В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Валютно-финансовые проблемы КНР: «дефляция», бюджет и долги.

ноябрь 2003 г

В КНР не ищут легких путей финансового оздоровления, быстрых и популярных решений. Наоборот, руководство банковской системы подчеркивает сложность стоящих перед ней проблем и необходимость тщательно выверенной, научно обоснованной практической политики, постепенных и последовательных преобразований.

Реформы середины 1990-х гг. в Китае, завершенные так называемой мягкой посадкой, положили начало периоду финансовой стабилизации. Однако за успехи пришлось заплатить определенную цену. Отчасти это было связано с тем, что к середине 1990-х гг. КНР подошла с довольно высокими ставками процента по депозитам и кредитам и очень небольшой разницей между ними. Именно это во многом определило накопление «плохих» долгов, с одной стороны, при сохранении доверия населения к банковской системе - с другой.

Цель денежной политики центрального банка была определена как «поддержание стабильной покупательной способности денег в целях содействия экономическому росту страны». То есть в законодательном порядке в КНР был закреплен приоритет борьбы с инфляцией и экономического роста перед другими макроэкономическими целями.
Важное отличие НБК от центральных банков во многих других странах состоит в подчиненности Госсовету. Согласно ст. 5 «Закона о Народном банке Китая» НБК «представляет на утверждение Госсовета и затем исполняет решения относительно годовых объемов денежной эмиссии, учетной ставки, валютного курса и по другим важным вопросам, определяемым Госсоветом».

При разработке денежной политики большое внимание уделялось классическому набору показателей (уровень безработицы, инфляции и темп экономического роста) в их взаимосвязи. Известно, что, когда уровень безработицы высокий, рабочих мест недостаточно и их трудно найти, общество неэффективно использует трудовые ресурсы. Слишком высокий темп инфляции обесценивает денежные ресурсы, однако считается, что контролируемая инфляция в пределах 1—3% в год может быть полезной, так как стимулирует инвестиции и экономический рост.

Кроме макроэкономических переменных (инфляция, безработица и экономический рост), процентные ставки по кредитам и депозитам, дефицит государственного бюджета и равновесие платежного баланса также являются важными показателями функционирования экономики страны. Все эти показатели неизменно находились под пристальным вниманием китайских реформаторов в ходе адаптации китайской экономики к условиям рынка во второй половине 1990-х гг. Остаются в центре внимания они и в наши дни.

В 1998 г. был сделан очередной важный шаг по реформированию кредитно-денежной системы. Народный банк Китая отказался от жесткого контроля кредитной политики коммерческих банков, предоставив им право самим определять кого, когда и в каком объеме кредитовать (были сняты верхние лимиты кредитования одного предприятия). Одновременно была реорганизована структура центрального банка. До 1994 г. Народный банк Китая размещал свои учреждения в соответствии с административным делением страны. Углубление экономических реформ потребовало изменений в этом направлении. Для устранения влияния руководства провинций на отделения центрального банка в 1998 г. были ликвидированы провинциальные отделения НБК и созданы 9 межпровинциальных отделений.

Кроме того, с 1996 г. в КНР начала снижаться процентная ставка, и в 1998 г. она достигла 5,22% по срочным годовым вкладам (в дальнейшем ставка процента снижалась еще четыре раза). В июне 1999 г. НБК в очередной (седьмой) раз снизил годовую ставку по депозитам с 3,78 до 2,25% и кредитам с 6,39 до 5,58%1. Также была снижена (с 13 до 8, а затем и до 6%) норма отчислений банков в фонд обязательных резервов. В феврале 2002 г. ставка процента по срочным (годовым) вкладам населения была снижена с 2,25% до 1,98% (с учетом налога, введенного на доходы от вкладов, она фактически составила 1,58%), кредиты стали отпускаться под 5,31% (вместо 5,58%).

