В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Система расчетов и центральный банк

М. Л. БЕРЕЗИНА

Система расчетов страны — базовая, основополагающая инфраструктура современного общества. Огромное усиление ее значимости в последнее десятилетие, глубокая взаимосвязь буквально со всеми сторонами рыночной экономики обусловили необходимость отнесения организации данной системы к числу приоритетных сфер деятельности центрального банка. Анализ показывает, что каждая из систем (расчетов, центрального банка) детерминирована с другой самым теснейшим образом. Иными словами, эффективность выполнения функций, возлагаемых на центральный банк, напрямую зависит от правильной организации расчетов, однако и политика банка во многом предопределяет факторы их состояния и развития. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Значение и определяющие факторы системы расчетов

В процессе функционирования данная система облекает в конкретную форму — получение денег — все многообразные экономические отношения в обществе. В большинстве своем эти отношения опосредуются безналичными и в меньшей доле наличными расчетами. Являясь своеобразным каналом «энергетического» обмена, система расчетов приводит в действие внутренний и внешний (международный) экономические обороты, связывает друг с другом и с населением различные сферы, отрасли, хозяйствующие субъекты.

Значение этого жизненно важного элемента в макроэкономике проявляется в опосредовании реализации валового продукта, распределения, перераспределения и использования национального дохода, осуществляемых в виде потока наличных и безналичных денег — денежного оборота. Соединяя экономическую деятельность и деньги, расчеты являются обязательным сопровождающим элементом процесса создания (изъятия) платежных средств (денежной массы) как производной денежного оборота и одного из главных объектов денежно-кредитного регулирования экономики. Исходным пунктом денежного оборота выступает банковская система, а создание (изъятие) денег относится к числу ее важнейших функции и тесно связано с проводимыми кредитными операциями. В структуре наиболее ликвидной составляющей денежной массы — агрегата М1, предназначенного для обслуживания текущего экономического оборота, основной объем денег, как правило, представлен частными обязательствами коммерческих банков в виде депозитов клиентов до востребования (депозитных денег), а оставшаяся доля относится к государственным обязательствам — банкнотам и монетам центрального банка и указанным депозитам, размещенным в других государственных кредитных учреждениях.

В микроэкономике роль системы расчетов для предприятий и организаций заключается в том, что именно расчеты, как условие завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, обеспечивают кругооборот товаров (услуг) и денег (своеобразный «обмен веществ»), объединяющий всю экономику. Это — база управления ликвидностью со стороны хозяйствующих субъектов, неотъемлемый элемент функционирования бюджетных звеньев. Для коммерческих банков расчеты - главный участок деятельности, во многом обусловливающий их процветание. По данным зарубежных банков, например, Bank of New York, в конце 90-х гг. наибольший удельный вес в общей сумме доходов составляли доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры. К тому же расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков. Для населения — это необходимое условие жизнедеятельности и реализации экономических возможностей.

Отмеченная органичная взаимосвязь расчетов, денег и экономической деятельности обусловливает большое влияние первых на стабильность национальной валюты, которую призван поддерживать центральный банк страны. В свою очередь состояние системы расчетов, особенно межбанковских, зависит от факторов, во многом обусловливаемых политикой центрального банка в построении платежных систем, установлении тарифов за расчетные услуги, организации регулирования и надзора. Приведем основные из них.

Во-первых, их определяет степень концентрации банковской системы, выражаемая: числом банков в стране; доминированием крупных учреждений с учетом приходящейся на них доли рынка; географическими регионами, в которых действуют различные банки. Чем выше концентрация банков, тем меньше перемещение денежных переводов между ними.

Во-вторых, на цепь платежных сообщений влияет наличие групп банков, организующих расчеты между собой. В этом случае внут-ригрупповые платежи совершаются через центральное учреждение группы, выступающее для своих членов в качестве «банка банков». Услуги данного учреждения могут быть не только расчетными, но и включать предоставление кредита, инвестиционных услуг и др.

