В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Психокомпьютерный интеллект — атрибут перспективного менеджера

Структура физиологического и технического компонентов психокомпьютерного интеллекта отображена на рис. 1, а далее приводится описание функций выделенных компонент.

Рис. 1. Структура физиологического и технического компонентов психокомпьютерного интеллекта

Блок регуляции тонуса и бодрствования — энергетический блок мозга; источниками тонуса являются как приток информации из внешнего мира, так и импульсы из внутренней среды.

Тонус

— напряжение; длительное, стойкое возбуждение нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающееся утомлением.

Блок приема, переработки и хранения информации включает в свой состав аппараты, имеющие модально-специфический характер (зрительной, слуховой или тактильной информации) и иерархическое трехуровневое строение: первичные зоны осуществляют функцию раздробления (анализа) поступающей информации; вторичные зоны реализуют функцию объединения (синтеза) или сложной переработки, получаемой субъектом информации; третичные зоны служат для объединения информации, поступающей от отдельных анализаторов — аппаратов, осуществляющих функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Блок программирования регуляции и контроля деятельности  включает в свой состав аппараты, имеющие иерархическое трехуровневое строение: первичные двигательные поля несут импульсы к определенным группам мышц; вторичные — подготавливают пуск двигательных импульсов и обеспечивают выполнение сложных двигательных навыков; третичные отделы играют решающую роль в формировании намерений, создании программы действий, которые осуществляют эти намерения, и контроле деятельности.

Блок питания — устройство, обеспечивающее компьютер электрической энергией с заданными показателями.

Блок контроля и диагностики — устройство, выполняющее аппаратным способом функции проверки работоспособности отдельных устройств и диагностику обнаруженных ошибок с целью устранения неисправностей.

Арифметико-логическое устройство — функциональная часть процессора, выполняющая арифметические и логические операции.

Устройство управления — функциональная часть компьютера, предназначенная для автоматического управления всеми устройствами вычислительной машины в соответствии с алгоритмом ее функционирования.

Процессор — функциональная часть компьютера, предназначенная для интерпретации программы.

Программное обеспечение — совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и прикладное программное обеспечение.

Проблемно-функциональной составляющей психокомпьютерного интеллекта являются инвариантные функции интеллектуальной деятельности — набор функций (табл. 1), которые необходимо выполнять любому интеллекту для решения возникающих перед ним проблем, задач.

Таблица 1

Наименование функции Описание функции
Идентификация Сбор и вербализация относящейся к решаемой проблеме информации
Хранение Запоминание и сохранение относящейся к решаемой проблеме информации
Воспроизведение Воспоминание и восстановление относящейся к решаемым проблемам информации
Концептуализация Структурирование информации — представление ее в виде неформализованных моделей
Формализация Представление информации в виде формализованных моделей
Проблематизация Диагноз причин возникновения проблем, прогноз тенденций их развития
Целеобразование Формирование целей деятельности по решению проблем, критериев достижения целей
Проектирование Разработка (обоснование, доказательство оптимальности или рациональности) программы решения проблем
Планирование Разработка взаимосвязанной по цели, месту и времени системы мероприятий для реализации программы
Управление Выработка управляющих команд для реализации программы, контроль и корректировка плана ее выполнения
Обучение Овладение в процессе деятельности новым средством деятельности
Саморегуляция Координация выполнения различных инвариантных функций интеллектуальной деятельности, прямых и обратных связей между ними
Рефлексия Самопознание интеллектом внутренних актов и состояний в своей деятельности
Коммуникация Кооперация с другими интеллектами

На рис. 2 изображено соответствие между инвариантными функциями интеллектуальной деятельности личности и комплексами программных средств, предназначенных для их автоматизации.

Рис. 2. Структурная схема функциональных подсистем психокомпьютерного интеллекта личности

На качественном уровне оценка потенциальных возможностей усиления психического интеллекта личности за счет использования программно-технических средств компьютера представлена в нижеследующей табл. 2.

Таблица 2

Инвариантные функции интеллектуальной деятельности Эффективность реализации с помощью программно-технических средств компьютера
Идентификация выше
Хранение значительно выше
Воспроизведение значительно выше
Концептуализация выше
Формализация выше
Проблематизация такая же
Целеобразование такая же
Проектирование выше
Планирование выше
Управление значительно выше
Самообучение выше
Саморегуляция такая же
Рефлексия такая же
Коммуникация выше

Шкала оценок выбрана таким образом, чтобы была достаточно очевидной градация потенциальной эффективности компьютерной поддержки различных инвариантных функций интеллектуальной деятельности личности. Из оценок, приведенных в табл. 2, следует целесообразность усиления интеллекта личности с помощью компьютерного интеллекта за счет оптимального распределения функций между психическим и компьютерным компонентами интеллекта личности. В частности, очевидна целесообразность распределения функций хранения и воспроизведения информации между психической и компьютерной памятью личности.

Развивая эту мысль, отметим следующие обстоятельства.