Финансовый кризис 1997— 1998 гг. в странах Юго-Восточной и Восточной Азии показал Пекину определенные преимущества сложившейся практики. Сохранив жесткую организацию и высокий уровень координации с хозяйственной и внешнеэкономической политикой, денежно-кредитная система КНР достаточно легко перенесла кризис. В то же время обозначилась новая важная проблема. С середины 1990-х гг. в страну стал в очень значительных объемах поступать иностранный капитал. Это требовало согласования внутренней денежной политики с растущим притоком капитала и состоянием валютного рынка.

Однако не реформы сами по себе, а именно проблемы финансирования процесса развития и обеспечения динамичного экономического роста страны были главной задачей банковской системы Китая в 1980-1990-е гг. Во многом эта задача решалась за счет развития товарно-денежной экономики. О масштабах насыщения деньгами первоначально полунатурального хозяйства можно судить по следующим цифрам.

В 1978 г. агрегат МО составлял в КНР лишь 6%, М1 - 26, а М2 - 32% от ВВП. В I квартале 2003 г. агрегат М2 вырос до 19,4 трлн юаней (на 18,5%), М1 достиг 7,1 (20,1%), МО-1,7 трлн юаней (10,1%). При этом прирост ВВП Китая в первом полугодии 2003 г. составил 8,2%.

Это рискованное, на первый взгляд, увеличение денежной массы. Избыточная денежная масса несколько раз (1985,1988,1994 гг.) превращалась в навес, который реально угрожал инфляционным взрывом, обострением социальной ситуации, срывом реформ. Для предотвращения этой угрозы не раз требовалось принятие радикальных мер, нередко выходивших за рамки традиционных методов денежного регулирования. При этом широко использовались административные и пропагандистские меры. Их эффективность во многом опиралась на высокий уровень доверия населения к власти и ее финансовым институтам. Достаточно заметить, что с 1990 по 2003 г. общая сумма депозитов населения увеличилась почти в 12 раз и составила свыше 90% ВВП.

Есть ли в КНР дефляция?

Важно, что деятельность правительства КНР и Народного банка Китая, направленная на рост денежной массы, сочеталась с увеличением денежных доходов населения. За 24 года реформ (1979— 2002 гг.) общенациональный фонд номинальной заработной платы возрос в 19,8 раза. Средняя заработная плата городского населения выросла почти в 15 раз, а доходы в деревне - примерно в 21 раз.

Фактически вклады индексировались в соответствии с инфляцией. Кроме того, периодически применялись жесткие меры, направленные на предотвращение роста цен в секторе недвижимости5. Этот комплекс мер включал откладыва-
ние потребительского спроса за счет целевых вкладов на приобретение товаров длительного пользования, регулирование денежных доходов и эмиссии, изъятие из обращения временно свободных денежных средств через сберегательные вклады и ценные бумаги, позволил сдержать рост цен и предотвратить скачок в развитии инфляции. Согласно официальным данным, в городах цены на потребительские товары выросли в 2,6 раза, а в сельской местности — в 2,5 раза (1986-1995 гг.)

После 1997 г. КНР вступила в период стабилизации внутренних цен, которую некоторые китайские экономисты определяют как «слабую дефляцию», указывая на то, что против этого явления никаких мер не принималось.

В 2002 г. индекс потребительских цен в КНР вновь снизился на 0,8%, что не назовешь серьезной дефляцией, тем более что ценовая ситуация может измениться в 2003 г. В сводке о денежной политике в I квартале (от 14 мая 2003 г.) Народный банк Китая прогнозирует продолжение повышения общего уровня товарных цен в стране в ближайший период. В I квартале 2003 г. в большинстве районов страны цены на товары начали повышаться. Уровень потребительских цен возрос на 0,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В апреле 2003 г. общий уровень розничных цен вырос на 1,6% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Цены на продукцию сельского хозяйства возросли на 0,3%, на уголь, горючее и электричество — на 13, на продукцию обрабатывающей промышленности - на 0,6%. По данным аналитиков НБК, продолжение повышения общего уровня цен на товары и некоторые услуги объясняется следующими факторами: благоприятной макроэкономической ситуацией, сохранением быстрых темпов роста денежной массы, превышением спроса на средства производства над их предложением.

