В условиях глобализации экономических процессов, снижения торговых барьеров, повышения степени мобильности международных потоков капитала и возрастающей конкуренции на мировых финансовых рынках правительство Канады вынуждено принимать адекватные меры, которые обеспечили бы необходимую конкурентоспособность банковско-финансовых учреждений и способствовали бы дальнейшему росту экономики страны.
Канада - сильная экономическая держава, входит в семерку крупнейших про-мышленно развитых стран мира. В январе 2002 г. объем ВВП составил 948,4 млрд канадских долл. (примерно 597 млрд долл. США), или около 20 тыс. американских долл. на душу населения. По этому показателю, характеризующему уровень жизни населения, Канада занимает шестое место в мире после США, Швейцарии, Люксембурга, Германии и Японии. В стране наблюдается непрерывный рост экономики на протяжении последних пяти лет, что является самым длительным периодом роста с середины 1960-х гг. В течение этого периода времени подъем экономики находился в среднем на уровне 4% в год.
Важное место в экономике Канады занимает финансовый сектор, который включает кредитно-банковские учреждения, страховые компании и пенсионные фонды, а также рынок недвижимости. По данным статистического бюро Канады, в январе 2002 г. на долю финансового сектора приходилось 187,7 млрд канадских долл., или 19,8% общего объема ВВП.
Структура сектора финансовых услуг.
Сектор финансовых услуг Канады имеет весьма диверсифицированный характер и включает следующих основных участников: банки; кредитные союзы и кооперативные кассы; страховые компании, агенты и брокеры; трастовые компании; пенсионные фонды; дилеров по ценным бумагам; взаимные инвестиционные фонды; специализированные финансовые компании и др. В общей сложности свыше трех тысяч различных финансовых учреждений занимается обслуживанием населения и корпоративных клиентов.
Основными задачами сектора финансовых услуг являются:
Приведем краткую характеристику участников сектора финансовых услуг.
Банки.
Банковская индустрия Канады включает 57 местных и зарубежных банков, совокупные активы которых превышают 1,6 трлн канадских долл. (примерно 1 трлн долл. США). В банковском секторе заняты свыше 220 тыс. чел. На долю банков приходится 70% канадских активов сектора финансовых услуг.
Канадские кредитные учреждения отличаются высокой степенью концентрации банковского капитала: активы шести крупнейших банков составляют 90% всех банковских активов страны. Банки Канады -наиболее высоко капитализированные в мире и имеют уровень капитала, который превосходит минимальные стандарты, установленные Банком международных расчетов (BIS).
Канадские банки в полной мере отвечают потребностям индивидуальных и корпоративных клиентов, предоставляя им широкий спектр банковско-финансовых и инвестиционных услуг.
Кредитные союзы и кооперативные кассы.
Кредитные союзы и кооперативные кассы - наиболее массовая форма обслуживания населения. В Канаде насчитывается 2200 учреждений этого типа, членами которых являются 10 млн человек, или 33% населения страны. По числу участников кредитных союзов на душу населения Канада занимает первое место в мире.
К основным направлениям деятельности кредитных союзов относятся: кредитование населения, открытие денежных вкладов и выдача ссуд на строительство жилых домов. Кредитные союзы играют важную роль в финансировании предприятий малого и среднего бизнеса. В условиях возрастающей конкурентной борьбы кредитные союзы вынуждены расширять сферу оказываемых услуг. Они проявляют все большую активность на рынке взаимных инвестиционных фондов и в страховом бизнесе (продажа страховых программ).
Кредитные союзы и кооперативные кассы находятся под юрисдикцией провинций и осуществляют свою деятельность на основании законодательства соответствующей провинции и в условиях местного режима регулирования и контроля. Несмотря на то что канадские кредитные союзы не имеют своих филиалов за границей, они проводят достаточно широкую международную деятельность, оказывая содействие развивающимся странам в налаживании индустрии кредитных союзов и кооперативных касс. В этом плане определенная консультационная и техническая помощь была предоставлена, в частности, некоторым восточноевропейским странам, включая республики бывшего Советского Союза.
Трастовые компании.
