организации. Это особенно важно в условиях продолжающегося процесса слияний и поглощений в российской банковской системе. Как показывает международная банковская практика, при банковских слияниях и поглощениях риск потери управляемости весьма велик.

Каким же аспектам автоматизации банковской деятельности уделяется пока недостаточное внимание?

Несмотря на упомянутый выше интерес к корпоративным информационным системам, возможности современных информационных технологий в сфере стратегического планирования оказываются недооцененными. Предполагается, что это во многом связано с тем, что во многих банках владельцами не сформулированы требования к менеджменту в части стратегического развития бизнеса. К тому же не определилась позиция ряда владельцев кредитных организаций по обеспечению прозрачности бизнеса, которую в существенной степени может дать применение стратегических управленческих информационных систем.

Еще один аспект для обсуждения. Во многих банках не сформулированы требования к автоматизации хозяйственной деятельности — а это важно не только с позиций оптимизации издержек, но и с позиций обеспечения экономической безопасности банка (специалисты в сфере экономической безопасности банков описывают более 30 способов хищений средств из финансовых учреждений через хозяйственные операции). Решения по автоматизации хозяйственной деятельности предлагаются ведущими разработчиками и вполне применимы на российском рынке.

Выводы

1. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, российские банки должны будут в течение ближайших двух лет пойти на существенные затраты по комплексной автоматизации бизнеса, несмотря на то, что в настоящее время далеко не все банкиры понимают острейшую актуальность подобного решения.

2. Потребностям крупнейших банков наиболее соответствуют информационно-технологические разработки ведущих мировых ИТ-компаний, ибо только эти разработки обеспечивают нужный резерв функциональности информационных систем.

3. Настоящее время является весьма благоприятным периодом для обновления информационных технологий в российских банках, так как последние два года были в целом благоприятными для банковского бизнеса.

4. Во избежание технологического отставания малые и средние банки должны определить свою нишу и сконцентрироваться на автоматизации избранных направлений бизнеса, при этом чем высокотехнологичнее малый и средний банк, тем выше его конкурентоспособность.

5. Происходящие в российской банковской системе процессы слияний и поглощений требуют адекватного развития информационных систем в банках для минимизации риска потери управляемости.

6. Большинство российских банков будет постепенно отказываться от внутренних разработок программных продуктов.  



купить металлический каркас Видеостена может использоваться как рекламный элемент, а также для проведения презентаций и конференций. Металлический каркас позволяет создать надежную и прочную конструкцию для установки экранов. Еще один интересный проект – стойки для ТВ на заказ.

Статьи, интервью, публикации