Структура физиологического и технического компонентов психокомпьютерного интеллекта отображена на рис. 1, а далее приводится описание функций выделенных компонент.
Рис. 1. Структура физиологического и технического компонентов психокомпьютерного интеллекта
Блок регуляции тонуса и бодрствования — энергетический блок мозга; источниками тонуса являются как приток информации из внешнего мира, так и импульсы из внутренней среды.
Тонус
— напряжение; длительное, стойкое возбуждение нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающееся утомлением.Блок приема, переработки и хранения информации включает в свой состав аппараты, имеющие модально-специфический характер (зрительной, слуховой или тактильной информации) и иерархическое трехуровневое строение: первичные зоны осуществляют функцию раздробления (анализа) поступающей информации; вторичные зоны реализуют функцию объединения (синтеза) или сложной переработки, получаемой субъектом информации; третичные зоны служат для объединения информации, поступающей от отдельных анализаторов — аппаратов, осуществляющих функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Блок программирования регуляции и контроля деятельности включает в свой состав аппараты, имеющие иерархическое трехуровневое строение: первичные двигательные поля несут импульсы к определенным группам мышц; вторичные — подготавливают пуск двигательных импульсов и обеспечивают выполнение сложных двигательных навыков; третичные отделы играют решающую роль в формировании намерений, создании программы действий, которые осуществляют эти намерения, и контроле деятельности.
Блок питания — устройство, обеспечивающее компьютер электрической энергией с заданными показателями.
Блок контроля и диагностики — устройство, выполняющее аппаратным способом функции проверки работоспособности отдельных устройств и диагностику обнаруженных ошибок с целью устранения неисправностей.
Арифметико-логическое устройство — функциональная часть процессора, выполняющая арифметические и логические операции.
Устройство управления — функциональная часть компьютера, предназначенная для автоматического управления всеми устройствами вычислительной машины в соответствии с алгоритмом ее функционирования.
Процессор — функциональная часть компьютера, предназначенная для интерпретации программы.
Программное обеспечение — совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и прикладное программное обеспечение.
Проблемно-функциональной составляющей психокомпьютерного интеллекта являются инвариантные функции интеллектуальной деятельности — набор функций (табл. 1), которые необходимо выполнять любому интеллекту для решения возникающих перед ним проблем, задач.
Таблица 1
Наименование функции | Описание функции |
Идентификация | Сбор и вербализация относящейся к решаемой проблеме информации |
Хранение | Запоминание и сохранение относящейся к решаемой проблеме информации |
Воспроизведение | Воспоминание и восстановление относящейся к решаемым проблемам информации |
Концептуализация | Структурирование информации — представление ее в виде неформализованных моделей |
Формализация | Представление информации в виде формализованных моделей |
Проблематизация | Диагноз причин возникновения проблем, прогноз тенденций их развития |
Целеобразование | Формирование целей деятельности по решению проблем, критериев достижения целей |
Проектирование | Разработка (обоснование, доказательство оптимальности или рациональности) программы решения проблем |
Планирование | Разработка взаимосвязанной по цели, месту и времени системы мероприятий для реализации программы |
Управление | Выработка управляющих команд для реализации программы, контроль и корректировка плана ее выполнения |
Обучение | Овладение в процессе деятельности новым средством деятельности |
Саморегуляция | Координация выполнения различных инвариантных функций интеллектуальной деятельности, прямых и обратных связей между ними |
Рефлексия | Самопознание интеллектом внутренних актов и состояний в своей деятельности |
Коммуникация | Кооперация с другими интеллектами |
На рис. 2 изображено соответствие между инвариантными функциями интеллектуальной деятельности личности и комплексами программных средств, предназначенных для их автоматизации.
Рис. 2. Структурная схема функциональных подсистем психокомпьютерного интеллекта личности
На качественном уровне оценка потенциальных возможностей усиления психического интеллекта личности за счет использования программно-технических средств компьютера представлена в нижеследующей табл. 2.
Таблица 2
Инвариантные функции интеллектуальной деятельности | Эффективность реализации с помощью программно-технических средств компьютера |
Идентификация | выше |
Хранение | значительно выше |
Воспроизведение | значительно выше |
Концептуализация | выше |
Формализация | выше |
Проблематизация | такая же |
Целеобразование | такая же |
Проектирование | выше |
Планирование | выше |
Управление | значительно выше |
Самообучение | выше |
Саморегуляция | такая же |
Рефлексия | такая же |
Коммуникация | выше |
Шкала оценок выбрана таким образом, чтобы была достаточно очевидной градация потенциальной эффективности компьютерной поддержки различных инвариантных функций интеллектуальной деятельности личности. Из оценок, приведенных в табл. 2, следует целесообразность усиления интеллекта личности с помощью компьютерного интеллекта за счет оптимального распределения функций между психическим и компьютерным компонентами интеллекта личности. В частности, очевидна целесообразность распределения функций хранения и воспроизведения информации между психической и компьютерной памятью личности.