Таким образом, вряд ли можно говорить о сколько-нибудь серьезной дефляции в КНР. Просто ценовые изменения в китайском хозяйстве имели на рубеже веков явную тенденцию к сокращению амплитуды колебаний, т.е. имеет место стабилизация цен.

Кстати говоря, конкуренты КНР нередко упрекают руководство этой страны в «экспорте дефляции», занижении курса валюты и т.п. Китайские экономисты, парируя подобные обвинения, обычно приводят данные об относительно невысоком удельном весе страны в международной торговле (около 4,5% по изделиям обрабатывающей промышленности), общей тенденции к снижению цен на мировых рынках, наличии в экспортном секторе крупного блока предприятий, основанных на инвестициях из-за рубежа. В начале 2003 г. китайские экономисты выразили опасение, что страна вступает в очередной период перегрева экономики и роста инфляции1. Схожего мнения придерживаются и некоторые западные аналитики. Так, С. Роч из группы Морган Стэнли, например, считает, что страны «с расстроенной экономикой» делают из Китая «козла отпущения».

Поэтому трудно согласиться с В.В. Кузнецовой в том, что хозяйство КНР подвержено сильной дефляции, которую «усугубляет монетарная политика»2. Свою точку зрения она аргументирует данными о снижении товарных и отпускных цен в промышленности, которые говорят лишь о росте в ней производительности труда. Однако общепринятый показатель для сравнения цен — CPI, учитывающий движение цен на услуги, ею не использован. Соответственно оказывается и недостаточно аргументированным вывод В.В. Кузнецовой «о давлении дефляции в сторону ревальвации юаня». Более вероятным представляется сохранение стабильного курса жэньминьби и уровня цен, на что, собственно говоря, и ориентируется современная макроэкономическая денежная и валютная политика КНР.

Отсутствие инфляции - важнейший элемент инвестиционного климата, что по-прежнему плохо понимают в России. В связи с этим не вполне понятны и рассуждения В.В. Кузнецовой о «политическом пиаре», которым Пекин якобы сопровождает цифры притока в страну иностранных предпринимательских инвестиций. В научной печати и прессе Китая с середины 1990-х гг. появилось немало статей, подвергающих сомнению необходимость массированного притока капитала из-за рубежа. В то же время относительно стабильный рост этого показателя не вызывает сомнений, а сравнение показателей 2001 г. с предыдущим годом не выдерживает критики, поскольку ситуация в мировой экономике в эти два года существенно различалась.

Стоит заметить, что в 2002 г. Китай впервые в своей истории стал крупнейшим в мире получателем прямых иностранных инвестиций (при их общем сокращении на 27%), освоив 52,7 млрд долл. За первые три месяца 2003 г. объем использованных прямых инвестиций из-за рубежа превысил 14 млрд долл., т.е. их годовой объем, по-видимому, приблизится в 2003 г. к отметке 60 млрд долл.3 Не отстает и Сянган: по этому показателю территория вышла в 2002 г. на 2-е место в Азии, получив 22,8 млрд долл. таких инвестиций.

Снижение ставок, а также нормы отчислений в резервный фонд
увеличили на рубеже веков предложение денег в хозяйстве Китая. В то же время оно не вызывает в экономике инфляционных явлений. Такой результат достигается, с одной стороны, объективными обстоятельствами — ростом производства, а с другой — деятельностью НБК, включая его операции на открытом рынке с 40 государственными коммерческими банками. Считается, что они приобрели важное народнохозяйственное значение уже в 1999 г. НБК проводит операции репо (прямые и обратные) с гособлигациями, выпускает и покупает собственные платежные обязательства и т.п., регулируя тем самым состояние ликвидности на рынке. Объемы торгов.на межбанковском рынке КНР растут фантастическими темпами: в 2002 г. они достигли величины 4907 млрд юаней, увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 2,5 раза. Другой канал регулирования денежной массы — покупка или продажа иностранной валюты.

