В Финансово-кредитном словаре, изданном в 1984 г., дается такое определение: «Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства буржуазного государства в процесс капиталистического воспроизводства...».
К этому определению можно добавить, что в процессе формирования денежно-кредитной политики прогнозируются изменение массы денег в обороте, направление основных денежных потоков.
В нашей стране на объем рублевой денежной массы в обороте большое влияние оказывает составляющая в иностранной валюте. Думается, что при формировании денежно-кредитной политики следует непременно оценивать эту составляющую, намечать меры по ее сокращению. Понятно, что одномоментно исключить валюту из оборота невозможно, но нужно хотя бы вступить на путь сокращения ее доли в обороте и периодически отслеживать эффективность мер, проводимых в этом направлении. Наверное, и валютная политика должна содействовать решению этого вопроса.
Еще одним феноменом российской экономики являются неплатежи, сумма которых превысила 1,7 трлн. руб. Это несколько меньше федерального бюджета, но значительно больше всех кредитных вложений банков.
Совершенно очевидно, что такие неплатежи прямо влияют на объем денежной массы. Однако при формировании денежно-кредитной политики их наличие игнорируется. Во всяком случае не намечаются меры по снижению неплатежей. Это вопрос прежде всего к правительству, на которое Конституцией РФ возложено обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Кстати, именно это обстоятельство вызывает сомнение в том, что Банк России практически единолично составляет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Это делается в соответствии с законом. Но, может быть, точнее назвать ее денежно-кредитной политикой самого банка. Тем более, что в основных направлениях предусматриваются именно его действия, а не действия Правительства РФ.
Независимость Банка России дает ему право самостоятельно определять свою денежно-кредитной политику. Но понятие единой денежно-кредитной политики государства более общее, она должна включать меры со стороны правительства, возможно, и других органов власти. В том числе по дедолларизации экономики, снижению неплатежей и др.
Требуется и разрешение определенной правовой коллизии между Конституцией РФ и законом о Банке России. Эта коллизия приводит к тому, что в Основных направлениях главной целью денежно-кредитной политики называется снижение инфляции. Если исходить из задач самого Банка России, то это верно, поскольку он отвечает за стабильность рубля. Но этого совершенно недостаточно для денежно-кредитной политики всего государства.
Одной из главнейших задач денежно-кредитной политики государства должно быть содействие росту экономики. В конечном счете снижение инфляции — это не самоцель, а одно из средств влияния на рост экономики и решение социальных проблем. Если это не так, то зачем вообще снижать инфляцию? Пока у нас идет борьба с инфляцией ради самой инфляции.
Практически не рассматриваются возможности инфляционного роста экономики, который периодически используют разные страны.
Если исходить из предложенного выше понимания денежно-кредитной политики, то ее разработка должна предшествовать бюджетному планированию. Перераспределительные процессы через бюджет могут касаться той денежной массы, которая будет в планируемом периоде. Поэтому основные направления денежно-кредитной политики должны определяться до составления бюджета, а не после него.
Сохраняющийся ныне порядок — это пережиток прошлого, когда сначала составлялся детальный нархозплан, затем бюджет и уж только потом кредитный и кассовый планы. Очевидно, что в рыночной экономике эта схема не работает.
Составление бюджета вне связи с денежно-кредитной политикой снижает уровень бюджетного планирования, создает дополнительные трудности при исполнении бюджета. Одновременно снижается и эффективность денежной политики.
В Основных направлениях денежно-кредитной политики, ежегодно составляемых Банком России, представлена его денежная и валютная политика, но почти не говорится о кредитной политике. Это очень обедняет деятельность Банка России, снижает его влияние на процессы, происходящие в экономике.
Одним из элементов кредитной политики является выполнение Банком России функции кредитора банков, кредитора последней инстанции. К сожалению, в последнее время эта функция им почти не выполняется.
Кредиты банкам сократились с 15,3 млрд руб. на 1.10.00 г. до 11,5 млрд руб. на 1.10.01 г. Если из этой суммы исключить стабилизационные кредиты, выданные в 1998 г. отдельным банкам, то останется немногим более 1 млрд руб. И это при кредитных вложениях банков в реальный сектор экономики 1 трлн руб. Значит, ЦБ РФ рефинансирует 0,1% кредитов коммерческих банков.