В-третьих, существенно сокращает расходы по обработке платежей выделение среди них внутрирегиональных, составляющих значительный удельный вес в общей сумме и проводимых через местные структурь^ обычно клиринговые палаты.

В-четвертых, большое воздействие на функционирование межбанковских расчетов оказывает уровень использования современных информационных технологий. Новые технические средства и сеть телекоммуникаций позволили ввести в эксплуатацию действующие в режиме реального времени системы валовых расчетов, с помощью которых осуществляется перевод средств по счетам кредитных организаций в центральном банке. Благодаря автоматизации расчетов достигнута специализация систем на платежах крупными и малыми суммами. Как правило, платежи малыми суммами — прерогатива клиринговых палат. Однако в каждой стране действует хотя бы одна электронная межбанковская система крупных денежных переводов, обеспечивающая окончательный расчет в течение текущего дня.

В-пятых, состояние межбанковских расчетов отражается такими операционными параметрами денежных переводов как работа в режимах реального времени и пакетном. При пакетном режиме пересылка или обработка группы распоряжений по денежным переводам осуществляется одномоментно. В данном режиме нередко функционируют клиринговые палаты, получающие и передающие большие массивы поручений при помощи магнитных носителей или по линиям связи и обрабатывающие платежи на компьютерах в определенное время дня. При режиме реального времени передача и обработка распоряжений об оплате происходят платеж за платежом в момент инициирования каждого из них. Таким образом, информация по входящим и исходящим распоряжениям поступает непрерывно, поэтому компьютеры и средства связи должны соответствовать современным требованиям.

В-шестых, в процессе вовлечения банков в исполнение трансграничных платежей требуется совместимость национальных и международных систем, в том числе коммуникационных сетей. Широкой известностью среди последних пользуется SWIFT- Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций.

Анализ характерных черт системы расчетов и влияющих на нее факторов убедительно показывает ее глобальность, всеобъемлемость, чрезвычайную сложность, решающее значение для экономики отдельной страны и мировой экономики в целом и объективную обусловленность ведущей роли центрального банка в этой системе.

Роль центрального банка в организации системы расчетов

Центральный банк играет ведущую роль в организации системы расчетов, что вызвано ее большой значимостью для выполнения основной функции этого банка, закрепленной законодательно в большинстве стран - защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты, а также широкомасштаб-ностью, многоаспектностью, сложностью расчетов. Суть содержания этой роли заключается в следующем.

1. В силу своего статуса и функций в проведении денежно-кре-дитной политики страны центральный банк играет исключительно важную роль в эмиссии и организации обращения платежных средств — своего рода «сырья», используемого при проведении расчетов, и в то же время основы денежно-кредитного регулирования экономики. С одной стороны, он создает «базовые деньги» — законные платежные средства (ЗПС), а именно банкноты, монеты, монопольное право эмиссии, обращения и изъятия которых за этим банком закреплено законодательно. Банкнотный «фундамент», хотя и относительно небольшой по размеру (в развитых странах доля МО в М2 составляет 5—7%), однако поддерживает огромную надстройку денег безналичного оборота, хранящихся в виде остатков на банковских счетах *. В случае же гипертрофированное™ доли наличных в денежной массе (например, в России — свыше 35%) указанный фактор может существенно усиливать инфляцию в стране, негативно отражаться на де-позитно-ссудной мультипликации денег в экономике. Наряду с этим центральный банк, как и коммерческие банки, является оператором на рынке кассовых услуг, осуществляя для своих институциональных клиентов прием, инкассацию, доставку (перевод) и выдачу наличных денег с их текущих счетов. (Аспект деятельности центрального банка, связанный с проведением эмиссионно-кассовых операций, требует самостоятельного исследования и здесь не рассматривается.)

