декабрь 2004
В 2000 году миллиарды людей крупно ошиблись, отметив MILLENNIUM, которому предстояло наступить лишь через год. Чтобы исправить возникшее недоразумение, они встретили 2001 год с тем же размахом. И с тех пор никак не могут остановиться: встреча каждого нового года, по крайней мере в России, становится временем коллективного безумия. На этом безумии выросла целая «новогодняя» индустрия.
Жертвы миллениума
Новый год перестал быть семейным праздником как раз из-за миллениума, когда миллионы москвичей сочли необходимым отметить дату - раз в тысячу лет такое бывает! - вне дома. Тогда и выяснилось, что Happy New Year может иметь иной формат, не ограничиваясь посиделками с шампанским и оливье на столе и представителями российской эстрады в телевизоре. Итог: теперь только на улице Новый год встречают до полумиллиона москвичей. Это не считая тех, кто отмечает смену календарей в ресторанах, клубах или вовсе за пределами города или страны,- таких гораздо больше. Трансформация сознания горожан привела к появлению спроса на «новогодний сервис» - ведь кто-то же должен транспортировать, кормить и развлекать празднующих. Спрос рождает предложение, и специалисты, готовые предоставить свои услуги в новогоднюю ночь, не замедлили появиться. Правда, расценки на эти услуги отличаются от нормальных, неновогодних, в несколько раз (естественно, в сторону увеличения).
Например, транспорт дорожает в восемь-десять раз. Судите сами: если в обычное время добраться из спального района в центр Москвы на такси стоит 150-300 рублей, то в новогоднюю ночь- $50-100. В десять раз дороже! Рассчитывать на «частника», который может выручить в будние дни, не приходится: машин в городе становится в десятки раз меньше - пропустить празднование Нового года решаются немногие. В любом случае число мечтающих куда-нибудь уехать много больше, чем количество свободных машин. Единственный выход - заказать машину заранее, не позднее полудня 31 декабря. Цены, естественно, новогодние: от $50 в час. Перемещаться большой компанией (в восемь-десять человек) может быть удобнее и, как ни странно, выгоднее на специально нанятом лимузине. Правда, лимузины в период смены лет тоже дорожают - с $30-40 до $70-100 за час работы. Если арендовать автомобиль на всю ночь, он обойдется в $500-800, что в пересчете на одного пассажира чуть ли не дешевле такси. На машине можно просто покататься, а можно добраться до центра города и присоединиться к сотням тысяч других праздношатающихся. Но, как правило, москвичи выезжают из дома с конкретной целью - попасть в ресторан или клуб, места в котором приобретены заранее. Места эти стоят минимум $100 (в какой-нибудь ресторации на окраине), а потратив от $200-500 (ужин включен в стоимость), можно отметить Новый год в престижных заведениях в центре. Рестораторы рекомендуют бронировать места за пару недель до праздника - опоздавшим может и не хватить места. Получается, что встретить Новый год в городе вне дома стоит от $300 на человека. Верхний предел не ограничен.
Новый год без Путина
После празднования миллениума вошли в моду и «выездные» встречи Нового года. И, соответственно, подорожали. В нормальное время выехать за город можно с бюджетом $100 в день - но только не в Новый год. Отметить праздник в самом убогом подмосковном санатории стоит не меньше 5 тыс. рублей с носа. В пафосном пансионате самый демократичный вариант - $800-900 с человека за три-четыре дня. И это без учета новогоднего ужина - за право на нем поприсутствовать придется выложить еще $200-300. За те же примерно деньги можно отправиться в Прагу или Хельсинки, Париж или Барселону. Пусть путевка стоит чуть дороже, зато уезжаешь в полноценную заграницу. И многие едут: по данным туроператоров, на конец декабря-январь приходится 25% всех туристических поездок россиян. Однако часто едут, чтобы потом пожалеть. Новый год в дальнем зарубежье - далеко не такой значимый праздник, как в России. За границей большее значение придают Рождеству. Хотя, конечно, и Новый год отмечают. На улицах Вены, например, устраиваются праздничные программы с концертами и конкурсами; в Париже на Елисейских полях проходит шоу фейерверков; в Токио в новогоднюю ночь ходят в храм - слушать звон колоколов. Но «оторваться», как дома, туристам обычно не удается: народные гуляния - с фейерверками и шампанским - не длятся до утра, программы в ресторанах не такие шумные - без караоке и безудержных танцев. К тому же за границей празднование Нового года не длится запойно - целую неделю. В общем, кураж не тот.
Предпраздничное безумие
То, что происходит непосредственно в ночь с 31 декабря на 1 января,- лишь часть нового явления. Есть еще предновогодний потребительский психоз, который начинается во второй половине ноября и за две недели до Нового года достигает апогея. В этот период горожане тратят денег едва ли не столько же, сколько потратили за весь прошедший год. Судите сами: по данным продавцов бытовой техники и электроники, к началу декабря число покупателей удваивается, а к его концу увеличивается в четыре раза по сравнению с обычными днями. Доходы торговцев возрастают еще больше: средний покупатель в декабре тратит гораздо больше, чем обычно, активно скупая на подарки всякую мелочевку - чайники, плееры, тостеры. Схожими темпами растут продажи игрушек, косметики, алкоголя и продуктов питания. Не говоря уже о подарочной продукции: магазины, специализирующиеся на красивых безделицах, за два-три предпраздничных новогодних дня зарабатывают столько же, сколько обычно за месяц. Потребительский раж наблюдался и в прошлом, но в последнее время приобрел куда большие масштабы. Так, розничные продажи в декабре 2003 года были почти вдвое выше, чем годом раньше. В нынешнем году, по прогнозам, они увеличатся еще на 30%. Продавцы товаров и услуг этому активно содействуют - завлекают покупателей давно проверенными приемами: скидками, подарками и лотереями. Сеть магазинов косметики «Л'Этуаль» объявляет 60-процентные скидки на 90% ассортимента. Epson дарит покупателям принтеров радиотелефон Siemens Gigaset A100 или портативный цветной телевизор MIYOTA 5005R/6660R. МТС проводит новогоднюю лотерею «Джинс», по которой подключающиеся к сети абоненты получают шанс выиграть по 2005 секунд бесплатных разговоров в месяц. А в сети «Мир» покупатели любой из четырех моделей мобильных телефонов Motorola (V150, V300, V500 и V600), на которые и так установлена спеццена (на 5% ниже обычной), получают в подарок наручные часы и шанс выиграть путевку на двоих на горнолыжный курорт. Приведенный список случаен - приманки для потребителей раскладывают почти все продавцы и производители. Горожан «раскручивают» на покупки, прививая им стереотипы «новогоднего» поведения. Например, агитируют встречать Новый год, одеваясь по-особенному,- в одежде, соответствующей гороскопам и китайскому календарю. Допустим, грядущий год, если верить астрологам, нужно встречать в зеленом, красном или желтом. Активно пропагандируется мысль, что и игрушки на елке должны быть каждый раз новые - в соответствии с тем же гороскопом и модными тенденциями. К тому же надо украсить дом, непременно соблюдая свежие рекомендации ведущих дизайнеров. А уж если вы остались дома, то вам порекомендуют еще и скатерть-2005, салфетки, свечи и... фантазия дизайнеров неисчерпаема. И так каждый год. Они устраивают Новый год, расписывая его до последней кнопки на платье, а мы его отмечаем - скупая эти самые кнопки нужного цвета.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Патентная неизбежность для малого бизнеса
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Лучше банка может быть только… брокер!
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека: монополия или конкуренция
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.