Развивая эту мысль, отметим следующие обстоятельства.
В настоящее время наиболее изученным является научно-теоретический тип мышления, позволяющий воспринимать действительность посредством особых специфических объектов, сконструированных в историческом процессе развития науки, — моделей реальных явлений и процессов. Психологическая необходимость овладения личностью этим способом познания обусловлена тем, что современная наука имеет модельный характер, т. е. конструирование и изучение моделей реальных объектов является основным методом научного познания. В свою очередь, научное познание как форма интеллектуальной деятельности нуждается, в частности, в следующих способностях интеллекта:
Очевидно, что компьютерная память и средства управления ею обладают преимуществами перед психической памятью личности в реализации этих способностей. Причем преимущества эти настолько значительны, что позволяют говорить о психокомпьютерной памяти как качественно новой категории, которая вместе с компьютерной компонентой интеллекта личности существенно расширяет интеллектуальные способности личности. В этой связи рассмотрим описание компонент психокомпьютерной памяти личности.
Рис. 3. Структурная схема подсистем психокомпьютерной памяти личности
Память — система хранения информации о прошлом опыте, предназначенной для повторного использования в деятельности или возвращения в сферу сознания личности.
Память автоматическая — подсистема памяти, содержащая информацию, необходимую для обеспечения повседневной безопасности субъекта, доступ к которой обеспечивается автоматически до осмысления индивидом ситуации, требующей незамедлительной реакции для предотвращения угрозы жизненно важным интересам личности.
Память актуализированная — подсистема памяти, содержащая информацию, необходимую для обеспечения приоритетной текущей деятельности личности.
Память внешняя — запоминающее устройство на магнитных дисках, магнитных лентах или оптических дисках, предназначенное для длительного хранения информации (компьютерный аналог памяти резервированной).
Память долговременная — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (дни, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков, характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации.
Память кратковременная — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. В ней может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7 ± 2 единиц материала.
Память компьютерная — функциональная часть компьютера, предназначенная для приема, хранения и выдачи информации.
Память психическая — запечатленная в мозгу личности совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте. Подсистемы психической памяти: сенсорная, кратковременная, долговременная; автоматическая, актуализированная, резервированная.
Память процессорная компьютерная — память, являющаяся частью процессора и предназначенная для хранения данных, непосредственно используемых в выполнении операций, осуществляемых арифметическим устройством и устройством управления (аналог памяти автоматической).
Память резервированная — подсистема памяти психической, содержащая информацию, которая ранее использовалась или может понадобиться в будущем для обеспечения какой-либо деятельности личности.
Память сенсорная — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. Виды — иконическая (зрение), эхоическая (слух) и др.
Процессорная память — память, являющаяся частью процессора и предназначенная для хранения данных, непосредственно используемых в выполнении операций, осуществляемых арифметико-логическим устройством и устройством управления.
Оперативная память — программно адресуемая память, предназначенная для временного хранения программ и данных.
Внешняя память — запоминающее устройство на магнитных дисках, магнитных лентах или оптических дисках, предназначенное для длительного хранения информации.
Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Различают три вида долговременной памяти: процедурная, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки); семантическая — систематизированное знание субъекта о словах и других языковых символах, их значениях, о том, к чему они относятся, о взаимоотношениях между ними, о правилах, формулах и алгоритмах манипулирования этими символами, понятиями и отношениями; эпизодическая — хранит информацию об автобиографических событиях, разворачивающихся во времени, и о связях между этими событиями.
Возвращаясь к анализу оценок, приведенных в табл. 2, отметим целесообразность распределения функций идентификации и концептуализации информации между психическим и компьютерным интеллектом личности. Отметим, что в рамках информатики проявление указанных функций рассматривается в процессе познания и с точки зрения понимания личностью фрагмента объективной реальности, отраженного в вербальной форме в различных текстах. В указанных рамках идентификация и концептуализация информации есть этапы познания, результатом которого является новое субъективное знание личности о фрагменте объективной реальности.
Таким образом, психокомпьютерная память личности — это память, в которой значительная часть структурированных и систематизированных знаний субъекта хранится на магнитных носителях, а в психической семантической памяти хранятся меньшие по объему смыслы макропонятий, субъективные принципы организации знаний и правила работы с компьютером. Психокомпьютерный интеллект — это интеллект личности, дополненный программно-техническими средствами поддержки (автоматизации) основных форм осмысления вербальных описаний фрагментов объективной реальности (интеграции, дополнения, трансформации) и средствами автоматизации интеллектуальных действий, которые личность освоила и в состоянии использовать в своей мыслительной деятельности.
Нам представляется, что на пороге века информатики менеджерам нового поколения необходимы изложенные выше соображения для правильной ориентировки в возможностях использования компьютеров в своей профессиональной деятельности. Весьма вероятно, что в ближайшем будущем компьютерная база знаний менеджера может стать более значимым показателем профессиональной подготовки, чем результаты всевозможных психологических тестов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека: монополия или конкуренция
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.