ноябрь 2003 г
Еще на заре становления российской банковской системы после падения советского строя бывший директор -распорядитель МВФ и позже президент Банка Франции Жак де Ларозьер говорил мне: «Главное, о чем должен заботиться центральный банк, - это стабильность национальной валюты. Но, кроме того, первостепенной задачей центрального банка является также забота о здоровье банковской системы страны». И если по первому пункту Центральный банк РФ добивается определенных положительных результатов, то по второму дела идут с большим трудом, и российская банковская система продолжает оставаться больной и чрезвычайно уязвимой.
Ее болезнь объясняется многими причинами. Одна из них заключается в следующем: российские банки все еще отдалены от предпринимательской деятельности тех секторов экономики, которые являются определяющими в зарождающемся национальном бизнесе страны. В нашей банковской системе катастрофически не хватает мелких и средних банков, а среди экономических и политических кругов продолжает господствовать мнение, что стратегическая цель Центрального банка — опора на крупные и крупнейшие (конечно, по русским масштабам) банки. Другая причина — огромная нехватка в банковской системе так называемых длинных денег, которые могли бы направляться на инвестиции и без которых, это уже всем понятно, наша экономика не может развиваться сколько-нибудь успешно.
Фактически налицо перекос — в банковской системе наблюдаются избыток собственных краткосрочных ресурсов и нехватка долгосрочных пассивов, а в производственном секторе — нехватка собственных оборотных средств из-за потребности самим формировать инвестиционные ресурсы для собственного развития. Операции на открытом рынке Центрального банка могли бы в какой-то степени помогать решению упомянутых проблем и уменьшать отмеченный перекос в национальной финансовой системе, так как они призваны поддерживать на должном сбалансированном уровне общую ликвидность кредитно-финансовой системы страны путем ее ежедневных, еженедельных и ежемесячных корректировок.
Как это делается на Западе, можно проследить на примере Европейского центрального банка. Его операции на открытом рынке способствуют поддержанию определенного уровня ликвидности как финансовых, так и банковских систем стран - членов ЕЭС в целом. Они осуществляются между национальными центральными банками и Европейским центральным банком четырьмя путями: обычными краткосрочными операциями рефинансирования, долгосрочными операциями рефинансирования, операциями по тонкой настройке (fine-tuning operations) и реструктуризациями. Технически все они используют либо механизм опциона (reverse transactions), либо залога.
Первый заключается в форме соглашения об обратной покупке, когда право владения активами передается кредитору, но стороны соглашаются, что обратная передача активов должнику произойдет в будущем. Второй предполагает, что активы остаются во владении должника до возвращения долга кредитору. В зависимости от типа операций они имеют разную срочность - от суток (overnight) до 1 года.
Обычные краткосрочные операции рефинансирования осуществляются регулярно каждую неделю сроком, как правило, на 2 недели. Долгосрочные операции рефинансирования проводятся также регулярно: каждые 3 месяца и на 3-месячный срок. Частота и срочность операций по тонкой настройке не стандартизированы, но чаще всего они выступают как овернайт-кредиты. Выдаются они до следующего рабочего дня по оговоренной процентной ставке против соответствующих активов — либо как опционы, либо как залоговые займы (overnight collateralised loans).
Реструктуризация представляет собой регулирование структурных позиций ев-росистемы против финансового сектора с целью создания избытка или нехватки ликвидности в этом секторе. Для этого используются долговые обязательства Европейского центрального банка и другие облигации, включая облигации с ограниченной ликвидностью, т.е. имеющие небольшой вторичный рынок, отсутствие ежедневной котировки, требующей время для реализации. Последнее для российской действительности очень интересно, особенно если учесть нарождающуюся сейчас практику ипотечного кредитования.
Для России важен также и опыт осуществления операций на открытом рынке в форме тендеров: стандартного тендера, заключаемого в течение 24 ч, и быстрого тендера - в течение 1 ч.