С другой стороны, посредством использования методов денежно-кредитного регулирования экономики, суть которых в конечном счете сводится к изменению денежной базы как исходного звена мультипликации денег, ее «двигателя», а через нее — и денежной массы (предложения денег в экономике), центральный банк задает импульс мультипликации денег: либо депозитной экспансии — при увеличении денежной базы, либо рестрикции (изъятию денег) — при сокращении денежной базы. Такое воздействие обеспечивается в процессе организации безналичных расчетов, в том числе между центральным и коммерческими банками.

Важно отметить, что применение денежно-кредитных инструментов со стороны центрального банка во многом обусловливает состав, структуру и интенсивность различных финансовых потоков на региональном, страновом и международном уровнях. Все эти потоки обслуживаются безналичными расчетами. Например, изменение ставок рефинансирования может стимулировать или уменьшить приток капитала из-за рубежа. Соответственно, могут изменяться и денежные потоки, обслуживаемые расчетами, на рынках ценных бумаг и валютном.

Таким образом, центральный банк оказывает большое влияние на систему расчетов в процессе проведения денежно-кредитной политики. В свою очередь, благодаря механизму расчетов между коммерческими банками на основе движения средств по их счетам, открытым в центральном банке, становится возможным регулирование последним деятельности банков второго уровня и в конечном счете - всей экономики. Трудно сказать, что первично и что вторично в сложном переплетении организации системы расчетов и денежно-кредитной политики со стороны центрального банка, действия которого серьезным образом определяют оборот денег, опосредуемый системой расчетов. Но в то же время без участия в этой организации было бы невозможно осуществлять денежно-кредитную политику. А это как раз то, для чего, собственно, и создан центральный банк.

В этой связи нельзя переоценить значение поистине революционной перестройки в начале 90-х гг. межбанковских расчетов в России и организации их затем в соответствии с порядком, принятым в мировой практике. Именно они явились проводником коренных изменений отечественной банковской системы. Межбанковские расчеты позволили обособить ресурсы каждого из банковских учреждений, что стало решающим фактором в преобразовании их в коммерческие банки, а Центральному банку РФ - задействовать инструменты денежно-кредитного регулирования экономики. Однако сейчас, спустя десять лет после внедрения новых межбанковских расчетов, взаимодействие системы расчетов и указанных инструментов далеко не оптимально. Главными препятствующими факторами являются, прежде всего, опосредование денежной массой (М2), как основой денежно-кредитной политики, только примерно половины экономического оборота страны и соответственно отсутствие влияния политики Банка России на товарно-«безденежные» отношения во второй половине оборота, а также неразвитость в России всех видов финансового рынка (денежного, ценных бумаг, валютного, драгоценных металлов) и их «флюсовый» характер — сосредоточенность в нескольких крупных центрах, преимущественно в Москве. Последнее, кстати, предопределяет высокую вероятность системного риска в этих центрах (цепное распространение финансовых трудностей среди банков).

В силу данных обстоятельств в России не стоят так остро вопросы корреляции действий Банка России, осуществляемой посредством расчетов, и функционирования финансовых рынков в различных регионах России, как это имеет место в промышленно развитых странах. Там автоматизированная система расчетов способствует созданию региональных краткосрочных денежных рынков, выравниванию применяемых на них процентных ставок, повсеместному распространению изменений денежно-кредитной политики, осуществляемых на одном рынке, и их влиянию на общенациональную денежно-кредитную ситуацию в конкретный момент времени. Россия в этом плане находится еще в стадии становления как в области формирования денежно-кредитной политики,так и организации современной системы расчетов с преимущественным использованием в них всеобщих платежных средств (ЗПС и депозитных денег).

Во взаимосвязи и взаимообусловленности с первым находятся и ни-жеизлагаемые аспекты роли центрального банка в организации системы расчетов.

