В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Устойчивость банковской системы:
роль кредитных бюро.

ноябрь 2003 г

Возникновение и развитие системных банковских кризисов
связано, как правило, с целым комплексом факторов
макроэкономического, структурного и институционального
характера. В различных теориях дается свое видение причин
и путей преодоления кризисных явлений в банковском секторе. В последние годы значительную популярность приобрела теория информационной асимметрии, наиболее известными представителями которой являются Дж. Акерлоф,
Аж. Стиглиц, М. Спенс. Основоположники этой школы
связывают возникновение банковских кризисов
с асимметричными информационными потоками в экономике,
недостаточной прозрачностью корпоративного сектора
и отсутствием или неэффективностью институтов, призванных
решать проблему информационной асимметрии.
К числу таких институтов относятся, в частности, кредитные
бюро, национальные, отраслевые или региональные
информационные центры.

Дж. Акерлоф впервые произвел анализ рынков, на которых высокую роль играет информация, и показал, что асимметричная информация либо приводит рынок к кризису, либо заставляет производить все менее качественные продукты. Эта ситуация особенно актуальна для развивающихся стран. По мнению Акерлофа, многие рыночные институты появляются как результат попыток решить проблему асимметричности информации, следствием которой является так называемая обратная селекция (доступ к кредитам и инвестициям не наиболее надежных компаний, а тех, кто склонен к рискованной и агрессивной политике). Это явление наблюдается достаточно отчетливо прежде всего на новых развивающихся рынках и в новых отраслях экономики, например в сфере информационных технологий. Асимметричная информация между заемщиками и кредиторами приводит к взлету ставки процента на локальных кредитных рынках, прежде всего в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, росту системных банковских рисков.

Другой представитель этой теории Дж. Стиглиц рассматривает проблему асимметричной информации с точки зрения менее информированных участников рынка (на примере банков или страховых компаний). В его исследованиях дается конкретное описание асимметричной информации и экономических стимулов, имеющих существенное значение при анализе институциональной структуры и рыночных условий в развивающихся странах.

Следует отметить, что информационная асимметрия и неопределенность на финансовых рынках существенно увеличились в последние годы. Многие исследователи связывают эти явления в значительной степени с ростом общей нестабильности и экспансией нестабильности (эффект «тыкилы», кризис в Юго-Восточной Азии и др.) вследствие финансовой глобализации. Проведенные специалистами Мирового Банка исследования показали, что среди важнейших факторов возникновения системных банковских кризисов как в развитых, так и в развивающихся странах отмечались недостаточная прозрачность экономики и отсутствие соответствующих институтов информационного обмена.

Решение проблемы информационной асимметрии лежит в плоскости создания специализированных институтов, аккумулирующих информацию о финансовом состоянии и репутации экономических агентов, состоянии отраслей экономики, регионов, национальных хозяйств. Применительно к банковскому сектору такую роль играют кредитные бюро, накапливающие информацию о кредитных историях заемщиков и позволяющие получать ее потенциальным кредиторам и инвесторам.

Кредитные бюро повышают степень информированности банков о потенциальных заемщиках, позволяют более точно прогнозировать возврат ссуд. В результате повышается эффективность размещения ссуд и уменьшаются кредитные риски. Кроме того, уменьшаются издержки банков, связанные с поиском информации, что позволяет снижать процентные ставки по кредитам, а значит, увеличивать чистый доход заемщиков. Нельзя не отметить дисциплинирующий эффект кредитных бюро для заемщиков, поскольку невыполнение текущих обязательств может исключить возможность привлечения заемных средств в принципе.

Во многих развитых странах история кредитных бюро насчитывает не одно десятилетие. В некоторых из них кредитные бюро существовали еще в XIX в. Например, в Австрии такие институты появились в 1860 г., Швеции и США - в 1890 г., Финляндии - в 1900 г., ЮАР - в 1901 г.

Практически везде кредитные бюро были частными организациями. После Второй мировой войны в связи с тенденцией создания дополнительных стабилизаторов экономики и банковского сектора кредитные бюро появляются практически во всех развитых и во многих развивающихся странах. Причем в ряде стран (Испания, Мексика, Чили) создание таких институтов было частью стратегии по преодолению последствий системных банковских кризисов.

Основы функционирования кредитных бюро сильно варьируются по странам. Так, в ряде стран кредитные бюро накапливают и предоставляют информацию о заемщиках, которая содержит только данные о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств перед различными кредиторами (банки, страховые компании, телефонные и лизинговые компании, супермаркеты, налоговые и коммунальные платежи). На таком принципе кредитные бюро осуществляют свою деятельность, например, в Австралии, Бельгии, Бразилии, Гонконге, Дании, Испании, Новой Зеландии, Норвегии, Уругвае, Финляндии.

В других странах кредитные бюро аккумулируют не только информацию о неисполнении обязательств заемщиками, но и данные об их финансовом состоянии, владельцах, аффилированных лицах. На таком принципе построены кредитные бюро, например, в Австрии, Аргентине, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Перу, США, Таиланде, Швеции, Японии.

