В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Розничный «банкинг» от «Почты России»

Первую широкую презентацию своего нового проекта — системы электронных платежей «КиберДеньги» провело 28 января 2004 г. ФГУП «Почта России». То, о чем уже несколько лет ходили самые разные слухи и чего так боялись российские коммерческие банки, свершилось — ведомство, располагающее самой широкой в стране сетью отделений, становится активным участником рынка розничных финансовых услуг.

Почтовое ведомство, исторически занимающееся денежными переводами, давно претендовало на роль Сбербанка № 2 (кстати, 42 000 отделений по всей России — это больше, чем Сбербанк или все коммерческие банки вместе взятые). Изначально (на уровне слухов) роль нового финансового Голиафа отводилась Почта-банку, который высказывал якобы намерение использовать сеть почтовых отделений для оказания широкого спектра розничных банковских услуг — от приема вкладов до обслуживания пластиковых карточек. Однако реальность оказалась совсем иной.

Сущность проекта «КиберДеньги» — замена пересылки бумажных переводных документов традиционной почтой на пересылку электронных переводных документов электронной почтой.

В системе действует два типа терминалов:

Терминалы обоих типов связаны между собой через главный пункт системы по корпоративной электронной почте и обмениваются электронными документами. Защищенные почтово-кассовые терминалы устанавливаются в операционных окнах пунктов обслуживания клиентов, которые имеют выход в телекоммуникационные сети.

Эти терминалы обеспечивают выполнение кассовых и учетных операций при приеме и выплате переводов в процессе обслуживания клиентов и обмен электронными документами с главным пунктом системы.

Защищенные пункты бумажной технологии устанавливаются, как правило, в районных (городских) узлах почтовой связи и почтамтах и выполняют роль промежуточного звена между «электронной» частью системы и почтовыми отделениями, не имеющими выхода в телекоммуникационные сети. Основная функция пунктов — преобразование бумажных переводных документов в электронные и обратно.

В настоящее время завершена реализация первой очереди проекта «КиберДеньги». Система действует во всех регионах России, в системе почтовой связи развернуто более 1700 защищенных почтово-кассовых терминалов и свыше 1600 защищенных пунктов бумажной технологии. Гарантированное время вручения перевода после его приема с учетом обеспечения удаленных мест необходимыми денежными средствами составляет 72 часа.

Переход на защищенные безбумажные технологии, снижение времени прохождения переводов, низкие тарифы и огромная сеть отделений — вот факторы, позволяющие руководству почтового ведомства рассчитывать на успешную интеграцию «КиберДенег» в систему розничного финансового обслуживания. Почтовое ведомство открыто для сотрудничества. В качестве его важных стратегических партнеров выступают коммерческие банки. По словам Леонида Грехова, заместителя гендиректора ФГУП «Почта России», курирующего вопросы по информационным и почтовым технологиям, «КиберДеньги» должны стать удобным инструментом погашения кредитов для банков, занимающихся массовым кредитованием. В частности, банк «Русский Стандарт» уже принимает платежи по выданным кредитам через систему «Почты России». Среди других корпоративных пользователей «КиберДенег» — «Хоум Кредит энд Финанс Банк», «Почтовый торговый дом», «Платежная интернет-система “Рапида”», компании, предлагающие товары по каталогам, и др. Таким образом, уже в самом ближайшем будущем «КиберДеньги» могут стать одним из самых популярных розничных финансовых инструментов в России.

Статьи, интервью, публикации