2. Центральный банк является методологическим центром организации наличных и безналичных расчетов. Как правило, ее основы регулируются в законодательном порядке. В России главными актами подобного рода являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности». В других странах указанная база проведения расчетов значительно шире. Законодательные установления в данной области конкретизируются затем в нормативных документах и официальных разъяснениях центрального банка. Согласно ст. 34 второго из перечисленных актов на Банк России возложены широкие полномочия в целях организации наличного денежного обращения, в том числе определение порядка ведения кассовых операций. В соответствии со ст. 80 Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Отметим в этой связи Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П, в котором подытожена большая и плодотворная работа Банка России по организации системы расчетов по аналогии с мировой практикой. В Положении в комплексе определены правила проведения безналичных расчетов внутри страны: 1. межхозяйственных, установленных главой 46 ГК РФ; 2. по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), открытым в расчетной сети Банка России; 3. особенности проведения расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций, открытым в других кредитных организациях, через межбанковскую расчетную систему (по счетам межфилиальных расчетов).

Ориентирами при разработке правил расчетов служат принципы организации — основополагающие начала их проведения. Разработка этих принципов является наиболее важной обязанностью центрального банка. Учитывая большое практическое значение данного элемента системы расчетов, рассмотрим его подробнее.

Принципы организации расчетов

Соблюдение всех принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Принципы используются при разработке порядка расчетов, их технического и документального оформления, методов предупреждения рисков, а также организации оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов.

Важность принципов организации в деле построения любой системы (в частности, систем кредитования, финансирования, расчетов) обусловливает, как правило, их законодательное закрепление, что, к сожалению, не распространяется на принципы организации расчетов в отличие, например, от принципов кредитования, изложенных в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 1). Было бы целесообразно это осуществить в федеральном законе о расчетах, необходимость разработки и принятия которого выдвинута в литературе по экономике. В данном законе необходимо предусмотреть систему нормативного регулирования расчетов, которая бы определяла документы, четко регламентирующие вопросы организации расчетов на каждом из уровней — законодательном, нормативном, ведомственном и методическом, а также на уровне самого субъекта расчетов исходя из его кредитной политики и управления платежными и технологическими рисками. Примерным аналогом является система нормативного регулирования бухгалтерского учета, изложенная в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Необходимо отметить, что Банк России проводит большую работу по определению принципов организации системы расчетов применительно к ее особенностям на современном этапе.

Формулирование принципов для организации расчетов имеет большое значение. Об этом свидетельствует то внимание, которое уделяется этому вопросу европейскими странами, где постоянно ведется подобная работа. Примером являются «Стандарты Лам-фалусси», провозглашенные в начале 90-х гг. центральными банками стран «Группы десяти». В конце 90-х гг. определены принципы управления системой TARGET для расчетов по операциям, связанным с проведением денежно-кредитной политики Европейским центральным банком. В современных условиях предметом крупных разработок стали новейшие расчетные технологии, связанные с применением электронных денег, породившие много теоретических и методологических проблем в этой области.

В 2000 г. обнародованы Ключевые принципы для системно значимых платежных систем, разработанные рабочей группой Комитета по платежным и расчетным системам Банка Международных расчетов (членом этой группы является и директор Департамента платежных систем и расчетов Банка России). Ключевые принципы предназначены в качестве универсальных директив, возведенных в цели государственной политики, содействия более безопасной и эффективной структуре и функционированию системно значимых платежных систем во всем мире. Они развивают «Стандарты Ламфалусси», добавляя ряд новых принципов.

По мнению рабочей группы, к системно значимым относятся системы, способные вызывать или передавать системные нарушения из-за особенностей сегментов рынка, через которые проходят платежи. Главный критерий системной значимости — размер или природа индивидуальных платежей или их совокупная стоимость. Границы между системами, имеющими и не имеющими системного значения, определяются центральным банком. Системно значимые платежные системы исключительно важны для экономики, и обеспечение их надежности и эффективности должно являться целью государственной политики. В нашей стране таковую представляет платежная система Банка России.

Ведущая роль в достижении целей, связанных с применением Ключевых принципов, принадлежит центральным банкам в силу: большой заинтересованности в финансовой стабильности; участия в предоставлении расчетных услуг субъектам платежной системы; внимания к работе финансовых рынков в связи с проведением денежно-кре-дитной политики и необходимостью обеспечения доверия к национальной валюте как в обычных условиях, так и во время кризиса.