Сразу оговоримся, что российскую практику операций Центрального банка на открытом рынке практикой пока что можно назвать условно, так как она не отвечает мировым классическим правилам, но в то же время имеет сходные черты, которые в конечном итоге, как нам представляется, позволят ей достаточно близко подойти к классике. Эти операции проводятся главными управлениями ЦБ РФ и национальными банками республик РФ от имени Банка России и имеют форму кредитования коммерческих банков, а через коммерческие банки - и хозяйствующих субъектов Российской Федерации.
Наиболее активное развитие рефинансирования кредитных организаций Банком России началось с 1996 г., когда стали регулярно проводиться операции ломбардного кредитования банков под залог государственных ценных бумаг (Положение Банка России от 13.03.1996 г. №36 и Приказ Банка России от 13.03.1996 г. №02-63) и предоставляться первичным дилерам на рынке ГКО-ОФЗ однодневные расчетные кредиты без обеспечения в пределах лимита до 50 млн руб. (Положение Банка России от 09.07.1996 №296, введенное Приказом Банка России №02-230).
До июня 1998 г. сумма ломбардных кредитов составляла около 90% суммы предоставленных внутридневных кредитов и кредитов «овернайт», а количество банков, воспользовавшихся ломбардными кредитами, почти в 5 раз превышало количество кредитных организаций, получивших внутридневные кредиты и кредиты «овернайт». С 19 июня 1998 г. Банк России прекратил практику предоставления коммерческим банкам необеспеченных однодневных расчетных кредитов и ввел в действие новый порядок рефинансирования для крупных банков Московского региона и банков Санкт-Петербурга, дав им возможность получать внутридневные кредиты и кредиты «овернайт» под залог (блокировку) государственных ценных бумаг (Положение Банка России от 06.03.1998 №19-П). В то же время он упростил и ускорил процедуру предоставления этих кредитов и их оформление тем банкам, которые заключили с ним Генеральный кредитный договор. В конце 1998 г. Банк России разрешил осуществлять такие операции также своему Главному управлению по Новосибирской области.
С 8 июля 1998 г. Банк России принял решение о сокращении срока предоставления ломбардных кредитов, ограничив его 7 днями, и о выдаче этих кредитов только на аукционной основе. После событий 17 августа 1998 г. коммерческие банки, имевшие возможность получения кредитов «овернайт», перестали допускаться к участию в ломбардных кредитных аукционах Банка России. Поэтому в дальнейшем, несмотря на его регулярные объявления о проведении подобных аукционов на срок до 7 календарных дней, коммерческие банки не обращались за их получением, а аукционы признавались несостоявшимися (исключение — несколько аукционов в 2001 г.).
Наибольшее распространение в последние годы получило рефинансирование кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 06.03.1998 №19-П, а именно — предоставление внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». Например, объем последних в 2002 г. составил 13,1 млрд руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2001 г. Также вырос объем предоставленных внутридневных кредитов (в 1,6 раза). Общая сумма выданных внутридневных кредитов составила в 2002 г. 327 млрд руб.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что внутридневные кредиты - важный инструмент поддержания текущей ликвидности кредитных организаций и остаются на протяжении ряда лет наиболее востребованными. Этому во многом способствуют условия предоставления данных кредитов: плата за их использование Банком России не взимается, коммерческим банкам предоставлена возможность кредитоваться через корреспондентские субсчета, открытые в других территориальных управлениях(особенно активно этот процесс идет в Московском регионе, где большое количество многофилиальных банков).
В целях создания условий для стимулирования кредитования банками предприятий реального сектора экономики в 2000 г. Банк России разработал механизм предоставления коммерческим банкам кредитов, обеспеченных залогом и поручительствами (Положение Банка России от 03.10.2000 №122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами»). В 2001 г. Банк России приступил к использованию этого механизма рефинансирования — указанный порядок предоставления кредитов был реализован на базе Главного управления ЦБ РФ по Санкт-Петербургу. В 2002 г. Банк России принял решение о дальнейшем распространении данного механизма рефинансирования на банки, обслуживающиеся в ряде областей, в том числе в Московском ГТУ Банка России.