Трастовые компании - единственный вид финансовых учреждений, которому предоставляется право оказывать клиентам фидуциарные услуги. В число этих услуг входят: имущественное планирование, управление инвестициями, подготовка завещаний, защита активов и другие трастовые операции. В последние годы значимость трастовых компаний снижается, и в настоящее время они занимают небольшой сегмент рынка финансовых услуг.
Страховые компании.
На рынке страхования широко представлены компании по страхованию жизни и компании общего страхования.
По состоянию на сентябрь 2001 г. в Канаде было зарегистрировано 117 компаний по страхованию жизни, из которых 75 - канадские и 42 -зарубежные. По размеру страховых премий на долю канадских компаний приходится 72% рынка страхования, а на долю иностранных страховщиков - 28%. Активы канадских страховых компаний составляют около 260 млрд канадских долл. (примерно 165 млрд долл. США), и по этому показателю сектор страхования занимает третье место в индустрии финансовых услуг Канады после банков (1023 млрд канадских долл.) и взаимных инвестиционных фондов (390 млрд канадских долл.). Общий доход компаний по страхованию жизни превысил в 2000 г. 47 млрд долл. США, из которых 2/3 получены от страховых премий и 1/3 — в виде процентов от инвестиций.
Канадские компании по страхованию жизни проявляют заметную активность на международном рынке страховых услуг и предлагают свои продукты в более чем 20 странах. Прибыль в виде зарубежных страховых премий составляет около 50% от общего объема страховых премий и в основном приходится на США, Великобританию и некоторые азиатские страны.
В Канаде зарегистрировано 236 компаний общего страхования, обеспечивающих страхование имущества физических и юридических лиц, средств транспорта, перевозимых грузов, гражданской ответственности и других видов деятельности. На канадском рынке общего страхования широко представлены иностранные страховщики (147 компаний), которые осуществляют страховую деятельность на базе филиалов или дочерних структур. На долю канадских компаний приходится 36% активов сектора общего страхования.
Компании по ценным бумагам и фондовые биржи.
Индустрия ценных бумаг играет все возрастающую роль в финансовом секторе Канады, поскольку она предлагает клиентам удобный механизм для увеличения капитала и
является эффективным каналом для направления сбережений в портфельные инвестиции.
На начало 2000 г. в стране насчитывалось 188 компаний ценных бумаг. Из них 7 относятся к категории крупных предприятий и предоставляют широкий спектр услуг, 53 занимаются обслуживанием институциональных инвесторов и остальные 128 компаний специализируются на предоставлении брокерских услуг населению.
В Канаде различают брокерские фирмы с ограниченной сферой услуг (discount brokerage companies) и брокерские фирмы с полным спектром услуг (full-service brokerage companies). Первые просто осуществляют сделки с ценными бумагами по указанию клиента. Вторые предлагают услуги по управлению финансовыми средствами клиента. В последнем случае брокеры проводят тщательное изучение финансового рынка, анализируют предлагаемые инвестиционные портфели и на основании полученных результатов выбирают оптимальный вариант вложения денежных средств, который предлагается клиенту.
По данным министерства финансов Канады, валовой доход индустрии ценных бумаг составил в 1999 г. 8,8 млрд канадских долл., из которых 6,2 млрд (70%) приходится на крупные компании, 1,1 млрд (13%) - на компании, обслуживающие институциональных инвесторов, и 1,5 млрд долл. (17%) - на компании по оказанию брокерских услуг населению.
Показатель прибыльности ROE (прибыль на капитал) для индустрии ценных бумаг - наивысший в секторе финансовых услуг (17,7%) и опережает соответствующий показатель банков и страховых компаний.
Торговые операции с валютой и ценными бумагами осуществляются на торонтской фондовой бирже (TSE) и монреальской бирже (ME). Т5Е является крупнейшей биржей Канады и занимает седьмое место в мире по размеру капитализации местных компаний, участвующих в торгах (789 млрд долл. США). Для сравнения: соответствующий показатель для нью-йоркской фондовой биржи составляет 11 432 млрд долл. США (данные на начало 2000 г.).