Ключевые принципы для системно значимых платежных систем

I. Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юриедикциях.

II. Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут, участвуя в системе.

III. Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными и ликвидными рисками, которые устанавливают ответственность оператора системы и участников и содержат надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания.

IV. Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или, как минимум, на конец дня.

V. Система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна, как минимум, быть способна обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов в случае неспособности участника с крупнейшим отдельным расчетным обязательством произвести расчет.

VI. Активы, используемые для расчета, предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются иные активы, они должны иметь незначительный или нулевой кредитный риск или риск неликвидности.

VII. Система должна обеспечивать высокую степень безопасности и операционной надежности и должна иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день.

VIII. Средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.

IX. Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия, предоставляющие справедливый и открытый доступ.

X. Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными, транспарентными.

К задачам центрального банка по применению ключевых принципов относятся следующие.

A. Центральный банк должен четко определить свои цели в отношении платежных систем и должен обнародовать свою роль и основные виды политики применительно к системно значимым платежным системам.

B. Центральный банк должен обеспечить соблюдение ключевых принципов системами, которыми он управляет.

C. Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением ключевых принципов системами, которыми он не управляет, и должен иметь возможности для осуществления такого надзора.

D. При обеспечении безопасности и эффективности платежных систем посредством применения ключевых принципов центральный банк должен сотрудничать как с другими центральными банками, так и с любыми соответствующими национальными или иностранными учреждениями.

Таким образом, ключевые принципы отражают главные свойства, которыми должны обладать все системно значимые платежные системы. Особая роль принадлежит им в становлении подобных систем в странах с развивающейся рыночной экономикой, в том числе в России. Центральному банку отводятся первостепенные полномочия в применении указанных принципов, учитывая их исключительное значение для проведения денежно-кредитной политики и выполнения других его функций. Эти полномочия включают оценку существующих платежных систем с точки зрения их соответствия Ключевым принципам, разработку и реализацию мер по обеспечению их выполнения. Банк России изучает способы внедрения данных принципов в платежной системе России.

3. Центральный банк - основной оператор проведения безналичных, главным образом, межбанковских расчетов, выступает в качестве общего банка-коррес-пондента для всех депозитных учреждений, а также своеобразного диспетчера всей системы расчетов. Например, в общей сумме межбанковских расчетов доля Банка России составила в 1999 г. 60,6%, в 2000 г. - 67,7%. Количество платежей, проведенных через платежную систему Банка России, возросло за 2000 г. на 22,6% и достигло 244,1 млн, что обусловлено надежным ее функционированием и расширением применения электронных расчетов. Монопольное положение центрального банка может подорвать конкуренцию и прогресс в области оказания расчетных услуг. Поэтому большая роль в повышении их эффективности отводится тарифной политике данного банка. Это подтверждает как зарубежный, так и отечественный опыт. Так, в 1980 г. ФРС ввела плату за услуги по осуществлению платежей, которые она предоставляет банкам, после чего объем обрабатываемых ею чеков снизился. Тем самым, по свидетельству экспертов ФРС, были созданы стимулы для повышения эффективности системы расчетов, так как арбитром в выборе клиентом оператора расчетных услуг стал рынок. До 1998 г. Банк России не взимал плату за расчетные услуги, что ограничивало развитие конкуренции в данной области. Частные расчетные организации создавались медленно, а если и создавались, то затем быстро прекращали свою деятельность. Положение несколько улучшилось после 1998 г., с начала которого была введена плата. В современных условиях Банк России уделяет этому вопросу большое внимание.

Центральный банк также предоставляет услуги системам многосторонних зачетов взаимных требований, осуществляя окончательные расчеты по результатам зачетов путем перечисления средств по открытым в нем счетам. В США, например, чистые обязательства по расчетам в CHIPS погашаются каждый вечер через систему FedWire. В Японии чистые обязательства по расчетам в Системе расчетов в иенах по валютным сделкам погашаются через Систему финансовой сети Банка Японии в конце дня, когда осуществляются окончательные чистые расчеты.

