Практически вся деятельная часть населения нашей страны была вовлечена в обсуждение новой редакции закона о Центробанке. Даже смена главы этого эмиссионного института оказалась увязана с прохождением данного документа. Не мудрено, что столь громкая кампания заглушила прохождение гораздо менее «резонансного», но, возможно, не менее важного в практическом плане законопроекта. Речь идет о законопроекте с длинным названием «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».
Принятый Государственной Думой в июне 1999 г. закон «О внесении дополнений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» давал Центробанку право выпускать собственные облигации, но был ограничен в действии 31 декабря 1999 г.
Новый инструмент финансового рынка, сразу же окрещенный «бобрами» («бескупонные облигации Банка России»), появился в самое тяжелое посткризисное время, когда после оглушительного крушения ГКО казалось, что вернуть доверие к государственным ценным бумагам не удастся. Между тем потребность в них была большая: потерявший в кризисе свои золотовалютные резервы Центробанк практически был лишен рычагов управления валютным рынком и осуществления денежно-кредитной политики.
Выводя на рынок собственные ценные бумаги, Центробанк ограничил операции с ними сделками купли-продажи и залога. Новый инструмент был предназначен только кредитным организациям (исключительно банки, заключившие договор с ЦБ на выполнение операций с «бобрами», могли работать, как дилеры). Размещались облигации посредством аукционов территориальными учреждениями и структурными подразделениями Банка России.
«Бобры» не только стали эффективным рычагом проведения денежно-кредитной политики, но и быстро завоевали авторитет среди участников фондового рынка. Они доказали свою живучесть, и нелогичным было убирать их с российского финансового рынка, не отличающегося широким инструментарием. Однако их присутствие на нем с 1 января 2000 г. противоречило закону.
Именно поэтому правительство внесло в октябре прошлого года закон, превращающий облигации Банка России в постоянно действующий финансовый инструмент. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, «для регулирования уровня ликвидности банковской системы Банку России необходимо использовать ряд инструментов, в том числе выпуск собственных облигаций. Выпуск облигаций Банка России является краткосрочным и малорисковым инструментом, который может быть использован в качестве залога для межбанковского кредитования».
Депутаты Госдумы в лице профильного Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам поддержали правительственную законодательную инициативу. Они, в частности, отметили, что, во-первых, закон позволит ЦБ пользоваться этим инструментом денежно-кредитной политики на постоянной основе, будет способствовать повышению доверия участников открытого рынка к данному виду ценных бумаг, а во-вторых, «осуществление Банком России от своего имени эмиссии облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций, является одним из эффективных инструментов денежно-кредитной политики Банка России и используется им для оперативного регулирования уровня ликвидности банковской системы, ослабления давления на валютный рынок, а также в качестве обеспечения при рефинансировании кредитных организаций».
Однако на заседании комитета выявились некоторые противоречия. Так, представители Банка России выступали за то, чтобы эмиссии облигаций ЦБ не регистрировались в Министерстве финансов, поскольку эта операция снижает оперативность действия данного финансового инструмента. Представитель же Минфина утверждал, что для регистрации «бобров» не следует делать исключения из общего правила, поскольку эту процедуру можно сделать очень быстрой: «Мы зарегистрируем их за полчаса».
Не прийдя к единому мнению по этому вопросу, депутаты решили оставить данное разногласие для решения при работе над законопроектом во втором чтении, что целиком соответствует регламенту Думы, и вынести закон на первое чтение для его скорейшего прохождения.
Юрий КРЮЧКОВ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека: монополия или конкуренция
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.