Под себестоимостью продукции, работ, услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самими организациями.
При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:
Кроме того, выделяют индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость формируется в конкретной организации и обусловливается конкретными условиями, в которых она действует.
Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она в большей степени соответствует общественно необходимым затратам труда.
Анализ себестоимости продукции, работ, услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выяснить выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Различают плановую, нормативную и отчетную калькуляции. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной — по действующим в данной организации нормам. Нормативная себестоимость, в отличие от плановой, в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно.
Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделия и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.
В хозяйственной практике организации планируют и учитывают основные показатели себестоимости:
Задачи анализа себестоимости продукции включают:
Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме.
1.Определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана.
2.Проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно с этим выделяются статьи затрат:
Анализ по этим статьям проводится отдельно. Отличительная особенность этого раздела анализа состоит в том, что статьи затрат выступают и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и как отдельные компоненты, формирующие его структуру.
3.Определяется уровень затрат на 1 руб. товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводятся анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень. Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции является обобщающим. Выполнение плана по этому показателю анализируют путем сравнения фактических затрат в ценах, предусмотренных в плановых расчетах за отчетный период, с плановыми затратами.
К достоинствам этого показателя относят:
Однако взятый в чистом виде показатель не отражает действительного снижения или повышения себестоимости, поскольку на его величину влияют и факторы, не зависящие от качества работы коллектива предприятия. Поэтому для правильной оценки результатов в процессе анализа необходимо выявить действие как субъективных, так и объективных факторов, взаимосвязь которых отражает модель факторной системы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека: монополия или конкуренция
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.