Ценные бумаги, эмитированные канадскими корпорациями и правительством, достаточно широко представлены на зарубежных рынках капитала, особенно в США и Европе. К примеру, в 1999 г. за рубежом было продано канадских корпоративных облигаций на сумму 8 млрд канадских долл., в то время как в Канаде их было реализовано на 12 млрд.
Инвестиционные компании и взаимные инвестиционные фонды.
Инвестиционная деятельность получила в Канаде достаточно широкое распространение. Наиболее активно этот инструмент используется канадцами при планировании бюджета семьи на средне- и долгосрочную перспективу, когда необходимо накопить денежные средства, например, на учебу детей, строительство нового дома, развитие бизнеса или в качестве прибавки к пенсии.
Инвестор может выполнять функции «кредитора» или «собственника». Инвестор-«кредитор» в сущности одалживает свои средства заемщику, в роли которого выступают правительство, финансовые учреждения или корпорации. При этом «кредит» оформляется в виде облигации, казначейского обязательства или гарантированного инвестиционного сертификата. По истечении срока «кредита» (долгового обязательства) инвестор получает основную сумму и проценты, начисленные заемщиком за пользование ссудой.
Инвестор-«собственник», инвестируя в акции, становится частичным владельцем компании, приобретая права на участие в распределении прибыли в виде дивидендов. При продаже принадлежащих ему акций инвестор может получить дополнительную прибыль в виде прироста капитала в случае роста рыночной стоимости ценных бумаг.
Таким образом, инвестиции в зависимости от способа размещения средств могут приносить прибыль в виде процентов, дивидендов или прироста капитала.
В последние годы все большую популярность среди канадцев приобретают взаимные инвестиционные фонды. На начало 2001 г. примерно 40% канадцев вложили свыше 290 млрд долл. в 1300 различных взаимных фондов.
В Канаде различают пять типов взаимных инвестиционных фондов:
Финансовые компании.
Указанные компании занимаются преимущественно вопросами финансирования физических лиц и корпоративных структур. Существует несколько разновидностей финансовых компаний, которые различаются направлениями деятельности и секторами обслуживания. Компании по предоставлению потребительских кредитов предлагают наличные средства физическим лицам. Компании по финансированию бизнеса выдают ссуды на приобретение оборудования, пополнение оборотных фондов, обеспечение сбыта продукции, на развитие компаний малого бизнеса. Финансовые лизинговые компании предлагают в лизинг технику, оборудование, автомашины.
Все большее значение на рынке капитала приобретают специализированные финансовые компании, деятельность которых связана с секьюритизацией активов. Ее цель -выпуск ценных бумаг, обеспеченных активами для последующего предложения инвесторам.
Основные направления финансовой реформы.
Эффективность любой экономики во многом зависит от того, насколько продуктивно действует сектор финансовых услуг. Для роста экономики и успешного развития финансового сектора необходимо обеспечить переход капитала из пассивного «сберегательного» состояния в активную инвестиционную форму и добиться адекватного распределения денежных ресурсов среди инвесторов. Торговля и коммерция нуждаются в надежной и эффективной платежной системе. Индивидуальные потребители заинтересованы в наличии работоспособного механизма, который гарантировал бы быстрое осуществление ежедневных денежных операций и оказывал бы содействие в реализации более сложных планов, связанных с приобретением недвижимости, открытием собственного дела и решением других финансовых проблем.
Канадский бизнес, независимо от его размера, ориентируется в первую очередь на такие финансовые учреждения, которые предоставляют качественное обслуживание в Канаде и оказывают содействие в освоении новых зарубежных рынков. В соответствии с действующими положениями правительство Канады пересматривает структуру сектора финансовых услуг каждые пять лет, внося необходимые изменения и дополнения с учетом меняющейся обстановки в стране и за рубежом.
Очередная реформа финансовой системы проводится с октября 2001 г., когда вступил в действие закон С-8 (Bill С-8).
Основными целями финансовой реформы являются:
Для достижения указанных целей закон С-8 предусматривает:
Рассмотрим подробнее основные положения закона.
Разрешенные инвестиции.
