Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

На пути к новой организации

Евгений Трофимов

Иллюзия стабильности часто подавляет слабые сигналы надвигающихся перемен. Вряд ли сегодня, в условиях экономического роста, кто-то из сотрудников банковских ИТ-подразделений считает будущее неопределенным. Каждый стремится к творческой работе с более значимыми результатами и соответственно более высоким материальным вознаграждением. Реальность состоит в том, что существующая модель развития ИТ под крышей мощной финансовой структуры не исключает в будущем существенной реорганизации и изменения условий труда.

Пока не очевидно, что внешние фирмы-разработчики постепенно выигрывают у банковских подразделений автоматизации соревнование в функциональности, качестве и скорости создания информационных систем. И какие бы замечательные человеческие отношения ни были бы у ИТ-служб с банком, в конечном счете производственные и финансовые показатели будут решающими факторами организационных решений.

Информационные технологии предоставляют в умелых руках огромные возможности для развития бизнеса. Но в большинстве своем банковские ИТ-подразделения занимаются не созданием мощных современных систем, а «латанием дыр». Крупные заказы уходят внешним разработчикам, наращивающим таким образом свои рыночные производственные возможности. Но не отдавать заказы на сторону — тоже плохо, так ограничивается поступление в банк новых технологий.

Нельзя сказать, что ИТ-подразделения не пытаются идти в ногу с лидерами, получить новое качество работы с помощью разных организационных и технических мер. Но если здоровое желание перемен имеется, а все равно «получается как всегда», значит, нужно разобраться с «консерваторией».

Для примера рассмотрим один из самых важных в ИТ процессов — разработку приложений. Проникновение информационных технологий в практику банковского бизнеса — глобальный и необратимый процесс. Разработка ПО для всех функций банка требует больших ресурсов, и эта потребность возрастает. Однако, по опыту российских и зарубежных банков, штат ИТ-службы жестко ограничен сверху примерно 10% численности персонала банка. Производительность разработки зависит от организации процессов и инструментария. Изменения в данных сферах происходят медленно, так что производительность можно считать постоянной величиной. Взаимосвязь процесса разработки ПО и результатов этого процесса условно выражается формулой:

Из сказанного выше следует, что в рамках банковского ИТ-подразделения переменными параметрами остаются функциональность и качество системы. Но как уже отмечалось, потребности в расширении функциональности постоянно растут. Развивать функциональность в данной ситуации можно за счет снижения качества. Фактически же происходит снижение качества до минимально допустимого, а затем и «торможение» функциональности. Низкое качество также требует отвлечения ресурсов на поддержку, т. е. снижает производительность.

Таким образом, существующая модель запрограммирована на достижение баланса функциональности и качества, соответствующего наличным ресурсам. Если эти уровни по каким-либо причинам (приход новых людей в бизнес, очевидное технологическое преимущество конкурентов и т. д.) перестают устраивать банк, то недовольство, а затем и смена команды ИТ-подразделения становятся неизбежными. Новая команда может поначалу продвинуть функциональность и качество за счет «домашних заготовок», но затем попадет в рамки той же модели, с тем же запрограммированным результатом.

Теперь очевидно, что проблемы с развитием прикладного ПО в банке носят системный характер. Они не могут быть решены удлинением продолжительности рабочего дня, санкциями за некачественную работу и т. д. Это попытки бороться со следствиями, а не с причинами болезни.

Действительных причин несколько:

  1. Ограничение штата ИТ-подразделения «сверху», препятствующее удовлетворению спроса на автоматизацию всех банковских операций.
  2. Бесплатность ИТ-услуг для подразделений-заказчиков, отсутствие экономических регуляторов спроса на расширение функциональности.
  3. Использование технического и программного инструментария с коротким «жизненным циклом», нерациональное использование ресурсов.

Разобравшись в сути проблем, можно рассматривать реальные меры по их преодолению. Здесь можно и нужно сыграть на опережение. Ниже предлагается один из возможных сценариев.

Думаю, что любой профессионал в области ИТ поддержит стратегическое намерение сделать информационные технологии предпочтительным инструментом ведения банковского бизнеса.

Для этого прежде всего следует поставить цель создания программ и систем высокого качества. Критерием лучшего качества при этом является рыночный спрос и цена, которую другие банки готовы платить за данные программные продукты.

Такая цель позволяет ИТ-подразделению привлекать внешние источники финансирования за счет продажи своих разработок на рынке, а значит, получить основание для набора дополнительного персонала разработчиков. Ввиду штатных ограничений прием нового персонала должен производиться в специально созданную дочернюю фирму, находящуюся под оперативным контролем «компактной» банковской ИТ-службы.

Экономические принципы взаимоотношений софтверной фирмы и банка позволят, с одной стороны, регулировать спрос на услуги по развитию функциональности, а с другой стороны, обеспечить ответственную взаимосвязь высоких требований к детализации технических заданий и качества разработанных продуктов.

Программирование как бизнес имеет высокий потенциал, и многие прогнозы отводят ему роль самой быстрорастущей отрасли в России, в том числе за счет зарубежных заказов. Наличие крупного заказчика (в лице банка), растущего спроса на рынке и позиционирование в финансовой отрасли обеспечивают софтверной фирме хорошие стартовые условия. Еще более укрепит позиции фирмы роль системного интегратора, не только разрабатывающего ПО, но и поставляющего законченные системы из модулей различных производителей, а также различные телекоммуникационные и информационные услуги.


Статьи, интервью, публикации