Татьяна Пролыгина
Владимир Угрына
Концепция жизненного цикла товара
Все, что рождается, умирает.
Квинтиллиан
Так в чем же суть понятия «жизненный цикл товара» и какова его типичная временная структура? Прежде всего под этим определением в маркетинге понимается зависимость от времени таких экономических сущностей, как доход, затраты и прибыль компании, сопровождающих процессы разработки, выпуска и реализации продукта на рынке. Маркетинг не является точной наукой это позволяет нам выбрать наиболее подходящий для наших целей вариант из целого ряда формальных представлений о числе периодов, из которых состоит наиболее общий ЖЦ товара. В разных источниках принято выделять от четырех до шести этапов ЖЦ. Мы будем придерживаться наиболее распространенной точки зрения, согласно которой товар на своем жизненном пути проходит пять стадий развития (см. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. К.; М.; СПб.: Вильямс. 1998. с. 698).
Общие законы поведения товара на рынке можно успешно применять при стратегическом планировании деятельности компании. Забегая вперед, скажем, что оптимальное время, когда следует задуматься о выпуске нового продукта, вступление товара в стадию зрелости. Именно в этот период слишком активные действия по продвижению товара перестают способствовать увеличению дохода и лишь снижают прибыль компании.
Несвоевременность принятия решения о выпуске нового товара всегда дорого обходится производителю слишком раннее предложение новинки чревато распылением средств, которые правильнее будет направить на продвижение уже существующего товара, с другой стороны, если подобное предложение запаздывает, компания терпит убыток в виде упущенной прибыли.
Для эффективной деятельности компании очень важно использовать различные маркетинговые средства воздействия на потенциального потребителя (например, рекламу и PR-акции) в соответствии с текущим этапом жизненного цикла товара. Так, выведение на рынок товара обычно сопровождается активным информированием потенциальных потребителей о свойствах товара, каналах распространения и т. п. На этапе роста характерно применение рекламных средств, формирующих и поддерживающих имидж продукта, в период зрелости средства носят в основном стимулирующий характер. Продвижение же товара на рынок в период упадка, скорее всего, нецелесообразно. Отметим, что от этапа к этапу меняется не только характер, но и размер инвестиций в маркетинговую деятельность компании.
Правильное прогнозирование динамики жизненного цикла планируемого товара играет значительную роль в финансовом успехе компании. Однако из-за чрезвычайной сложности прогнозирования и, как следствие, необходимости учета огромного числа внутренних и внешних по отношению к компании факторов построить математическую модель процесса жизнедеятельности товара довольно сложно. Как правило, в основу решения этой задачи положено экспертное заключение маркетолога (полученное на основе предыдущего опыта работы на рынке), которое может подкрепляться результатами статистической обработки информации о рынке. В частности, анализ временных рядов способствует выявлению трендов динамики дохода компании, многофакторный анализ служит для определения степени воздействия на жизненный цикл товара различных параметров рынка и т. д.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Патентная неизбежность для малого бизнеса
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека: монополия или конкуренция
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.