Весьма важно, чтобы в условиях быстрого развития информационных технологий банки адекватно реагировали на происходящие изменения и своевременно использовали появляющиеся возможности для более полного удовлетворения потребностей своих клиентов. С учетом этого новый закон расширил сферу разрешенных инвестиций, что позволит банкам вкладывать дополнительные средства в инновационные технологии в целях разработки новых банковских продуктов и финансовых инструментов. В первую очередь речь идет о расширении электронной коммерции, создании дополнительных обслуживающих провайдеров и порталов в системе Интернет, более активном использовании возможностей беспроводной технологии.
Другое важное направление вложения средств — создание банками собственных взаимных инвестиционных фондов и компаний по управлению инвестициями, брокерских корпораций на рынке недвижимости, специализированных финансовых компаний и др.
Холдинговые компании.
С принятием закона С-8 банковские финансовые группы впервые получили возможность осуществлять свою деятельность в рамках холдинговой компании. Банковские холдинговые структуры имеют широкое распространение во многих развитых странах и активно используются для ведения банковско-финансо-вой деятельности. В США, например, существуют две модели холдинговых компаний: банковская и финансовая. Последняя действует на основании закона 1999 г. Gramm-Leach-Bliley Act и может включать следующие филиальные звенья:
Основное различие между существующей банковской структурой (с родительским банком) и банковской холдинговой моделью состоит в следующем. В действующей структуре все банковские функции и деятельность дочерних банков регулируются общим режимом, имеющим целью обеспечить безопасность и надежность головного банка, который находится наверху корпоративной пирамиды. К холдинговой модели применяется более мягкий регулирующий режим, и поэтому отдельные направления банковской деятельности, осуществляемые через филиалы холдинга и не связанные с открытием вкладов населению или страховым бизнесом, имеют пониженный порог регулирования. Кроме того, для холдинговой компании не требуется создавать наблюдательный комитет (Conduct Review Committee) и назначать независимых директоров, что обязательно для банка.
Использование холдинговой компании позволяет финансовым группам проявлять большую гибкость при создании корпоративной структуры с учетом их индивидуальных стратегических планов и интересов.
Владение пакетами акций.
Правительство внесло существенные дополнения в режим владения пакетами акций банков, что вместе с расширением сферы разрешенных инвестиций и введением модели банковской холдинговой компании в значительной степени изменило картину сектора финансовых услуг.
В соответствии с новым законом инвестор может владеть пакетом до 20% голосующих акций любого класса и 30% неголосующих акций любого класса (раньше один держатель акций мог владеть пакетом, не превышающим 10% акций). При этом речь идет о банке с широким кругом держателей акций (widely held bank).
Правительство указало, что приобретение одним инвестором акций банка в размере свыше 10% должно быть утверждено министром финансов, который при принятии решения исходит из принципа «пригодности и порядочности» (fit and proper) ходатайствующего лица.
Правительство также информировало, что закон о банковской деятельности после внесения в него изменений, вызванных принятием закона С-8, по-прежнему будет запрещать осуществление контроля над крупным банком (с капиталом более 5 млрд канадских долл.) со стороны одного держателя акций или группы держателей акций. В законе о банковской деятельности понятие «контроль» трактуется как «фактический контроль» («control in fact»), что означает «любое прямое или непрямое воздействие, которое, если оно будет иметь место, приводит к фактическому контролю над предприятием».
Законом С-8 вводится новая структура канадских кредитных учреждений, состоящая из трех уровней:
Важная особенность нового режима владения пакетами акций кредитных учреждений состоит в том, что коммерческие структуры впервые получили возможность выступать в качестве владельцев банков. Отныне канадские и иностранные коммерческие предприятия - продовольственные или универсальные магазины, хозяйственные магазины розничной торговли и др. - могут покупать или создавать малые и средние канадские банки в целях банковско-финансового обслуживания своих клиентов и расширения позиций на местном рынке финансовых услуг. Этому процессу будет также способствовать предусмотренное законом снижение минимального размера капитала при создании нового банка с 10 млн до 5 млн канадских долл.