Облегчает регулирование инфляции и рост сбережений населения, который отчасти связан с его привычками и относительной неразвитостью (или рисками) других инструментов, включая имеющиеся на фондовом рынке акции предприятий (в 2001-2002 гг. индексы обеих фондовых бирж КНР, шэньчжэньской и шанхайской, имели тенденцию к снижению).

Снижение роли государства?

В нашей литературе иногда встречается тезис о снижении роли государства в экономике КНР. Он, по-видимому, устарел. Следует заметить, что еще в середине 1990-х гг. доля центра в бюджете страны резко увеличилась (с 33,8% в 1990 г. до 52,2% в 1995 г.), с тех пор наблюдался и непрерывный рост доли бюджетных расходов в ВВП страны: с 12% в 1995 г. до 21,5% в 2002 г. В пределах допустимого (менее 3% ВВП) находится и дефицит бюджета.

Поэтому преувеличивать нынешние финансовые трудности Китая, как это делают некоторые исследователи, по-видимому, также не стоит. Так, например, В.В. Кузнецова пишет, что «КНР не может рассчитывать на возможное увеличение в будущем налоговых доходов для покрытия уже накопленного государственного долга». Это некоторое заблуждение. Государственный долг КНР теперь меньше валютных резервов страны, не превышает 20% ВВП и примерно такой же доли сбережений населения, что по любым меркам — весьма скромная величина. «Покрывать» его налоговыми доходами совсем не обязательно, достаточно обслуживать долг, значительная часть которого размещена под невысокий (2—3% в год) процент. Заметим также, что финансовые доходы государства выросли с 865,1 млрд юаней в 1997 г. до 1891,4 млрд юаней в 2002 г. А это значит, что в среднем они ежегодно увеличивались на 205,3 млрд юаней.

В 2002 г. доходы бюджета в КНР выросли на 252,8 млрд юаней, или на 15,4% по сравнению с предыдущим годом, т.е. рост финансовых доходов государства вдвое опережал темпы роста ВВП. В I квартале 2003 г. бюджетные доходы КНР составили 520,5 млрд юаней, что на 36,7% больше по сравнению с тем же периодом минувшего года. Немалая часть дополнительных поступлений идет от крупнейших государственных предприятий, работающих в сфере развития (обслуживания) инфраструктуры и связи (только в 2002 г. в КНР зафиксировано 90 млн новых подключений мобильной связи). Заметим, что за истекшее пятилетие (1998-2002 гг.) вложения в общенациональные основные фонды составили 17 200 млрд юаней.

Государство в КНР научилось использовать рыночные рычаги, чего не скажешь о России. Дальнейшему развитию и совершенствованию денежно-кредитной политики государства значительное внимание уделит и новая команда высших должностных лиц, избранных и назначенных на посты на первой сессии ВСНП десятого созыва в марте 2003 г. Новый премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао - опытный администратор, помимо прочего возглавлявший рабочую комиссию КПК по финансам. На сессии также принято решение об образовании нового органа в составе Госсовета -Государственного комитета по надзору и регулированию банковской отрасли. Его возглавил Лю Минкан, ранее руководивший Банком Китая, а также работавший председателем принадлежащего КНР холдинга в Сянгане (China Everbright Holdings). Вместе с Народным банком Китая, министерствами финансов и коммерции, а также государственными комитетами по контролю над ценными бумагами, надзору за страховой деятельностью и ГУВК новый комитет должен органично вписаться в хорошо скоординированную группу управления денежным и валютным рынком страны.

