Виктор Григорьев
В настоящее время электронные технологии используются в подавляющем большинстве областей человеческой деятельности. Рассмотрим такой мощный класс продуктов, поддерживающих электронные технологии, как информационно-управляющие системы (ИУС), имеющие в своем составе автоматизированные рабочие места (АРМ). АРМ пользователя является точкой включения человека в технологический контур и определяет интерфейс взаимодействия с системой. Эффективность внедрения и эксплуатации конкретных ИУС существенно зависит от качества взаимодействия пары «АРМ — человек», представленной на рис. 1.
Вопросы взаимодействия «АРМ — человек» рассматривались на всем протяжении не очень долгой, но весьма насыщенной истории развития АРМ. В своих статьях Михаил Донской назвал эти вопросы проблемой «последнего фута». Между человеком как пользователем и АРМ как инструментом лежит дорога «уменье и навыки», и по этой дороге создатели АРМ и пользователи движутся навстречу друг другу. Создатели АРМ стремятся обеспечить эргономичность в самом широком смысле, а пользователи должны освоить инструментальные возможности АРМ для реализации своих профессиональных задач. И весь вопрос в том, какую часть этой дороги должен пройти каждый. Причем мнения о соотношении частей и методах организации их взаимодействия менялись достаточно радикально.
«Работать на АРМ может только высококлассный программист, причем с глубокими знаниями аппаратной реализации, что, впрочем, на ранней стадии развития АРМ было обусловлено техническими возможностями вычислительной техники».
«Все трудовое население должно быть обучено программированию».
«АРМ должен быть таким , чтобы работать на нем мог без подготовки любой специалист той предметной области, для решения задач которой АРМ предназначен, и этого можно достичь полным определением элементов интерфейса с помощью контекстной помощи».
Последнее утверждение ставит под сомнение необходимость обучения пользователя работе на АРМ. Необходимость обучения подтверждена практикой развития фирм — производителей АРМ, создавших обучающие центры, академии и т. п. по изучению собственных и, более того, изготовленных сторонними организациями АРМ (здесь АРМ используется в широком смысле как элемент программных систем, обеспечивающий взаимодействие с пользователем), а также зафиксирована в стандартах, где обучение включается в качестве составного элемента программного продукта. К тому же, полностью осознавая тот факт, что развитие средств и методов создания АРМ сделает последние более эргономичными и адекватными задачам предметной области, автор убежден, что обучение работе на АРМ будет необходимо и в будущем. Это убеждение основывается на следующих базовых положениях.
Человек (пользователь) включается в контур информационно-управляющей электронной системы в точке, где необходимо сделать выбор или принять решение на основе внешней по отношению к системе информации.
Пользователь находится на границе двух (как минимум) семантических систем — предметной области и информационно-управляющей системы. Причем в подавляющем большинстве внутренние ситуации и задачи системы не совпадают с ситуациями и задачами предметной области. (Более того, справедливо более сильное утверждение — решение задач предметной области является целью взаимодействия пары «пользователь — АРМ».)
Описание действий пользователя с объектами предметной области и описание действий пользователя с объектами информационно-управляющей электронной системы имеют различный синтаксис .
Ответив утвердительно на вопрос «Должен ли пользователь обучаться работе с АРМ», автор предлагает для некоторого класса пользователей оптимальный метод обучения. Для этого проведем сравнение предлагаемого метода с традиционным.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека: монополия или конкуренция
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Патентная неизбежность для малого бизнеса
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.