Изложенные положения закона С-8 позволят увеличить число банков, что, с одной стороны, обострит конкурентную борьбу на рынке финансовых услуг, а с другой - повысит риск банкротств среди кредитных учреждений.
Доступ к платежным системам.
Клиринговые и другие расчеты осуществляются с помощью Канадской ассоциации платежей - CPA (Canadian Payments Association), участники которой в соответствии со сложившейся международной практикой - это исключительно банковские учреждения федерального и провинциального уровней.
Вместе с тем выполнение различными финансовыми учреждениями однотипных операций и частичная конвергенция банков, компаний по страхованию жизни, взаимных инвестиционных фондов и компаний по операциям с ценными бумагами вызвали настоятельную необходимость расширения числа участников CPA. В связи с этим правительство Канады приняло решение включить в число пользователей действующей платежной системы компании по страхованию жизни, взаимные инвестиционные фонды и дилеров ценных бумаг, что и зафиксировано в законе С-8. Доступ указанных трех организаций к централизованной платежной системе позволит им предлагать своим клиентам отдельные банковские услуги, в частности осуществлять платежи по чековым счетам и дебетовым карточкам.
Определенное влияние на принятие решения о расширении числа участников CPA оказали наблюдающиеся во всем мире процессы уменьшения бумажных платежных операций и активное использование электронных платежных систем.
Слияние банков.
Одна из характерных особенностей современной индустрии финансовых услуг состоит в консолидации ее участников, что можно рассматривать как средство противостояния возрастающей конкуренции в условиях беспрецедентной по размерам рыночной капитализации.
Закон С-8 предусматривает возможность объединения кредитных учреждений и других финансовых предприятий Канады, однако вопрос о слиянии крупных банков (с капиталом свыше 5 млрд канадских долл.) решается на уровне министра финансов. Такая позиция канадского правительства объясняется тем, что процесс слияния с участием крупных банков (в Канаде насчитывается пять банков с капиталом более 5 млрд долл.) может иметь нежелательные последствия для канадских финансовых институтов, развития экономики страны и для широкого круга потребителей. По этой же причине правительство Канады будет препятствовать объединению крупных банков и крупных компаний по страхованию жизни.
Следует заметить, что Канада, пожалуй, одна из немногих стран, где правительство регулирует процесс слияния финансовых учреждений. Так, в США, Великобритании, Австралии, Германии, Швейцарии и в других юрисдикциях объединение банков, независимо от размера их капитала, происходит без вмешательства местных властей.
Защита интересов потребителей.
В целях повышения мер по защите интересов потребителей закон С-8 предусматривает создание двух новых органов: агентства потребителей рынка финансовых услуг и службы уполномоченного по вопросам оказания финансовых услуг.
Агентство потребителей рынка финансовых услуг Канады -FCAC (Financial Consumer Agency of Canada) имеет целью:
На Службу уполномоченного по вопросам оказания финансовых услуг - CFSO (Canadian Financial Services Ombudsman) возлагается обязанность по рассмотрению жалоб частных лиц и предприятий малого бизнеса в отношении продуктов и услуг, предлагаемых финансовыми учреждениями. В соответствии с законом в состав CFSO должны войти все банки, а другие финансовые предприятия могут принять участие в работе Службы омбудсмена на добровольных началах. Следует отметить, что еще до принятия закона С-8 все крупные банки и несколько средних и малых банков Канады уже имели независимых омбудсменов, которые разрешают споры между клиентами и банками, а также следят за соблюдением кредитными учреждениями «кодекса банковской этики».
Комментируя закон С-8, президент Канадской ассоциации банкиров Раймонд Протти, в частности, отметил: «Это важный шаг на пути реформ. Правительство понимает важность гибкого подхода к повышению способности финансового сектора Канады успешно конкурировать в стране и за рубежом в условиях быстро меняющейся обстановки на мировых рынках».
Компания PricewaterhouseCoopers, сравнивая новое финансовое законодательство Канады и США, полагает, что между законом С-8 и американским финансовым законодательством 1999 г. (имеется в виду закон Gramm-Leach-Billey-Act) много общего. Это свидетельствует «о возрастающей конвергенции канадской и американской индустрии финансовых услуг, прежде всего, в области инвестиционных прав, возможностей для стратегических альянсов и надзора холдинговых компаний».