В соответствии с Положением №122-П кредиты, предоставляемые коммерческим банкам, внешне более привлекательны, так как:
Все изложенное подтверждает, что российская практика операций на открытом рынке имеет некоторые сходные черты с мировой практикой. Если сравнивать с ЕЭС, то таковыми являются следующие: кредитование банков, правда, не национальных центральных банков, как в ЕЭС, а банков коммерческих, со стороны Банка России производится в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Некоторое сходство есть и в порядке предоставления Банком России кредитов банкам под залог векселей организаций сферы материального производства и прав требований по кредитным договорам указанных организаций, а также ипотечных облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечено государственной гарантией Российской Федерации или ее субъекта и поручительствами банков. Однако механизм достижения этих целей у Банка России отличается и, на наш взгляд, не является эффективным, в чем можно убедиться, анализируя статьи положений Банка России, а также имея мизерные практические результаты.
Мы изложили, так сказать, теорию дела, какова же практика, которая, как известно, является критерием истины? Выше уже приводился ряд сумм кредитов, выданных в 2002 г. Банком России: внутридневных - 327 млрд руб., кредитов «овернайт» — 13,1, кредитов по Положению №122-П -0,1 млрд руб. В то же время объем кредитов, выданных предприятиям и организациям коммерческими банками в целом по России по состоянию на 01.02.2003 г., составил 1659 млрд руб. На указанную дату собственные средства кредитных организаций были равны 659 млрд руб., сумма средств предприятий и организаций на счетах в коммерческих банках - 684 млрд, остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России - 101 млрд руб.
В чем причины столь незначительных результатов деятельности ЦБ РФ на открытом рынке? Их, по сути дела, две: зависящие от Центрального банка и не зависящие от него, связанные с недостатками законодательной базы. К первой, в частности, можно отнести уже упоминавшиеся более высокие процентные ставки по кредитам «овернайт», предлагаемые Банком России, по сравнению с уровнем ставок по аналогичным кредитам на межбанковском рынке. Например, по состоянию на 01.02.2003 г. средневзвешенная процентная ставка за пользование кредитом «овернайт» на российском межбанковском рынке составила 7,8%, в то время как ставка процента, установленная Банком России за пользование таким кредитом на тот момент, - 18%.
Длительность процедуры получения разрешения на заключение Генерального кредитного договора, невозможность использования других видов залога, кроме государственных ценных бумаг и облигаций Банка России, ограниченный перечень ценных бумаг, входящих в Ломбардный список, слишком короткий срок ломбардного кредита, необоснованно завышенные требования со стороны Банка России к банкам и предприятиям (организа-циям)-заемщикам также отрицательно влияют на его деятельность. Так, по имеющимся расчетам, 30% кредитных организаций Московского региона на начало 2003 г. не смогли бы принять участие в рефинансировании по Положению Банка России от 06.03.1998 г. №19-П по причине невыполнения хотя бы одного из условий кредитования, определенных данным Положением.
То же самое можно сказать и о Положении 122-П. Так, при предоставлении кредита Банк России требует по сути дела двойного обеспечения: векселя, права требования или облигации и поручительства двух-трех банков, которые должны быть солидарны как между собой, так и с банком-заемщиком по исполнению обязательств банка-заемщика перед Банком России. При этом банк-заемщик и банки-поручители не должны выступать поручителями или заемщиками по действующим кредитам Банка России. Они должны быть отнесены к категории 1 - «Финансово-стабильные банки», иметь положительное аудиторское заключение за последние 3 года, не иметь просроченной задолженности перед Банком России, выполнять резервные требования, не иметь случаев ареста на корсчетах в расчетных подразделениях Банка России в течение последних 90 календарных дней, не иметь задолженности по платежам в бюджет всех уровней и внебюджетные фонды РФ.