В настоящее время задачи внутреннего характера — сохранения стабильной национальной денежной единицы в целом пока преобладают над планами, так или иначе связанными с международным статусом жэньминьби, будь то выведение их в ранг региональной валюты, переход к обратимости по счетам движения капитала и т.д. При этом спрос на жэньминьби в соседних странах и территориях растет. В Сянгане, например, в последние два года развернулось соревнование между китайскими кредитными организациями и местными банками за право стать эмитентами номинированных в жэньминьби кредитных карточек. Первым этот инструмент выпустил в обращение Банк Китая (к концу 2002 г. число владельцев его карточек превысило 13 тыс. человек). Аналогичный продукт, номинированный в гонконгских долларах и жэньминьби, начал выпускать с декабря 2002 г. и гонконгский филиал Промышленного и торгового банка Китая, рассчитывающий довести его объем до 30-50 тыс. карточек только в 2003 г. Во второй половине 2003 г. ожидается запуск в обращение кредитных карточек Китайской международной трастово-ин-вестиционной корпорации (КИТИК). Один из крупнейших сянган-ских банков (Bank of East Asia Limited) ведет переговоры с китайскими банками о выпуске карточек в жэньминьби и других валютах для жителей Сянгана. Рынок здесь оценивается как очень перспективный: достаточно заметить, что около 330 тыс. жителей территории ежедневно выезжают в КНР.

Анализ документов и решений, принятых первой сессией ВСНП десятого созыва в марте 2003 г., показывает, что валютно-финансовой политике в КНР уделяется первостепенное внимание. Выступая на сессии, новый премьер Госсовета Вэнь Цзябао подчеркнул, что обменный курс жэньминьби колеблется в соответствии с рыночной конъюнктурой, но находится под контролем. Китай, по его словам, будет продолжать совершенствовать механизм формирования обменного курса национальной валюты.

Так ли безнадежны долги?

Для хозяйственной стратегии КНР в годы реформ характерна постановка одной или нескольких крупных общенациональных задач на определенный период времени. Так, задачи урегулирования экономики были выдвинуты на первый план в годы шестой пятилетки (1981— 1985 гг.), подавление инфляции оказалось в центре внимания в 1996— 2000 гг. По-видимому, наведение порядка в банковской отрасли стало столь же крупной национальной целью с начала нынешнего века. Во всяком случае на рубеже тысячелетий китайское руководство явно поставило проблемы кредитно-финансовой и банковской сферы в число приоритетных вопросов экономического развития.

Наиболее часто обсуждаемой проблемой китайских банков является высокая доля так называемых «плохих» долгов. Уже в 1997 г. она привлекла особое внимание руководства. Отношение «плохих» долгов к кредитам «четверки» было оценено тогда в 24%, указывалось, что данный показатель выше, чем в странах Азии, пострадавших от финансового кризиса: перед его началом удельный вес необслуживаемых кредитных обязательств (НКО) в кредитном портфеле банков составлял 15% в Таиланде, 16 —в Южной Корее и 12% - в Индонезии.

Помимо ликвидации ряда кредитных учреждений в 1997-1998 гг. (преимущественно на юго-востоке страны) и мер по рекапитализации четверки ведущих государственных банков Госсовет и НБК предприняли еще ряд шагов с целью смягчения остроты проблемы. Так, при выдаче долгосрочных кредитов был сокращен срок, в течение которого предприятие не платило проценты: с двух лет до одного года в 1998 г. и с одного года до шести месяцев в 2000 г.

Особым решением Госсовета КНР в 1999 г. были образованы отдельные компании по управлению активами (КУА) каждого банка «четверки». Активами Строительного банка Китая занимается компания «Цинь-да» (Cinda АМС); Промышленного и торгового банка - «Хуажун» (Huarong АМС); Сельхозбанка -«Чанчэн» (Great Wall АМС) и Банка Китая — «Дунфан» (Oriental АМС). Всем четырем компаниям министерство финансов выделило уставный капитал, равный 10 млрд юаней. Они имели статус государственных финансовых учреждений. Их главная цель состояла в возврате просроченных кредитов государственных коммерческих банков и процентов по ним, которые не возвращались заемщиками в течение длительного времени, минимизации потерь от выданных кредитов, а также в восстановлении кредитной дисциплины.