Сильно различается по странам и концентрация капитала в области оказания таких услуг. Например, в США, Великобритании и Японии на этом рынке услуг доминируют два-три кредитных бюро, предоставляющих информацию самым различным потребителям. В Германии основную роль в решении проблемы информационной асимметрии играет общество SCHUFA, предоставляющее универсальные услуги, однако существует и множество мелких специализированных кредитных бюро.

В 90-е гг. проявилась тенденция глобализации деятельности кредитных бюро. Транснациональные корпорации предприняли усилия по установлению контроля или приобретению национальных кредитных бюро в ряде стран Латинской Америки, Европы и Азии.

Кредитные бюро практически повсеместно доказали свою эффективность в решении проблемы информационной асимметрии и стали важным элементом обеспечения стабильности банковского сектора и экономики в целом. Однако деятельность этих институтов потенциально может нарушить права и свободы граждан, поэтому в большинстве стран были предприняты усилия регулятивного характера в данной области.

Например, в США в соответствии с законом о достоверной оценке кредитоспособности предоставляемая кредитным бюро информация о заемщике не должна содержать данных о банкротстве, произошедшем более 14 лет назад. Информация о взыскании по счетам, о произведенных арестах имущества, об исках и судебных решениях, о случаях ареста, предъявления обвинения или осуждения не предоставляется, если истек срок в 7 лет. В Австралии такой срок составляет 5 лет.

В Германии банки перед направлением информации о физических лицах в SCHUFA должны получить их согласие, которое оформляется, как правило, в виде специального соглашения при открытии лицевого счета или при предоставлении кредитов или гарантий.

Во многих странах существует запрет на сбор информации о политических взглядах физических лиц, их расовой, национальной, религиозной принадлежности. Заемщик нередко наделен правом доступа к информационным досье, их проверки и даже исправления в установленном законом порядке.

Наряду со стандартными отчетами крупные кредитные бюро, например «Дан энд Брэдстрит», выполняют функции рейтинговых агентств. В принципе рейтинговые агентства можно рассматривать как публичные кредитные бюро, которые накапливают информацию не только об отдельных предприятиях, прежде всего крупнейших, но и об отраслях, регионах, странах. В последнее время оценки и заключения рейтинговых агентств становятся важным элементом как управления рисками в банковском секторе, так и банковского надзора. Разработанные базельским Комитетом по банковскому регулированию и надзору предложения по созданию в каждом банке собственной системы оценки рисков и достаточности капитала, краеугольным камнем которых должны быть оценки контрагентов банка и страновых рисков, сделанные рейтинговыми агентствами, еще больше повышают значимость подобных институтов и являются важным шагом на пути решения проблемы информационной асимметрии.

Наряду с кредитными бюро во многих странах существует институт государственной регистрации кредитов, осуществляющий свою деятельность под контролем центрального банка или правительства. В базу данных этих институтов информация о кредитных сделках направляется кредиторами (как правило, банками) в обязательном порядке. В данном случае специальных соглашений с заемщиками не требуется. Информация предоставляется по стандартным формам, относится главным образом к самой кредитной сделке и не содержит данных о структуре собственности и финансовом состоянии заемщика. Доступ к информации предоставляется только представителям монетарных властей при соблюдении полной конфиденциальности. Информация о кредитной истории потенциального заемщика предоставляется только банкам в установленном порядке.

Институты государственной регистрации кредитов стали проявлением усиления государственного регулирования экономической жизни в XX в. и  удачно дополняют имеющиеся частные кредитные бюро, обеспечивая банкам минимальные государственные стандарты в области кредитных рисков.

Первый орган по государственной регистрации кредитов появился в Германии в 1934 г., однако в большинстве стран эти институты возникли в последние десятилетия. Так, например, в Аварии в 1986 г., Бельгии - 1985, Испании — 1983, Португалии -1997, Франции -1989, Уругвае - 1984 г.

В ряде стран, например в Боливии, Бразилии, Перу, Чили, банки должны предоставлять институтам государственной регистрации информацию по всем кредитным сделкам. В большинстве стран, однако, установлены минимальные размеры кредита для предоставления отчетности. Так, в Австрии этот стандарт составляет сумму в национальной валюте, эквивалентную 430 700 долл. США. В Бельгии для кредитов компаниям эта сумма составляет 27 950 долл., а по потребительским кредитам — 223 долл. В Германии минимальная величина кредита, подлежащего государственной регистрации, равна 1 699 800 долл., в Израиле -169 500, в Испании - 6 720 для резидентов и 336 000 для нерезидентов, в Мексике - 2 011, во Франции -118 293 долл.

В некоторых странах такие стандарты варьируются в зависимости от качества ссуд. Например, в Италии регистрируются все плохие кредиты, а для стандартных ссуд установлен минимальный стандарт в 86 010 долл., в Шри-Ланке - 1 493 по плохим кредитам и 7 465 долл. по стандартным.