Аналогичные требования предъявляются к организациям, чьи обязательства принимаются в обеспечение кредитов Банка России или имеют форму ипотечных облигаций или облигаций с государственной гарантией. Эти организации должны:
Облигации, которые могут приниматься в залог по кредитам Банка России, должны отвечать следующим требованиям:
Ипотечные облигации также должны быть включены в ломбардный список и учитываться на счете «депо» банка, открытом в Депозитарии, принадлежать банку на правах собственности и не быть обремененными другими обязательствами банка, иметь срок погашения не ранее чем через 180 календарных дней после наступления срока погашения предоставленного кредита Банком России. Досрочное погашение ломбардных кредитов не допускается. Анализ ряда этих условий вызывает, как уже отмечалось, сомнения относительно их эффективности, поскольку они носят характер бюрократических зацепок и проволочек. Прежде всего вызывает вопрос: почему качество залога и качество банка-заемщика, а также банков-поручителей, привлечение которых как раз и является бюрократической уловкой, выступают на равных? Если Банк России выдает кредит под качественный залог, зачем такие высокие требования к качеству банков, и, наоборот, если качество банков очень высокое, почему залог должен быть таким же? Ведь если у банка все в порядке, зачем ему кредит Банка России, если же банк дает качественный залог, причем тогда его финансовые показатели?
В Положении 122-П очень много неясных и нечетких моментов. Например, в чем разница между ломбардным кредитом и кредитом под залог, кроме той, что ломбардные кредиты предполагают ломбардный список, куда облигаци-и должны быть предварительно занесены. А как оформляются просто кредиты под залог? В то же время если пишется: «ломбардных кредитов или кредитов «овернайт», то выходит, что они отождествляются? При этом создается впечатление, что под кредитом «овернайт» понимают не только те кредиты, которые выдаются до следующего рабочего дня, как это принято в финансовом мире, а на любые короткие сроки, в то же время для кредитов на сутки используется термин «внутридневные кредиты». Не оговаривается четко сумма кредита Банка России, говорится лишь, что она может быть равна стоимости залога или меньше его, но насколько - не разъясняется.
Не вызывает энтузиазма у банков-заемщиков и то, что Совет директоров Банка России единолично утверждает поправочные коэффициенты, используемые при проверке достаточности обеспечения кредитов Банка России, которые могут изменяться им без согласования с банками-заемщиками. То же самое происходит и с процентными ставками по кредитам Банка России, которые он вправе изменять в одностороннем порядке.
Конечно, перефразируя известную поговорку, в бочке дегтя всегда найдется и ложка меда. К таковой можно отнести тот пункт Положения 122-П, где говорится, что «при наличии достаточного обеспечения и соблюдения соответствующих условий банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе ломбардных кредитов на различные и одинаковые сроки и несколько внутридневных кредитов».
Таким образом, успешность операций Центрального банка РФ на открытом рынке зависит от совершенствования его действующих нормативных актов по рефинансированию кредитных организаций, расширения списка активов этих организаций, принимаемых в обеспечение кредитов коммерческим банкам, например, в виде еврооблигаций, векселей высоконадежных эмитентов, облигаций, обеспеченных ипотечными кредитами, прав требований по ипотечным кредитам и т.п.
Необходимо развивать новый механизм кредитования коммерческих банков, который основывается на точечном анализе платежеспособности и финансового состояния предприятии и организации, чьи векселя и кредитные договора принимаются в залог и не базируются лишь на данных, полученных в ходе мониторинга предприятий, проводимого Банком России. Точечный анализ проводится по данным официальной бухгалтерской отчетности, мониторинг же — на добровольных началах с использованием опросных анкет. Чтобы иметь возможность использовать данные мониторинга для принятия решений о выдаче кредита под залог векселей предприятий, необходимо изменить действующее законодательство таким образом, чтобы Банк России смог получать от юридических лиц, не являющихся банками, бухгалтерские и финансовые документы и формировать соответствующие базы. При этом юридические лица должны быть заинтересованы в предоставлении Банку России отчетности. Тогда они могли бы быть внесены в его базу данных как организации, обязательства которых принимаются в обеспечение кредитов Банка России и в связи с этим имеют более высокий рейтинг платежеспособности, позволяющий им иметь привилегии в получении кредитов от коммерческих банков.
Пока же, к сожалению, можно констатировать, что Центральный банк фактически не способен оперативно влиять на состояние ликвидности банковской системы страны и таким образом корректировать в ту или иную сторону принятые ориентиры единой государственной денежно-кредитной политики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека: монополия или конкуренция
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Лучше банка может быть только… брокер!
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.