Изменения в банковском законодательстве Канады, облегчающие доступ в страну иностранного банковского капитала.
В течение длительного времени иностранные кредитные учреждения были лишены возможности осуществлять банковскую деятельность на территории Канады, и только в 1980 г. они получили доступ на канадский финансовый рынок для проведения банковских операций через дочерние структуры. В 1987 г. число иностранных дочерних банков в стране достигло 59, однако затем интерес иностранных кредитных учреждений к канадскому финансовому рынку стал снижаться, и к началу 1999 г. число иностранных банков в стране сократилось до 39.
Традиционно основной вид услуг иностранных банков на территории Канады - это корпоративное кредитование дочерних структур их транснациональных клиентов. Вместе с тем в последнее время некоторые иностранные кредитные учреждения расширили свое присутствие на местном рынке и активно занимаются электронной банковской деятельностью, выдачей кредитных карточек, инвестиционным бизнесом и дисконтными брокерскими операциями.
Всего несколько иностранных банков принимают вклады населения. Среди них в первую очередь следует назвать банк HSBC Canada, дочернюю структуру крупнейшего лондонского холдинга HSBC Holdings pic, занимающего второе место в мировой банковской классификации по размеру рыночной стоимости (112,5 млрд долл. США) и пятое место по размеру капитала (34,6 млрд долл.). HSBC Canada играет важную роль на финансовом рынке Канады, имея 140 филиалов и располагая активами в размере свыше 25 млрд канадских долл. На втором месте по числу филиалов в Канаде (13) находится BCI Bank (Banca Commerciale Italiana of Canada), входящий в банковскую группу Intensa с головным офисом в Милане.
Особую нишу на канадском рынке занимает нидерландский банк ING Direct, который специализируется на оказании банковских услуг исключительно с использованием электронных средств связи (Интернет и банкоматы). Еще в 1997 г. головной банк ING успешно опробовал в Канаде электронную модель банка, которая затем была распространена в других странах. Активы ING Direct составляют 3,2 млрд канадских долл., а число клиентов превышает 300 тыс. чел. Отсутствие классического операционного офиса позволяет в значительной степени уменьшить накладные расходы, что в свою очередь дает возможность повысить процентные ставки по вкладам (до 5% на обычный сберегательный вклад по сравнению с 1% для большинства местных банков).
Активы зарубежных банковских учреждений в Канаде составляют примерно 10% от общего объема активов банковского сектора, а участие иностранных банков в кредитовании местных предприятий находится на уровне 7,3%. Иностранные банки весьма неохотно занимаются кредитованием канадского малого и среднего бизнеса, играющего существенную роль в экономике страны.
Аmeх Bank of Canada, который пришел на канадский рынок в 1996 г., - несомненный лидер среди иностранных банков по выпуску кредитных карточек. Он выпускает более 12 разновидностей пластиковых карточек, среди которых и Amex's Corporate Card, получившая наибольшее распространение в Канаде.
Что касается инвестиционной банковской деятельности, то здесь наибольшую активность проявляют американцы. И это не случайно, поскольку американские инвестиционные банки располагают большим капиталом и имеют значительный опыт работы на мировом рынке инвестиционных услуг. Пионером иностранного инвестиционного бизнеса в Канаде является Credit Suisse First Boston, который начал свою деятельность в стране в 1951 г. и в настоящее время располагает офисами в Торонто и Монреале со штатом сотрудников, превышающим 70 чел. Из числа других американских компаний, успешно работающих в Канаде, можно назвать Goldman Sachs, Merrill Lynch, Salomon Smith Barney, J.P. Morgan и др.
Желая открыть более широкий доступ в страну иностранному банковскому капиталу, канадское правительство приняло в июне 1999 г. билль С-67, который предусматривает возможность создания зарубежными банками на территории Канады специализированных филиалов для обслуживания юридических и физических лиц. Таким образом, Канада - последняя страна G-7, разрешившая открывать в стране филиалы иностранных банков.