В настоящее время наиболее изученным является научно-теоретический тип мышления, позволяющий воспринимать действительность посредством особых специфических объектов, сконструированных в историческом процессе развития науки, — моделей реальных явлений и процессов. Психологическая необходимость овладения личностью этим способом познания обусловлена тем, что современная наука имеет модельный характер, т. е. конструирование и изучение моделей реальных объектов является основным методом научного познания. В свою очередь, научное познание как форма интеллектуальной деятельности нуждается, в частности, в следующих способностях интеллекта:

Очевидно, что компьютерная память и средства управления ею обладают преимуществами перед психической памятью личности в реализации этих способностей. Причем преимущества эти настолько значительны, что позволяют говорить о психокомпьютерной памяти как качественно новой категории, которая вместе с компьютерной компонентой интеллекта личности существенно расширяет интеллектуальные способности личности. В этой связи рассмотрим описание компонент психокомпьютерной памяти личности.

Рис. 3. Структурная схема подсистем психокомпьютерной памяти личности

Память — система хранения информации о прошлом опыте, предназначенной для повторного использования в деятельности или возвращения в сферу сознания личности.

Память автоматическая — подсистема памяти, содержащая информацию, необходимую для обеспечения повседневной безопасности субъекта, доступ к которой обеспечивается автоматически до осмысления индивидом ситуации, требующей незамедлительной реакции для предотвращения угрозы жизненно важным интересам личности.

Память актуализированная — подсистема памяти, содержащая информацию, необходимую для обеспечения приоритетной текущей деятельности личности.

Память внешняя — запоминающее устройство на магнитных дисках, магнитных лентах или оптических дисках, предназначенное для длительного хранения информации (компьютерный аналог памяти резервированной).

Память долговременная — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (дни, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков, характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации.

Память кратковременная — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. В ней может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7 ± 2 единиц материала.

Память компьютерная — функциональная часть компьютера, предназначенная для приема, хранения и выдачи информации.

Память психическая — запечатленная в мозгу личности совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте. Подсистемы психической памяти: сенсорная, кратковременная, долговременная; автоматическая, актуализированная, резервированная.

Память процессорная компьютерная — память, являющаяся частью процессора и предназначенная для хранения данных, непосредственно используемых в выполнении операций, осуществляемых арифметическим устройством и устройством управления (аналог памяти автоматической).

Память резервированная — подсистема памяти психической, содержащая информацию, которая ранее использовалась или может понадобиться в будущем для обеспечения какой-либо деятельности личности.

Память сенсорная — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. Виды — иконическая (зрение), эхоическая (слух) и др.

Процессорная память — память, являющаяся частью процессора и предназначенная для хранения данных, непосредственно используемых в выполнении операций, осуществляемых арифметико-логическим устройством и устройством управления.

Оперативная память — программно адресуемая память, предназначенная для временного хранения программ и данных.

Внешняя память — запоминающее устройство на магнитных дисках, магнитных лентах или оптических дисках, предназначенное для длительного хранения информации.

Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Различают три вида долговременной памяти: процедурная, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки); семантическая — систематизированное знание субъекта о словах и других языковых символах, их значениях, о том, к чему они относятся, о взаимоотношениях между ними, о правилах, формулах и алгоритмах манипулирования этими символами, понятиями и отношениями; эпизодическая — хранит информацию об автобиографических событиях, разворачивающихся во времени, и о связях между этими событиями.

Возвращаясь к анализу оценок, приведенных в табл. 2, отметим целесообразность распределения функций идентификации и концептуализации информации между психическим и компьютерным интеллектом личности. Отметим, что в рамках информатики проявление указанных функций рассматривается в процессе познания и с точки зрения понимания личностью фрагмента объективной реальности, отраженного в вербальной форме в различных текстах. В указанных рамках идентификация и концептуализация информации есть этапы познания, результатом которого является новое субъективное знание личности о фрагменте объективной реальности.

Таким образом, психокомпьютерная память личности — это память, в которой значительная часть структурированных и систематизированных знаний субъекта хранится на магнитных носителях, а в психической семантической памяти хранятся меньшие по объему смыслы макропонятий, субъективные принципы организации знаний и правила работы с компьютером. Психокомпьютерный интеллект — это интеллект личности, дополненный программно-техническими средствами поддержки (автоматизации) основных форм осмысления вербальных описаний фрагментов объективной реальности (интеграции, дополнения, трансформации) и средствами автоматизации интеллектуальных действий, которые личность освоила и в состоянии использовать в своей мыслительной деятельности.

Нам представляется, что на пороге века информатики менеджерам нового поколения необходимы изложенные выше соображения для правильной ориентировки в возможностях использования компьютеров в своей профессиональной деятельности. Весьма вероятно, что в ближайшем будущем компьютерная база знаний менеджера может стать более значимым показателем профессиональной подготовки, чем результаты всевозможных психологических тестов.

 

Статьи, интервью, публикации