4. Центральный банк как кредитор последней инстанции, располагающий неограниченной ликвидностью (в пределах здравого смысла), играет главную роль в проведении клиринговых платежей, а также валовых расчетов в режиме реального времени, когда допускаются платежи не только в пределах остатка на счетах, но и в счет текущих поступлений в течение операционного дня и имеет место несинхронное проведение платежей и зачисление поступлений. При этом центральный банк выступает в качестве расчетного агента последней инстанции, гарантируя окончательное завершение расчетов. Об этом свидетельствует зарубежный опыт. В ноябре 1985 г. ошибка в компьютерной программе одного из ведущих банков Нью-Йорка в области клиринга ценных бумаг привела к значительному овердрафту в течение рабочего дня по счету этого банка в ФРС, который не удалось погасить полностью к концу дня. В результате возникла необходимость в получении до утра следующего дня крупного кредита, размеры которого существенно превышали втаможности денежных рынков. В конечном счете пришлось вмешаться ФРС и предоставить банку через свое «дисконтное окно» рекордную в истории ссуду в сумме около 23 млрд долл., что временно увеличило денежную базу ФРС на 10%. Проценты по этой ссуде составили примерно 5 млн долл. (Подобные операционные риски обычно минимизируются путем установки дублирующих (или резервных) электронных комплексов).

В современных условиях электронизации расчетов, когда особенно возрастает вероятность системных рисков и вызываемых ими шоковых потрясений финансовой системы и экономики в целом, данная роль центрального банка чрезвычайно возросла. Этот факт послужил основанием для формулирования ведущими зарубежными специалистами в области платежных систем, в частности Брюсом Саммерсом, новой функции центрального банка — функции платежно-расчетного агента последней инстанции (payment system provider of last resort), как логического продолжения функции кредитора последней инстанции.

5. Центральный банк играет регулирующую и надзорную роль в организации системы расчетов, причем как наличных, так и безналичных, в первую очередь в целях обеспечения их безопасности. Согласно компетенции, определенной законодательством, он устанавливает формы регулирования деятельности кредитных, в том числе расчетных, организаций методами административно-правового и гражданско-правового регулирования.

Что касается первых методов, то здесь особое значение, помимо регламентации правил организации расчетов, имеют установление требований к регистрации и лицензированию указанных организаций и их проведение. В частности, в России — согласно Инструкции ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. №75-И «О порядке применения федеральных законов, регулирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями), а для небанковских организаций, осуществляющих инкассацию, кроме того, и Указанию от 1 июня 1998 г. №244-У. Регулирование деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организации осуществляется согласно Положению ЦБ РФ от 8 сентября 1997 г. №516 (с изменениями и дополнениями) и Указанию от 1 июня 1998 г. №244-У.

Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций на основе регулярных проверок их отчетности, инспекционных проверок на месте, применяя предупредительные и принудительные меры воздействия к недобросовестным участникам расчетов. Банк России значительно углубил отчетность в области расчетов в целях улучшения анализа денежного оборота и совершенствования надзора. Усилению оперативности и своевременному применению мер способствует представление кредитными организациями отчетности, в том числе по расчетам, в электронном виде согласно Указанию Банка России от 30 июня 2000 г. №812-У «О порядке представления кредитными организациями в Банк России в электронном виде отчетности, предусмотренной Указанием Банка России от 24.10.97 №7-У «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации, заверенной электронной цифровой подписью».

6. Центральный банк принимает на себя руководящую роль в определении стратегии развития системы расчетов: ее структуры, обеспечения надежности и устойчивости функционирования, снижения рисков и защиты интересов общества. В развитых странах ведутся поиски и стратегические разработки новых подходов к построению системы расчетов для достижения целей денежно-кредитной политики в связи с глобализацией торговли и финансов, постоянным внедрением финансовых инноваций в виде новых производных финансовых инструментов, электронных денег.