Согласно биллю С-67, различают два типа банковских филиалов: «генеральные филиалы» (full-service branches), оказывающие -широкий спектр банковских услуг, и кредитные филиалы (lending branches), специализирующиеся на выдаче кредитов. Оба типа иностранных банковских филиалов практически имеют те же права, что и местные банки, за исключением ограничений, касающихся принятия денежных вкладов.
С вступлением в силу билля С-67 рынок банковских услуг в Канаде расширился, так как к действующим в стране иностранным дочерним банкам прибавились филиалы зарубежных банков. Отметим основные различия и особенности указанных кредитных учреждений.
Иностранный дочерний банк (foreign bank subsidiary) создается в Канаде как отдельная корпоративная единица иностранного материнского банка и рассматривается канадскими регулирующими органами как самостоятельное учреждение. Иностранные дочерние банковские структуры обязаны располагать таким размером капитала и таким уровнем ликвидности, которые обеспечивали бы надежное осуществление банковской деятельности. Филиал иностранного банка (foreign bank branch) не имеет самостоятельного юридического статуса и осуществляет банковскую деятельность на территории Канады в строгом соответствии с целями и задачами иностранного банка. Филиалы могут пользоваться капиталом головного банка при кредитовании клиентов и тем самым могут выдавать большие по размеру ссуды по сравнению с дочерними банками.
Согласно закону о банковской деятельности Канады, «генеральным филиалам» зарубежных банков разрешается работать только с корпоративными вкладами, превышающими 150 тыс. канадских долл. Что касается иностранных «кредитных филиалов», то им вообще запрещается принимать любые денежные вклады, поэтому контроль за их деятельностью со стороны канадских регулирующих и надзорных органов носит более мягкий характер. Соответственно, указанные кредитные учреждения не входят в Канадскую корпорацию страхования вкладов.
Основное направление деятельности «кредитных филиалов» — предоставление кредитов и финансирование физических и юридических лиц, прежде всего предприятий малого и среднего бизнеса. Лимиты на выдаваемые кредиты определяются размером капитала иностранного банка. Дополнительно «кредитные филиалы» могут заниматься другими видами банковской деятельности, в частности операциями с кредитными карточками и лизингом.
Билль С-8 2001 г. практически оставил без изменения существовавшие ранее положения об иностранных дочерних банках и филиалах зарубежных банков. Вместе с тем он расширил права иностранных кредитных учреждений, действующих на территории Канады. В частности, указанные банки могут вести практически неограниченную инвестиционную деятельность, что, по мнению правительства, должно обострить конкурентную борьбу на канадском рынке финансовых услуг.
Первым иностранным банком, открывшим свой филиал в Канаде, стал JP Morgan Chase & Со (новая банковская структура США, возникшая в результате слияния Chase Manhattan Corp. и JP Morgan 31 декабря 2000 г.). По сообщению Службы управляющего финансовыми учреждениями Канады, на очереди находятся еще 16 банков из США, Германии, Нидерландов, Швейцарии и Тайваня.
В соответствии с законом о банковской деятельности Канады для открытия филиала необходимо получить два разрешения:
министра финансов Канады на создание филиала иностранного банка для осуществления банковской
деятельности в стране (ст. 524);
управляющего финансовыми учреждениями Канады на начало банковской деятельности (ст. 534).
Решение о предоставлении разрешения на открытие филиала министр принимает с учетом рекомендаций, подготовленных управляющим финансовыми учреждениями Канады. При этом министр должен быть уверен в том, что:
иностранный головной банк является предметом «всеобъемлющего и консолидированного надзора» со стороны соответствующих органов по месту его нахождения;
деятельность открываемого филиала внесет определенный вклад в дальнейшее развитие финансовой системы Канады.
Если иностранный головной банк расположен в стране, не являющейся членом ВТО, решение об открытии его филиала принимается на принципах взаимности, предусматривающих возможность создания филиала канадского банка в стране нахождения ходатайствующего лица.
Процедура подачи и рассмотрения ходатайств.
Ходатайство об открытии филиала вместе с необходимыми подтверждающими документами подается в Службу управляющего финансовыми учреждениями Канады -OSFI (Office of the Superintendent of Financial Institutions). При этом иностранный банк должен представить следующую информацию.