Для организации этой работы была проведена ревизия всех долговых обязательств перед «четверкой» и проанализированы причины их образования. В результате на четыре категории были разделены все «плохие» кредиты; а именно: крупным госпредприятиям; выданные госпредприятиям с разрешения Госсовета КНР в качестве взноса в уставный капитал в середине 1980-х гг.; выданные в период «перегрева» экономики в начале—середине 1990-х гг.; часть пролонгированных, выданных после 1994 г.

КУА становились правопреемниками всех прав и обязательств соответствующих банков и получали права распоряжения НКО на коммерческой основе и привлечения различных кредитных ресурсов. Они могли осуществлять обмен долгов на акции и активы должников; передавать и продавать долги; участвовать в реструктуризации этих предприятий; проводить аукционы по переоценке активов должников; участвовать в торгах на фондовой бирже, инвестировать собственные средства; выпускать финансовые обязательства; предоставлять финансовые, юридические и консультационные услуги; проводить аудиторские проверки предприятий; заниматься ревизионной деятельностью и проводить в необходимых случаях банкротства предприятий-должников.

Работа КУА финансировалась из госбюджета, а также путем выпуска облигаций государственными коммерческими банками. Правительство взяло обязательство покрывать убытки этих компаний. Контроль над работой компаний по управлению активами должен был первоначально осуществлять НБК. Операции с ценными бумагами должны также контролироваться комитетом по ценным бумагам КНР; деятельность КУА, связанная со страхованием, контролируется госкомитетом по страхованию, а связанная с ведением финансово-бухгалтерского учета - министерством финансов.
Практика работы компаний по управлению «плохими» долгами подтвердила целесообразность такого решения. Создание независимых государственных финансовых институтов для работы с проблемными долгами «четверки» позволило разделить ответственность за решение проблемы между КУА и самими ведущими банками. Эта работа улучшила балансовые отчеты государственных коммерческих банков, а также в определенной мере поставила заслон образованию новых просроченных ссуд.

Работа КУА обычно предусматривает перевод «плохих» долгов с балансов банков на свои балансы. С предприятием КУА может договориться об обмене долгов на акции, что координировал госкомитет КНР по экономике и торговле (весной 2003 г. вошел в состав нового министерства коммерции КНР). Сначала КУА предлагают выбрать кандидатов из специального списка предприятий, подлежащих реструктуризации. Затем проводится аудиторская проверка кандидата и решается целесообразность обмена долгов на акции. Особую значимость имеет независимость оценки КУА предприятий-должников, только они могут принимать решение о целесообразности обмена долгов на акции.

На начало 2000 г. КУА работали с 601 госпредприятием, с 73 были подписаны соглашения по обмену долгов на акции. В некоторых случаях подобный шаг ошибочно расценивался директорами как «прощение государством всех долгов». В действительности позиция государства в этом вопросе остается неизменно жесткой и последовательной.
Для облегчения положения банковского сектора были предприняты и меры по снижению налогов. Необходимо заметить, что иностранные банки в КНР уплачивают только налог на прибыль в размере 15%. Национальные же банки, помимо куда более высокого налога на прибыль, платили еще и торгово-промышленный налог по ставке 8% (в большинстве стран он вообще не взимается с банков или составляет 1,2-4,0%). Поэтому в апреле 2001 г. Госсовет объявил о сни-жении торгово-промышленного налога на банки с 8 до 5% в течение 2001-2003 гг.