Но и это неточно, т.к. кредиты выданы в форме «овернайт» или внутридневных. Следовательно, с их помощью решаются главным образом вопросы поддержания текущей ликвидности банков, а отнюдь нё рефинансирования их операций.
Остатки средств банков в ЦБ РФ составляют 260 млрд руб., но из этой суммы перераспределяется в их пользу незначительная часть — всего около 4%.
Одно из направлений денежной политики - так называемая стерилизация излишней ликвидности банков. Но сам Банк России признает, что эта проблема сходит на нет и не будет актуальна в 2002 г. Однако он не отказывается от мер по стерилизации на кратко- и даже среднесрочную перспективу.
Аналогичную позицию занимает и министр финансов. Отмечая, что ЦБ РФ скупает доллары и вбрасывает рубли, он говорит: «Столько денег нашей экономике сегодня не требуется, она не может их «переварить». Ее рост, развитие производства сейчас нуждаются в меньшей денежной массе». Такова идеология денежной политики, с которой вряд ли можно согласиться.
Видимо, вопрос не в избытке денег, а в неумении правильно «канализировать» их выпуск. Решить эту проблему мог бы переучет или залог в ЦБ РФ векселей производственных предприятий. При этом будет значительно меньше шансов, что деньги уйдут, скажем, на валютный рынок.
В связи со слабым развитием рефинансирования банков ограничено использование и такого метода, как процентная политика. Неслучайно ставка рефинансирования не меняется уже больше года. Видимо, ЦБ РФ понимает, что она все равно ни на что не влияет.
Давайте посмотрим за рубеж. Там изменение учетной ставки на половину и даже четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Значит, имеется очень тонкий механизм настройки, который нам пока недоступен. Но главное, что мы к этому, похоже, и не стремимся.
На сегодня наиболее действенным методом денежно-кредитной политики являются отчисления в фонд обязательного резервирования. Их нормативы с марта 1999 г. по январь 2000 г., т.е. менее чем за 10 месяцев, увеличились в 1,5-2 раза и с тех пор остаются неизменными вот уже 2 года. Хотя ситуация в экономике за это время существенно изменилась.
Сейчас эти отчисления составляют 7 или 10% от привлеченных средств. Если учесть, что по ним банки не получают процентов, понятно их влияние на повышение ставок по кредитам. Но главное -они ограничивают кредитную активность банков, что совершенно необоснованно.
Всем известны страны, в которых существуют нулевые или минимальные отчисления в ФОР. В некоторых странах эти отчисления повышаются, когда бывает нужно «остудить перегрев» экономики. Но нам ведь до этого далеко. В последние месяцы 2001 г. наблюдалась даже стагнация производства.
Для развития экономика остро нуждается в банковских кредитах, но политика ЦБ РФ препятствует этому из-за отсутствия действенной системы рефинансирования банков и высоких отчислений в ФОР. Думается, немалую роль играет и отсутствие в разрабатываемой ЦБ РФ денежно-кредитной политике цели подъема экономики, стимулирование ее кредитования.
Часто говорят о недокапитализации банков. Это действительно так, но не мешает поддерживать в целом по банковской системе уровень достаточности капитала свыше 20%. Как известно, минимально должно быть 10%. Таким образом, банки и при нынешних капиталах могут удвоить кредитные вложения, но не имеют для этого ресурсов.
Расширение кредитования экономики за счет рефинансирования операций коммерческих банков, снижения отчислений в ФОР позволит им получить дополнительную прибыль и ускорить процесс собственной капитализации.
Нужно отметить, что слишком узкому пониманию термина «денежно-кредитная политика» и ее задач способствуют и формулировки отдельных наших ученых. Так, в Российской банковской энциклопедии (1995 г.) говорится: «Денежно-кредитная политика, монетарная политика, политика Центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Денежно-кредитная политика изменяет денежное предложение с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен».
В этом определении денежно-кредитная политика однозначно приписывается Центральному банку и ограничивается воздействием на количество денег в обращении. Вместо роста экономики в качестве цели называется лишь стабилизация объема производства. Кроме того, из целей, названных в первом определении, выпало содействие сбалансированности платежного баланса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Ипотека: монополия или конкуренция
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Лучше банка может быть только… брокер!
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.