Банк России также проводит большую работу в этом направлении. В 1996-1999 г. были утверждены Стратегия развития платежной системы России, Концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России и Концепция развития расчетной сети Банка России. Примечательно, что Банк России в ряде случаев включает в Основные направления единой государственной денежно-кре-дитной политики на каждый год раздел о политике в области развития системы расчетов.

Вопросы эффективности организации центробанком системы расчетов

Таким образом, сложился единый (российских и зарубежных экономистов) взгляд на центральный банк как главный регулирующий, надзорный и стратегический орган в создании и функционировании системы расчетов страны, формировании своего рода ее ядра — базовой межбанковской платежной системы. Тем не менее остается ряд вопросов, на которые не найден окончательный ответ во многих странах даже с развитыми рыночными экономиками. Основными из них являются следующие.

Во-первых, каково оптимальное соотношение в разделении труда внутри платежной системы между центральным и коммерческими банками. Диапазон действующих сейчас моделей широк: от вариантов Великобритании, Канады, где центральный банк играет относительно небольшую операционную роль, до США, где роль ФРС велика.

Во-вторых, следует ли взимать плату за расчетные услуги центрального банка, как это происходит, например, в США, России, где рынок определяет наиболее эффективное сочетание участия центрального и коммерческих банков, или они должны субсидироваться в качестве одной из разновидностей общественного блага.

В-третьих, каковы должны быть границы кредитной поддержки для обеспечения дееспособности платежной системы в течение рабочего дня, допустимы ли при этом овердрафты по корсчетам. Так, ФРС оказывает ее широко, на относительно нежестких условиях, зато и вынуждена «поглощать» дополнительные риски, вызываемые данным порядком. Напротив, Швейцарская межбанковская клиринговая система (ШМКС) «не смазывает», по выражению зарубежных экономистов, платежную систему внутридневными кредитами, из-за чего многие операции ставятся на очередь и банки активно прибегают к услугам весьма развитого рынка ликвидных ресурсов.

В-четвертых, какая модель более эффективна для исполнения крупных платежей: валовых расчетов в режиме реального времени или многосторонних зачетов. Здесь существует несколько вариантов. Первые обычно управляются центральным банком. При использовании вторых систем платежей основным вопросом является обеспечение устойчивого функционирования посредством проведения надлежащего контроля за рисками, требующего, в свою очередь, существенных издержек. Последнее может вызвать серьезные разногласия между центральным и коммерческими банками. К настоящему времени достигнуто единство мнений в том, что окончательный расчет по межбанковским обязательствам, включая обязательства, вытекающие из участия в системах взаимозачета, должен осуществляться путем перечисления средств, хранящихся в центральном банке, и предпочтительно завершаться в тот же день.

В-пятых, насколько крупные средства должны вкладываться в системы дублирования критически важных операционных элементов для подстраховки от непредвиденных обстоятельств: повреждения ключевых систем ЭВМ, стихийных бедствий или даже гражданских беспорядков. Учитывая центральную роль платежной системы в современной экономике, недопустимо иметь непрочную операционную инфраструктуру.

Подводя итог, следует констатировать многогранную роль системы расчетов в обществе, резко усилившуюся в современных условиях. Решающее участие в организации данной системы принимает центральный банк страны. Однако, учитывая сложную динамику новых расчетных технологий, рост международных финансовых связей, даже в промышленно развитых странах определение путей эффективности такой организации находится в стадии разработки.

Для России на эту проблему накладываются дополнительные трудности, вызванные огромными противоречиями создания рыночной экономики. В частности, взаимосвязь системы расчетов и выполняемых функций Банка России, особенно в области проведения денежно-кредитной политики, недостаточно опосредована. Необходимо углубить исследования, экспериментально отрабатывать пути решения данной проблемы. Базой для разработок является обобщение накопленного опыта организации расчетов, во многом обусловливаемой особенностями их проведения в переходный период. Представляется, что решение поставленных вопросов позволит вскрыть определенные резервы для подъема экономики страны.

Статьи, интервью, публикации