В 2002 г. благодаря принятию описанных выше мер несколько улучшилось кредитование клиентов и снизился показатель «плохих» долгов. Так, конвертация в акции долгов 596 госпредприятий в размере 395,1 млрд юаней дала возможность уменьшить долги банкам в пассивах этих предприятий с 70% до 50%. С 1998 по 2001 г. государственные банки совместно с КУА списали со счетов предприятий 117,6 млрд юаней безнадежных долгов. Произошло слияние ряда крупных и средних госпредприятий, закрыты многие неэффективные предприятия горнодобывающей промышленности. Во втором полугодии 2002 г. в четырех государственных коммерческих банках Китая объем остатков безнадежных кредитов уменьшился еще на 59,7 млрд юаней по сравнению с началом года, а удельный вес данных кредитов в суммарном объеме кредитов «четверки» снизился на 2,65%. В целом же за 2002 г. при общем увеличении кредитов на 25,4% (до 12,1 трлн юаней) доля «плохих» долгов уменьшилась на 95 млрд юаней и снизилась до 19,8%, т.е. на 4,5%. По другой классификации «плохие» долги достигают 24% активов.

Тем не менее положение оставляет желать лучшего. Весной 2003 г. после первой сессии ВСНП десятого созыва в Китае, как уже отмечалось, был организован комитет по контролю и управлению банковской отраслью Китая (КУБОК). Он будет выполнять следующие функции:

Создание столь влиятельного ведомства означает крупную перестройку всей банковской системы КНР. Судя по первым комментариям, происходит разделение обязанностей между НБК и новым комитетом. КУБОК сосредоточится на жестком контроле над деятельностью кредитно-банковских организаций (включая компании по управлению активами, трастово-инвестиционные компании, финансовые компании и т.д.), а НБК — на вопросах денежной политики. Оба органа будут работать в тесном контакте, в том числе в комиссии по денежной политике, куда входят их руководители.

КУБОК будет, по-видимому, координировать свою работу с работой других комитетов: по ценным бумагам; страхованию; по контролю и управлению государственным имуществом. Последний также образован весной 2003 г. В мае 2003 г. представитель КУБОКа объявил о том, что к работе комитета будут привлечены зарубежные специалисты, с участием которых создается комиссия советников.

Одна из задач комитета — решение проблем, связанных с неработающими кредитами. Госсовет и НБК поставили цель снизить этот показатель до 15% к 2005 г. В первых публикациях комитета содержится и достаточно сдержанная оценка деятельности КУА за последние три года. Указывается лишь, что за истекший срок они продолжали работу с переложенной на них задолженностью предприятий банкам на сумму 1,4 трлн юаней.

Одной из проблем кредитной системы Китая является относительно низкое качество активов трастово -инвестиционных компаний (как правило, в недвижимости, энергетике и т.п.), в результате чего многие из них оказались в тяжелом финансовом положении. НБК несколько раз осуществлял реорганизацию трастово-инвестиционных компаний (ТИК) путем их консолидации, эту работу продолжит и ГКБР. Количество ТИК за последние два десятилетия уменьшилось: в 1982 г. их насчитывалось 620, в 1998 г. - 239, в 2002 г. -136. Сумма активов составила примерно 7,5% ВВП. После завершения процесса консолидации ТИК их количество намечено сократить до 80.

К проблемам банковской системы Китая, связанным с относительно неупорядоченной деятельностью ТИК, аналитики относят случаи повторного счета капитала при основании дочерних компаний, что повышает системные риски, а также то обстоятельство, что промышленные группы фактически начинают контролировать кредитные институты. Структура Госкомитета по контролю и управлению банковской отраслью в настоящее время продолжает формироваться. Ее костяк составят работники НБК и рабочей комиссии по финансам при ЦК КПК.

В заключение следует отметить, что Китай на сегодняшний день имеет не только высокие темпы экономического роста, но и достаточно крепкую денежную систему, стабильный валютный курс и высокие темпы прироста валютных запасов. Крупным резервом улучшения ситуации остается сравнительно невысокий внутренний долг государства.

Г. КУЗНЕЦОВ, И.М. СОФЬЯННИКОВ, аспиранты Финансовой академии при Правительстве РФ.

Статьи, интервью, публикации