Размер активов.
Для «генерального филиала» суммарные активы банка должны составлять не менее 5 млрд канадских долл. Для «кредитного филиала» требования о минимальном размере активов отсутствуют.
Участие в международной банковской деятельности.
Это участие подтверждается системой корреспондентских отношений, наличием загранпредставительств, филиалов и дочерних структур.
Система надзора по месту расположения банка.
Банк обязан представить информацию о системе надзора, действующей в стране регистрации кредитного учреждения. При этом оценку системы надзора OFSI проводит на базе основных принципов эффективного банковского надзора, разработанных Базельс-ким комитетом по банковскому надзору. При необходимости OFSI может связаться с органами надзора по месту нахождения иностранного банка для получения дополнительной информации.
Финансовые ресурсы банка.
Финансовое положение банка и его капитал - важные элементы при рассмотрении ходатайства. Заявитель должен подтвердить, что он располагает достаточным капиталом, который соответствует минимальному стандарту, установленному Банком международных расчетов.
Финансовые показатели банка.
Иностранный банк должен представить аудированные финансовые отчеты за последние пять лет и другие сведения, которые подтверждают его финансовые показатели и дают основание полагать, что надежное финансовое положение банка сохранится и в будущем.
Планы деятельности филиала.
Заявитель обязан подготовить трехлетний бизнес-план с изложением следующих основных сведений:
Управляющий персонал.
Банк должен подтвердить, что руководящий состав филиала имеет необходимую профессиональную подготовку, квалификацию и опыт управления деятельностью зарубежного финансового учреждения. На каждого руководящего работника и директора следует представить их установочные и биографические данные. Кроме того, на руководителя филиала и на каждое должностное лицо требуется заполнить специальную форму - Securities Fraud Information Centre Form, которая пересылается в спецслужбу Канады (RCMP) для проверки указанных сотрудников филиала на благонадежность.
Заявитель обязан представить OFSI информацию о том, какие шаги он намерен предпринять в плане предотвращения использования филиала для отмывания денег. Указанная информация должна соответствовать требованиям разработанной OFSI инструкции «Предотвращение и выявление фактов отмывания денег». К заявлению следует приложить чек на сумму 20 тыс. канадских долл. на оплату регистрационной пошлины.
Служба управляющего финансовыми учреждениями рассматривает представленные иностранным банком материалы, готовит свои рекомендации министру финансов Канады. На основании указанных рекомендаций министр принимает решение о выдаче разрешения на открытие филиала или об отклонении ходатайства. При положительном решении филиал должен начать свою деятельность не позднее чем через один год с момента получения разрешения. Сроки рассмотрения ходатайства не устанавливаются, но обычно вся процедура, связанная с открытием филиала, занимает не менее б месяцев.
В соответствии с новым законодательством филиал иностранного банка должен разместить на депозите в канадском финансовом учреждении резервные активы в размере 5 млн канадских долл. для «генерального филиала» и 100 тыс. канадских долл. для «кредитного филиала». В качестве депозитных активов могут быть использованы наличные средства или высококачественные незаложенные ценные бумаги. Управляющий финансовыми учреждениями Канады может потребовать разместить на депозите дополнительные активы, если он посчитает это необходимым.
Назначенный иностранным банком руководитель филиала должен находиться в Канаде. Он несет ответственность за ведение бухгалтерской документации, которую необходимо представлять в OFSI для проведения ежегодной проверки деятельности кредитного учреждения. По окончании финансового года составляется годовой отчет в соответствии с канадскими стандартами финансовой отчетности GAAP. Внешний аудитор проводит ежегодный аудит и о его результатах информирует в письменной форме руководителя филиала.
В заключение отметим, что новое законодательство Канады облегчает доступ в страну иностранного банковского капитала и устраняет препятствия на пути здоровой конкуренции в сфере финансовых услуг с участием зарубежных кредитных учреждений.
Э.М. СЕРДИНОВ, Юридическое бюро Олега Гусева.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека: монополия или конкуренция
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.