В большинстве стран направляемые в институт государственной регистрации отчеты банков содержат информацию об общей величине кредитного риска (кредиты, внебалансовые требования), невозвращенных кредитах, просроченных ссудах, процентной ставке по кредитам, обеспечении. В Испании помимо этих данных учитываются региональный, секторный и валютный риски по кредитной сделке, в Португалии - неиспользованные кредитные ресурсы, в Чили — уровень риска, сектор, вид займа.

Вместе с тем, например, в Австрии и Германии отчеты банков не содержат информации о невозвращенных и просроченных кредитах. В Бельгии и Франции предоставление информации по просроченным кредитам предусмотрено только в отношении потребительских и ипотечных кредитов. В Бразилии, Израиле, Иордании, Мексике, Уругвае в отчетах не содержится информация об обеспечении сделок.

Масштабы накопленной информации в институтах государственной регистрации кредитов носят впечатляющий характер. Так, в Бельгии накоплена информация по 400 тыс. фирм, Германии — 1200 тыс., Испании - 4600 тыс., Италии -2200 тыс., Чили - 2200 тыс.

Кредитные бюро и институты государственной регистрации кредитов в развитых странах функционируют достаточно длительное время. Проведенные международными организациями исследования в 40 странах свидетельствуют о влиянии таких институтов на кредитную активность банков и уровень системных кредитных рисков.

Так, в странах, где не были созданы условия для решения проблемы информационной асимметрии, доля банковских кредитов в ВВП составляла 31,1%, в то время как в странах, имевших соответствующие институты, - 67%.

Кроме того, в странах, имеющих кредитные бюро, в целом по банковской системе кредитный риск составляет 5-7 баллов (по методике международных организаций), а отношение резервов на возможные потери ко всей ссудной задолженности — 0,8-0,9%, в то время как в странах с неразвитой инфраструктурой - 15 баллов и 1,3% соответственно.

Таким образом, статистические исследования свидетельствуют: величина и качество кредитного портфеля находятся в прямой зависимости от наличия эффективных информационных институтов.

В последние годы в связи с ростом финансовой глобализации остро стоит задача эффективного обмена информацией между национальными кредитными бюро или создания региональных и международных систем учета кредитных рисков. Однако, как и в области банковского надзора, имеется определенное отставание в формировании международных институтов от роста банковских рисков.

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой проблема информационной асимметрии стоит, конечно, еще острее. Высокая степень криминализации экономики, неэффективность правовых институтов, недостаточная этика ведения бизнеса повышают необходимость создания информационных институтов. Без этих институтов невозможна успешная реструктуризация банковской системы, достижение таких ее качественных характеристик, которые исключили бы возможность возникновения системного банковского кризиса. Хотя корпоративный и банковский бизнес в этих странах существует чуть больше 10 лет, это не позволяет говорить о наличии длительных кредитных историй.

Решению проблемы информационной асимметрии в странах с переходной экономикой способствовало бы создание прежде всего кредитных бюро. Эти институты целесообразно организовывать или при центральных банках (министерствах финансов), или под эгидой банковских ассоциаций. Сеть мелких частных кредитных бюро, которую нередко предлагается образовать, не позволит создать эффективную систему мониторинга кредитных рисков и может даже привести к дискредитации самой идеи. При создании кредитных бюро, разумеется, надо предусмотреть в законодательстве и на практике защитные механизмы для прав и свобод граждан.

Наряду с кредитными бюро, которые аккумулируют самую различную информацию о заемщиках и сотрудничество с которыми носит добровольный характер, в странах с переходной экономикой должны быть и органы государственной регистрации кредитных сделок, информация в которые предоставляется в обязательном порядке.

Решению проблемы информационной асимметрии содействовали бы также информационные базы данных о состоянии тех или иных отраслей или экономики в целом. В ряде стран с переходной экономикой центральные банки ведут базы данных по корпоративным предприятиям, основанные как на статистическом финансовом материале, так и на регулярных опросах их руководителей.

Представляется крайне важной задача становления национальных рейтинговых агентств. Их развитие, очевидно, будет более результативным при тесном сотрудничестве с известными международными рейтинговыми агентствами. Участие последних в капитале национальных рейтинговых агентств могло бы быть позитивным шагом в данном направлении.

Как показывает мировой опыт, определяющую роль в повышении прозрачности банковского сектора играют органы монетарной власти, прежде всего центральные банки. Практически во всех странах имеется отлаженная система
информационных потоков от кредитных организаций в центральный банк (финансовая и бухгалтерская отчетность, в том числе сведения о крупных кредитах, процентных ставках, различных банковских рисках). В такую систему легче всего интегрировать информационные потоки, связанные с деятельностью кредитного бюро. В ряде стран с переходной экономикой центральные банки активно прорабатывают организацию таких институтов.

Впрочем, и сами коммерческие банки не должны стоять в стороне от решения проблемы информационной асимметрии, так как они являются самой заинтересованной стороной. В этом плане наиболее перспективным представляется создание кредитных бюро при банковских ассоциациях.

Институциональная база для решения проблемы информационной асимметрии — важный элемент финансовой безопасности стран с переходной экономикой, позволяет создать устойчивую к негативным внешним воздействиям банковскую систему.

Д.В. Воронин

Статьи, интервью, публикации